Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 297.35 Кб (Скачать файл)

Программа повышения эффективности  бюджетного процесса уже сейчас начинает действовать. Особенностью формирования и реализации таких программ по сравнению  с программами реформирования региональных финансов будет являться то, что  большинство мероприятий, не могут  быть прямо реализованы на региональном уровне, поскольку они связаны  с корректировкой федерального законодательства, и в первую очередь Бюджетного кодекса. Поэтому от региона потребуется  действительно творческий подход к  формированию своих программ, связанный  с реалистичной оценкой собственных  полномочий и максимальной их реализацией  по всем направлениям реформирования, предложенным Правительством РФ. Более  того, уже сейчас регионам и муниципалитетам  при разработке программ придется считаться  не только с федеральной Программой, но и с множеством новых принципиальных законов и подзаконных актов, влияющих на вопросы повышения эффективности  бюджетного процесса.

 

Список литературы  

 

1.  Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (0805105) / Под ред. Г. Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-703 с, - I.Поляк, Георгий Борисович, ред.

2.  Закон Липецкой области «О бюджетном процессе Липецкой области» http://www.admlr.lipetsk.ru.

3.  Финансы: учеб. — 2-е изд., перераб. И доп./под ред. В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 634с.

4.  Финансы: Учебное пособие / А. И. Деева. — 2-е изд. перераб. И доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 416 с.

5.  Финансовое право: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. / Отв. Редактор О. Н. Горбунов. – М.: Юристь, 2005. — 587 с.

6.  Бюджетное право РФ. Лекции. (http://rudiplom.ru/lectures/ceny-i-cenoobrazovanie/1468.html).

7.  Бюджетный кодекс РФ 2009 2010 г. – (http://www.budgetcode.ru/). Проверено 25.11.2010 г.

8.  Международные финансы // И. Н. Жук (http://exsolver.narod.ru/Books/Fininvest/InterFin/index.html )

9.  Анализ достоинств и недостатков бюджета с точки зрения европейских требований к бюджетному процессу // Ю. В. Ярмагаев, к. э. н. , председатель научного общества (http://www.owl.ru/win/books/budget/b09.htm). Проверено 15.11.2010 г.

10.  12 главных проблем бюджетирования // Валерий Евгеньевич Xpyцкий, Академия народного хозяйства при Правительстве (Рhttp://www.elitarium.ru/2004/12/03/12_glavnykh_problem_bjudzhetirovanija.htmlФ). Проверено 01.12.2010 г.

11.  Бюджетный процесс в стратегиях социально-экономического развития. (http://institutiones.com/strategies/236-2008-06-17-12-43-26.html). Проверено 01.12.2010 г.

12.  Журнал «Бюджет» № 10 2010 г. Ульяновская область: бюджет 2011 года ориентирован на стабильность. (http://bujet.ru/magazine/index.php). Проверено 05.12.2010 г.

13.  Р. Р. Гайзатулин, И. Н. Вафин. Бюджетный процесс в Республики Татарстан в условиях кризиса// Журнал Финансы №3 2010 г. — с. 14–18.

14.  Журнал Бюджет №6 2010 г. Будущее за электронным бюджетом . (http://bujet.ru/magazine/index.php). Проверено 05.12.2010 г.

15.  «Электронное правительство: на пути к «электронному бюджету»// Журнал Финансы №11, 2010 г. — с. 3–6.

16.  Программа повышения эффективности бюджетных расходов Журнал Бюджет №10, 2010 г. (http://bujet.ru/magazine/index.php). Проверено 05.12.2010 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

В настоящее время много внимания уделяется вопросам, связанным с финансовым устройством государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными отношениями. Особое внимание уделяется государственному бюджету, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.

В ходе мобилизации в бюджет средств и их использования возникают  финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения  строятся в соответствии с финансово-бюджетной  политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная  политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой  и других областях финансов, лежащие  в основе бюджетного процесса.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры  бюджетного процесса. Объектом работы является бюджетный процесс, предметом - бюджетный процесс в РФ.

Объектом курсового исследования являются общественные отношения в  сфере бюджетного процесса. Предметом  исследования является бюджетный процесс  в РФ.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие бюджетного  процесса и определить его  принципы;

- определить полномочия  участников бюджетного процесса;

- рассмотреть порядок  составления проекта;

- раскрыть рассмотрение  бюджета проекта;

- рассмотреть исполнение  бюджета и отчета об его  исполнении.

Правовой основой курсовой работы является Конституция РФ, Бюджетный  Кодекс РФ.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких  ученых как Баранов Л.Т., Годин  А.М., Подпорина И.В., Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. и других авторов.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1: БЮДЖЕТНЫЙ  ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, УЧАСТНИКИ, СТАДИИ

1.1. Понятие бюджетного  процесса и его принципы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджеткак «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные  финансы подчиняли себе и финансы  предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались  как доходы государства.

Кардинальные изменения  в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х  гг., вызвали серьезную трансформацию  бюджетного механизма. Появление новых  форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе  денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным  устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два  уровня - государственный бюджет и  местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты  нижестоящих уровней (нижестоящих  государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты вышестоящих  уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующей  территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько  другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так  как именно отчет об исполнении бюджета  является обратной связью в бюджетной  деятельности государства.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный  год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря  не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета  завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все  стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода  и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный  год, бюджетный год равен всего  одной стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской  деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально  приближенный к реальности расчет доходов  бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области