Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 05:47, курсовая работа
Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.
Введение
1. Теоретические основы бюджетного процесса
2. Бюджетный процесс в Липецкой области
3. Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области
Заключение
Список литературы
В этих условиях высока вероятность
воспроизводства ошибок первого
и второго рода при использовании
положительных и отрицательных
санкций в рамках обеспечения
сильных стимулов исполнителей. В
свою очередь, воспроизводство таких
ошибок негативно влияет на механизм
сдерживания нарушений
Потенциальная возможность
вмешательства третьей стороны
в рамках реализации горизонтальных
двусторонних межведомственных трансакций
может положительно влиять на стимулы
контрагентов. Особую важность данные
функции приобретают в процессе
внедрения механизмов бюджетирования,
ориентированного на результат, на внутриведомственном
уровне. Такие функции могут выполнять
непосредственно руководители либо
некий коллективный орган (комиссия),
созданный в рамках иерархии (наиболее
эффективно в данном случае привлекать
независимых экспертов и
Можно выделить три уровня использования альтернативных способов разрешения конфликтов таблица 3:
Таблица 3 — Уровни использования альтернативных способов разрешения конфликтов
Уровень |
Наименование |
I |
на федеральном уровне
(особенно важно при смене |
II |
на уровне трудовых отношений
(в большей степени это |
III |
на уровне разрешения конфликтов между государственными организациями и потребителями публичных благ (что необходимо для эффективного внедрения стандартов государственных услуг и административных регламентов) |
Очевидно, наличие такого рода механизмов, с одной стороны, способствует снижению издержек урегулирования конфликтных ситуаций, а с другой - приводит к повышению степени удовлетворенности сторон при разрешении споров. [11]
Ключевое отличие БОР
от сметного бюджетирования - характер
использования информации в процессе
принятия решений. Особое значение приобретает
информационная инфраструктура, ее мощность,
выражающаяся в скорости формирования
и передачи значимой информации с
нижних уровней иерархии на верхние.
Проблема состоит в том, что поиск,
производство и распространение
такого рода информации являются прерогативой
индивидов, заинтересованных в усилении
асимметрии информации между ними и
вышестоящим звеном иерархии. Положение
усложняется тем, что доверитель,
как правило, не выступает потребителем
продукта, производимого исполнителем,
даже если речь идет о внутриведомственном
уровне. Высшие звенья управления не всегда
имеют полное представление о
том, что происходит на нижнем уровне,
более того, в силу ограниченных
способностей обработки всей доступной
информации руководители ведомств вынуждены
ориентироваться на информацию, производимую
контролирующими
Стратегии модернизации бюджетного
процесса. Выбор долгосрочной стратегии
развития определяет характеристики методов
и инструментов реформирования, а
значит, и акценты на рассмотренных
механизмах работоспособности БОР.
При этом он осуществляется в конкретных
условиях, формирующих стимулы
На рисунке 8 представлены стратегии обеспечивающие работоспособность БОР в зависимости от осуществляемой долгосрочной стратегии развития. Как можно видеть, наиболее полно указанные механизмы будут реализованы лишь в случае стратегии "Модернизация". В то же время отсутствие любого из механизмов может стать причиной низкого качества бюджетной системы с точки зрения ее результативности, экономичности и адаптационной эффективности. Именно достижение этих параметров является целевым в плане модернизации государства как необходимого условия модернизации страны.
Стратегия "Инерция". В исходные условия организации бюджетного процесса закладываются цели социально-экономического развития с неизменными подходами к механизмам перераспределения ресурсов с помощью государственного бюджета. Продолжится тенденция к имитации БОР вне связи с выработкой мер государственной политики в разных сферах, сопровождающаяся несистемными попытками улучшить качество бюджетного процесса в отдельных сферах деятельности государства.
Рисунок 8 — Стратегии развития бюджетного процесса
Стратегия "Рантье". В
исходные условия организации бюджетного
процесса закладываются цели социально-экономического
развития с акцентом на перераспределение
с помощью государственного бюджета
ресурсов для повышения жизненного
уровня населения вне связи с
динамикой факторов материального
производства и созданием адекватных
стимулов для нововведений. БОР в
лучшем случае будет применяться
ограниченно. Возможно повышение его
действенности посредством
Стратегия "Мобилизация".
В исходные условия организации
бюджетного процесса закладываются
цели социально-экономического развития
с акцентом на перераспределение
ресурсов посредством государственного
бюджета в пользу развития отраслей,
позволяющих отвечать на различные
угрозы (реальные или фантомные). Возможно
повышение действенности БОР
на основе создания механизмов принуждения
и адаптации. Вероятно также незначительное
повышение эффективности
Стратегия "Модернизация".
В исходные условия организации
бюджетного процесса закладываются
цели социально-экономического развития
с акцентом на перераспределении
ресурсов с помощью государственного
бюджета в пользу направлений
деятельности, способных принести наиболее
значимые конечные результаты, включая
инфраструктурные проекты и модернизацию
институциональной структуры. Данная
стратегия предполагает не только создание
разветвленной инфраструктуры, обеспечивающей
работоспособность БОР, но и сопряженность
с другими направлениями
Для использования БОР как инструмента обеспечения результативности модернизационной стратегии необходимы следующие меры.
1. Нужен пересмотр представлений
о возможностях применения
2. Обеспечение работоспособности
БОР должно быть сопряжено
с применением санкций не
3. Важно, чтобы система
санкций включала не только
денежный компонент, но и
4. Бюджетный процесс должен
стать частью процесса
5. В целях ускоренного
обучения процедурам и
Программа повышения эффективности
бюджетного процесса уже сейчас начинает
действовать. Особенностью формирования
и реализации таких программ по сравнению
с программами реформирования региональных
финансов будет являться то, что
большинство мероприятий, не могут
быть прямо реализованы на региональном
уровне, поскольку они связаны
с корректировкой федерального законодательства,
и в первую очередь Бюджетного
кодекса. Поэтому от региона потребуется
действительно творческий подход к
формированию своих программ, связанный
с реалистичной оценкой собственных
полномочий и максимальной их реализацией
по всем направлениям реформирования,
предложенным Правительством РФ. Более
того, уже сейчас регионам и муниципалитетам
при разработке программ придется считаться
не только с федеральной Программой,
но и с множеством новых принципиальных
законов и подзаконных актов,
влияющих на вопросы повышения
Заключение
По проделанной мною работе
можно сделать следующие
Во-первых, совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов). Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Во-вторых, бюджетный процесс
области - регламентируемая законодательством
Российской Федерации и настоящим
Законом деятельность органов государственной
власти области и иных участников
бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов областного
бюджета и бюджета областного
фонда обязательного
Без бюджета мы не можем оценить или отдать должное правильным действиям; контролировать цены; не знаем, просто ли мы существуем на одном уровне или все-таки развиваемся. Поэтому процесс составления годового бюджета имеет огромную важность. Это время, когда руководство старается получить как можно больше (конечно, в пределах возможного) ресурсов, старясь одновременно взять на себя как можно меньше обязательств (опять же в пределах возможного). Хотя бюджетный процесс может контролировать показатели функционирования, он не помогает их улучшить. Поэтому существуют достоинства и недостатки бюджетного процесса. Например, к достоинствам можно отнести то, что все бюджетные расходы сгруппированы по целевым статьям, учитываются не только бюджетные, но и внешние доходы, прогноз доходов бюджета области регулярно публикуется в средствах массовой информации, бюджетная отчетность гласная; к недостаткам бюджетная отчетность должна быть не только годовой, квартальной, но и ежемесячной, ежедневной, роспись бюджетных расходов должна быть не по кварталам, а по месяцам и т.д.
В-третьих, в последней
главе курсовой работы рассмотрено
совершенствование бюджетного процесса
Липецкой области, где основными
направлениями является: разработка
и внедрение новых методов
ведения бюджетного процесса, при
этом особое внимание уделяется мониторингу
текущей ситуации; переход к электронному
бюджету, который позволит перейти
на качественно новый уровень
управления финансами и создать
инструментарий для принятия обоснованных
управленческих решений с целью
повышения эффективности
Информация о работе Совершенствование бюджетного процесса в Липецкой области