Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:18, курсовая работа
Цель дипломной работы – разработка основных направлений по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Основными задачами, решаемыми в ходе работы, являются:
- рассмотреть теоретические и методические основы маркетинговой деятельности;
- определить современное состояние маркетинговой деятельности предприятия на примере ЗАО «РОМАНА »;
- выявить основные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ__________________6
1.1 Сущность, содержание, роль маркетинговой деятельности______________6
1.2 Организация маркетинговой деятельности___________________________12
1.3 Эффективность маркетинговой деятельности в условиях конкуренции___16
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАО «РОМАНА____________________________________________________28
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «РОМАНА»________________28
2.2 Исследование системы управления ЗАО «РОМАНА»_________________41
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА»___47
2.4 Экономико-математическое моделирование__________________________61
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ_________________73
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование
маркетинговой деятельности предприятия______________________________73
3.2. Обоснование эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА»______90
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ____________95
4.1. Безопасность проектных решений__________________________________95
4.2. Экологическое обоснование проектных решений____________________102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________116
Другая группа работников, руководит которой начальник отдела логистики, занимается доставкой этой продукции до потребителей, транспортировкой её из цехов готовой продукции на склад, хранением, упаковкой и т. д.
Содержание функций сбыта готовой продукции в рамках завода включает следующие направления: планирование, организацию, контроль и координацию. Каждое из направлений состоит из ряда функций, соответствующих специфике данного направления.
Планирование сбыта включает: изучение внешних и внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операций, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.
Организация сбыта включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю; технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.
Контроль и координация работы службы сбыта предполагает: оценку соответствия реализации сбытовых функций программе маркетинговых исследований; анализ действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и повышению ее эффективности; контроль и оценку эффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий; тактический контроль; контроль над поставками продукции, осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорных обязательств, своевременностью оплаты счетов; корректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами; предъявление потребителям претензий за нарушение договорных обязательств и несвоевременную оплату счетов. Развитие ассортиментной политики предприятия является залогом коммерческого успеха предприятия и импульсом его динамичного развития. Оно выражается в умении воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя продукции, которая обладает определённой потребительской ценностью, удовлетворяет вкусы покупателя и приносит прибыль.
Продвижение продукции в ЗАО «РОМАНА» осуществляется с помощью сформированных и освоенных каналов сбыта.
Канал сбыта – это организации, занимающиеся продвижением и обменом товаров; их деятельность характеризуется собственными функциями, условиями и ограничениями. Канал сбыта может выполнять следующие функции: установление контактов с потребителями, транспортировка и складирование товаров, финансирование, как поставщиков, так и потребителей, оказание разнообразных услуг потребителям и др.
На сегодняшний день ЗАО «РОМАНА» использует в своей деятельности следующие каналы сбыта:
1. Производитель – потребитель.
2. Производитель – розничный торговец – потребитель.
3. Производитель – оптовый торговец – розничный торговец – потребитель.
4. Производитель – оптовый
торговец – мелкооптовый
Исходя из проведенной оценки, можно сделать следующий вывод. На сегодняшний день на заводе мало внимания уделяется планированию сбытовой деятельности, что свидетельствует о ее несовершенстве. В рыночных условиях решение о комплектации ассортимента продукции предприятия являются первостепенными, так как от принятого решения зависит результат деятельности предприятия, а именно – получение прибыли.
Поэтому ассортиментная политика предприятия должна иметь экономическое обоснование, что будет способствовать принятию рациональных управленческих решений.
Ассортиментная политика завода должна формироваться с учётом наличия необходимых производственных ресурсов, уровня техники и технологии производства, возможностей создания нового производства, ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций, степени риска, связанного со спросом, рыночной конъюнктурой, динамикой цен и т. п.
В настоящий момент ЗАО «РОМАНА» находится в стадии перехода от концепции сбыта к маркетингу. Сегодня главное внимание уделяется вопросам сбыта производимой продукции и убеждению покупателя в необходимости приобретения этой продукции, учету потребностей рынка и выпуску таких товаров, которые отвечали бы запросам потребителей.
В таблице 12 приведены показатели конкурентного преимущества ЗАО «РОМАНА», сформулированные на основе личных суждений и мнения специалистов предприятия экономического профиля.
Таблица 12 – Показатели конкурентного преимущества ЗАО «РОМАНА»
Показатель |
Количественная оценка (0-6) |
Качественная оценка |
Доля рынка |
4 |
выше среднего |
Реализация стратегических целей |
2 |
Недостаточная |
Отличительные особенности продукции |
4 |
Существенные |
Приверженность потребителей (доверие) |
5 |
Высокая |
Динамика привлечения |
3 |
Средняя |
Среднее |
3,6 |
выше среднего |
Вектор |
Среднее -6 = 3,6 – 6 = -2,4 |
По результатам таблицы 12 рассчитан средний балл количественной оценки конкурентного преимущества, равный 2,4.
В таблице 13 представлена оценка показателей привлекательности рынка.
Таблица 13 – Показатели привлекательности рынка
Показатель |
Количественная оценка (0-6) |
Качественная оценка |
Скорость роста |
5 |
высокая |
Потенциальная прибыльность |
5 |
высокая |
Концентрация конкурентов |
5 |
высокая |
Среднее |
5 |
На каждой из осей соответственно откладываются средние значения рассчитанных показателей, и строится четырехугольник, характеризующий конкурентную позицию ЗАО «РОМАНА».
Рисунок 8 – Конкурентная позиция ЗАО «РОМАНА»
Таким образом, ЗАО «РОМАНА» позиционируется в правой части графика, причем почти симметрично в правых квадрантах.
Данное положение характеризуется привлекательностью рынка г. Чебоксары устойчивым финансовым положением ЗАО «РОМАНА», которое ограничено нестабильной внешней средой.
Для оценки эффективности службы маркетинга на предприятии рассчитаем следующие показатели:
Таблица 14 – Показатели эффективности службы маркетинга ЗАО «РОМАНА»
Показатели |
Годы |
Изменение (+,-) | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | |
1. Затратоемкость службы маркетинга, руб. |
1,38 |
1,45 |
1,48 |
0,07 |
0,03 |
2. Прибыль в расчете на 1 работника службы маркетинга, тыс. руб. на 1 чел. |
2183,7 |
3296,5 |
3517,0 |
1112,8 |
220,5 |
3. Рентабельность маркетинга, % |
1,19 |
1,73 |
1,76 |
0,54 |
0,03 |
Произведенные расчеты показывают положительную динамику роста вышеприведенных показателей. Это характеризует положительно работу маркетинга предприятия ЗАО «РОМАНА».
Представляется, что такая оценка эффективности маркетинга должна проводиться на предприятии ежегодно в целях совершенствования маркетинговой деятельности предприятия, а также в целях аттестации специалистов службы маркетинга и, соответственно, для принятия решений о повышении их квалификации.
Маркетинговое исследование анализируемого предприятия – целенаправленный сбор, анализ и интерпретация информации с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений, относящихся к конкретной рыночной ситуации. Они необходимы для принятия правильных управленческих решений.
На практике применяются различные виды маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по ряду признаков, которая представлена в таблицу 15.
Таблица 15 – Классификация маркетинговых исследований на предприятии ЗАО «РОМАНА»
Признаки классификации |
Виды исследований |
Метод проведения исследования |
Кабинетные Внекабинетные |
Характер и цели исследования |
Поисковые Описательные Аналитические |
Вид собираемой информации |
Количественные Качественные |
Наиболее распространенным методом сбора первичной маркетинговой информации является опрос. Он используется примерно в 90 % исследований. Опросы классифицируются по ряду признаков (табл. 16).
Таблица 16 – Классификация опросов, которые используют специалисты предприятия ЗАО «РОМАНА»
Признак классификации |
Виды опросов |
Источник (носитель) первичной информации |
Массовые Специализированные (экспертные) |
Частота опроса |
Точечные (разовые) Повторные |
Степень охвата |
Сплошные Выборочные |
Форма опроса |
Анкетирование Интервьюирование (прямое и опосредованное, например по телефону) |
Примеры проведенного опроса приведены в приложениях.
Также используется экспертная оценка, наблюдение и эксперимент.
Направления маркетинговых исследований определяются выбором изучаемых объектов.
В настоящий момент специалистами ЗАО «РОМАНА» проведены предварительные маркетинговые исследования потенциальных рынков сбыта продукции своего предприятия. Производимая продукция реализуется на внутреннем и внешнем рынках. В дальнейшем, предполагается увеличение объёмов сбыта на российском рынке на 2-5 %.
Основные факторы, влияющие на уровень и природу спроса, связаны с ценой товара, уровнем доходов, а также ценой и доступность замещающих товаров.
Ближайшими конкурентами анализируемого предприятия являются малые предприятия.
Слабая технологическая база, малые производственные мощности цехов и отсутствие высококвалифицированных специалистов не позволяет данным предприятиям выпускать высококачественную продукцию.
Так установлено, что ЗАО «РОМАНА» имеет ряд положительных преимуществ по сравнению со своими конкурентами:
Выдержать жесткую конкурентную борьбу ЗАО «РОМАНА» может только в условиях постоянного повышения качества продукции, разработки и производство нового ассортимента продукции, проведения взвешенной ценовой политики, управлением маркетингом, создания собственной товаропроводящей сети.
Для того чтобы определить, насколько эффективно и благотворно влияет функционирование службы маркетинга на деятельность фирмы, необходимо провести внутреннее исследование, которое должно содержать в себе мнения работников ЗАО «РОМАНА», руководителей принимающих решения от которых зависит деятельность предприятия.
Для проведения данного мероприятия было проведено маркетинговое исследование, которое состояло из нескольких этапов
На первом этапе – подготовка к маркетинговому исследованию, была проведена следующая работа, изучение работы менеджеров, генерального директора и первых руководителей, а также всех остальных работающих в организации.
Вторым этапом было анкетирование, которое происходило по следующей схеме:
1. Определение целей и задач.
Цель анкетирования заключается в получение ответов на такие основные вопросы: как маркетинговая службы влияет на успешность деятельности организации; каковы положительные и отрицательные стороны в работе маркетинговой службы; как службы маркетинга повлияла на известность «РОМАНА» в Чувашии, что укажет на необходимость дополнительного развития завода, через реорганизацию службы маркетинга для формирования маркетинговых коммуникаций, либо только поддержания их на том уровне, на котором они сейчас; данная информация поможет в принятии решения о внедрении проекта реорганизации маркетинговой службы, либо его отклонении.
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности