Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью работы является проведение исследования состояния рынка ресторанных услуг Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо следующее :
изучить характеристики и структуру рынка ресторанных услуг Беларуси;
проанализировать потребителей и качество предлагаемых услуг в Беларуси;
рассмотреть основные направления совершенствования рынка ресторанных услуг Беларуси.
Предложить инновационные мероприятия для совершенствования деятельности ресторанов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ….….............................................................................................................5
1.1 Тенденции развития рынка ресторанных услуг……………………… 5
1.2 Основные факторы макросреды …………………...……….…………
1.2.1 Демографические факторы макросреды………………………….....
1.2.2 Экономические факторы макросреды………………………………
1.2.3 Научно-технические факторы макросреды………………………....
1.2.4 Культурная среда………..……………………………………………
1.2.5 Природная среда……………………………………….……………..
1.2.6 Политическая среда…………………………………………….…….
1.3 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов маркетинговой среды на ресторанную деятельность
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВА ПРЕДЛАГАЕМЫХ УСЛУГ …………………………….………………………………………
2.1 Анализ потребителей …………………………………………………..
2.2 Анализ качества услуг………………………….………………………
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА РЫНКА РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ………………..………………………..........
3.1 Услуга «Тюремное кафе»………………………………………...…….
3.2 Внедрение информационных киосков в кафе и рестораны………….
3.3 Создание сайта…………………………………………………….........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………................
Источник: [13]
Как видно из таблицы, все проанализированные показатели растут. Это указывает на явный рост научно-технического потенциала нашей страны. А стабильное научно-техническое развитие всегда способствует развитию экономики, в т.ч. развитию сферы ресторанных услуг.
Таблица 1.5 - Показатели культурной среды
Годы |
Численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь | ||
Всего |
в том числе из | ||
иностранных государств |
Стран СНГ | ||
2002 |
63 484 |
55 177 |
8 307 |
2003 |
64 289 |
56 600 |
7 689 |
2004 |
67 517 |
54 505 |
13 012 |
2005 |
90 811 |
61 980 |
28 831 |
2006 |
89 524 |
62 790 |
26 734 |
2007 |
105 410 |
66 523 |
38 887 |
2008 |
91 587 |
38 715 |
52 872 |
2009 |
95 463 |
35 580 |
59 883 |
2010 |
120 073 |
36 641 |
83 432 |
Источник:[13]
Таблица 1.6 - Субъекты малого предпринимательства
субъекты малого предпринимательства |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
гостиницыи рестораны |
- |
- |
- |
- |
672 |
993 |
1243 |
1772 |
1948 |
2123 |
транспорт и связь |
- |
- |
- |
- |
2466 |
4731 |
6654 |
7380 |
7825 |
8147 |
операции снедвижимым имуществом |
- |
- |
- |
- |
4130 |
5418 |
6647 |
8161 |
9520 |
10625 |
Пассажирооборот всех видов транспорта |
29281 |
28165 |
28171 |
24354 |
24108 |
23906 |
21620 |
19818 |
23416 |
23585 |
Источник:[13]
Таблица показывает статистику посещения иностранными туристами Республики Беларусь и направление туристов за рубеж. По этим данным прослеживается то, что до 2007 года численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, стабильно росло, потом упало, и к 2010 годы вновь возросло. И, в общем, за 10 лет число туристов, посетивших Беларусь, увеличило почти в два раза.
До 2007 года большая часть посетителей приезжала из иностранных государств, а, начиная с 2008, ситуация поменялась и более многочисленными стали посетители со стран СНГ.
Касательно выезда туристов РБ за рубеж можно сказать, что с каждым годом количество белорусов, посещающих иностранные государства, снижается, в частности в страны СНГ.
Сложившаяся ситуация может послужить хорошим стартом для развития ресторанного бизнеса , и раз есть такая возможность, то необходимо более тщательное исследования и проведение различных мероприятий, повышающих интерес к национальным достопримечательностям.
Таблица 1.7 - Показатели природной среды
Годы |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Число заповедников |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Число национальна парков |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух всего, тыс. тонн |
379,2 |
371,8 |
415,3 |
403,7 |
423,3 |
408,2 |
397,0 |
457,2 |
377,1 |
370,9 |
Окончание таблицы 1.7 | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Совокупные расходы на охрану окружающей среды, млрд. |
374 |
578 |
786 |
967 |
914 |
1253 |
1519 |
1744 |
2002 |
3485 |
Источник:[13]
Из таблицы видно, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с каждым годом уменьшатся. И уровень загрязнения на 2011 году, хоть и незначительно, но уменьшилось даже по сравнению с 2002 годом. Также хорошо видно, что расходы на охрану окружающей среды увеличивается большими темпами. Улучшения окружающей среды может оказать хорошее влияние на ресторанный бизнес.
Соответствие международным и национальным стандартам качества:
-ГОСТ РБ 50690-2000 « Туристские услуги. Общие требования ».
-ГОСТ Р 51074-97 Продукты
пищевые. Информация для
-ГОСТ 30602-97/ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения.
-ГОСТ РБ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Классификация гостиниц»
-СанПиН 42-123-4117-86 Санитарные
правила. Условия, сроки
-СанПиН 2.3.2.560-96 Гигиенические
требования к качеству и
1.3 Корреляционно–регрессионный
анализ влияния факторов
Для проведения корреляционно-регрессионного анализа сформируем ряд из 10 показателей внешней среды за десять лет результирующего показателя деятельности отрасли (прибыль отрасли). Исходные данные для корреляционного анализа представлены в пункте 1.1.1.
На основе имеющихся данных определим линейный коэффициент корреляции с помощью пакета АНАЛИЗ ДАННЫХ – корреляция MS Excel.
Показатели тесноты связи, исчисленные по данным сравнительно небольшой статистической совокупности, могут искажаться действием случайных причин. Это вызывает необходимость проверки их существенности.
Для оценки значимости коэффициента корреляции применяется t-критерий Стьюдента. Коэффициент детерминации рассчитывается как квадрат коэффициента корреляции. Он показывает, на сколько процентов изменение результата (в нашем случае прибыли) объясняется изменением данного фактора. Все расчёты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ А. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 - Результаты корреляционного анализа
Показатель |
Коэффициент корреляции, r |
Показатель t- статистики |
Коэффициент детерминации, R2 |
Теснота и направление связи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего население Беларуси (Х1) |
-0,73 |
-3,1 |
0,55 |
Обратная, очень высокая |
Прибывшие в Беларусь (Х2) |
-0,22 |
-0,6 |
0,048 |
Обратная, заметная |
Затраты на рекламу (Х3) |
0,90 |
6,2 |
0,83 |
Прямая, очень высокая |
Денежные доходы населения (Х4) |
0,88 |
5,5 |
0,79 |
Прямая, очень высокая |
Приобретение новых технологий (Х5) |
-0,03 |
-0,1 |
0,0009 |
Обратная, слабая |
Инфляция % (Х6) |
-0,41 |
-1,3 |
0,17 |
Обратная, очень высокая |
Субъекты малого предпринимательства (Х7) |
0,86 |
4,9 |
0,76 |
Прямая, очень высокая |
Число пользователей Интернет (Х8) |
0,85 |
4,6 |
0,72 |
Прямая, очень высокая |
Индекс потребительских цен (Х9) |
0,78 |
3,5 |
0,61 |
Прямая, очень высокая |
Количество людей с высшим образованием тыс.чел (Х10) |
0,74 |
3,1 |
0,55 |
Прямая, очень высокая |
Источник: собственная разработка
На основании выводов,
представленных в ПРИЛОЖЕНИИ А, выбираем
три самых значимых фактора для
регрессионного анализа. Этими факторами
являются денежные доходы населения, субъекты
малого предпринимательства в
Таблица 1.9 - Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности отрасли
Переменная (фактор) уравнения регрессии |
Значение переменной |
t- значение |
p- уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общая статистика регрессионной модели | |||
1. Множественный R: |
0,92 |
||
2. Коэффициент детерминации – фактическое значение –нормативное (табличное) значение |
0,84 0,704 |
- |
- |
3. F-статистика – фактическое значение (1/F) –нормативное (табличное) значение |
0,09 4,76 |
– |
0,009 0,05 |
Переменные регрессионной модели | |||
4. Y-пересечение – фактическое значение –нормативное (табличное) значение |
49722,1 - |
0,91 2,44 |
0,39 0,05 |
5. Фактор маркетинговой среды | |||
5.1. Затраты на рекламу (Х3) – фактическое значение –нормативное (табличное) значение |
2502,27 - |
1,17 2,44 |
0,28 0,05 |
5.2. Денежные доходы населения (Х4) – фактическое значение –нормативное (табличное) значение |
0,72 - |
0,25 2,44 |
0,81 0,05 |
5.3. Субъекты малого предпринимательства (Х7) – фактическое значение –нормативное (табличное) значение |
21,99 - |
0,27 2,44 |
0,79 0,05 |
Источник: собственная разработка
Оценка уравнения регрессии представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Б. Полученное уравнение регрессии значимо и может быть использовано в дальнейших расчетах.
Интерпретация результатов.
Если обратиться к нашему примеру, то коэффициент детерминации R2 (Excel его подает как R-квадрат) равен 0,92, что составляет 92 %. Этот результат следует толковать так: все исследуемые воздействующие факторы х3, х4 и х7 объясняют 92% вариации анализируемой функции (Y). Остальное же (8%) остается необъясненным и может быть связано с влиянием других, неучтенных факторов.
В этом случае имеющуюся расчетную величину R2расч необходимо сравнить с табличными (критическими) значениями R2крит для соответствующего уровня значимости . R2расч > R2крит, значит, со степенью вероятности 95 % можно утверждать, что анализируемая регрессия является значимой.
Проведем проверку по F-критерию. Обычно F-тест проводится путем сопоставления вычисленного значения F-критерия с эталонным (табличным) показателем Fтабл для соответствующего уровня значимости. Если выполняется неравенство Fрасч < Fтабл, то с уверенностью, например на 95 %, можно утверждать, что рассматриваемая зависимость у = b0 + b1x1 + b2x2 +…+ bkxk является статистически значимой.
Для анализа уравнения будем пользоваться величиной Fрасч, обратной представленной Excel. Отыщем по эталонной таблице критическую величину Fкрит при условии, что для числителя степень свободы f1 = k, т.е. составит 3 (число воздействующих факторов равно 3), а для знаменателя f2 = n − k− 1 = 10 − 3 − 1= 6. Тогда будем иметь следующие значения для Fкрит: 4,76 (для α = 0,05).
Соотношение Fрасч < Fкрит выполняется, значит уверенно можно говорить о высокой степени адекватности анализируемого уравнения. В нашем случае оно адекватно 0,09<4,76.
Из этого следует, что
данное уравнение представленное в
ПРИЛОЖЕНИИ Б действительно
Использование t-критерия. Необходимые
расчеты делает Excel, который выдает
соответствующую компьютерную распечатку
с обозначением значений показателя
t. Анализируемый коэффициент