Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа
Целью работы является проведение исследования состояния рынка ресторанных услуг Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо следующее :
изучить характеристики и структуру рынка ресторанных услуг Беларуси;
проанализировать потребителей и качество предлагаемых услуг в Беларуси;
рассмотреть основные направления совершенствования рынка ресторанных услуг Беларуси.
Предложить инновационные мероприятия для совершенствования деятельности ресторанов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ….….............................................................................................................5
1.1 Тенденции развития рынка ресторанных услуг……………………… 5
1.2 Основные факторы макросреды …………………...……….…………
1.2.1 Демографические факторы макросреды………………………….....
1.2.2 Экономические факторы макросреды………………………………
1.2.3 Научно-технические факторы макросреды………………………....
1.2.4 Культурная среда………..……………………………………………
1.2.5 Природная среда……………………………………….……………..
1.2.6 Политическая среда…………………………………………….…….
1.3 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов маркетинговой среды на ресторанную деятельность
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВА ПРЕДЛАГАЕМЫХ УСЛУГ …………………………….………………………………………
2.1 Анализ потребителей …………………………………………………..
2.2 Анализ качества услуг………………………….………………………
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА РЫНКА РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ………………..………………………..........
3.1 Услуга «Тюремное кафе»………………………………………...…….
3.2 Внедрение информационных киосков в кафе и рестораны………….
3.3 Создание сайта…………………………………………………….........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………................
Использование уровня
значимости. В этом случае оценка
проводится путем анализа
Можно сделать вывод
о том, что фактором, который
в большей степени влияет на
результативность деятельности
туристической отрасли, это
денежный доход на душу
В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом ресторанном рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю и богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита система маркетинг национальной кухни и ее продвижения на мировом внутреннем рынке, низок ресторанный рейтинг Республики Беларусь, отсутствие реального сотрудничества с зарубежными фирмами и международными ресторанными организациями.
Преодоление негативных тенденций в развитии ресторанной отрасли предполагает проведение государственной политики в этой сфере, создание правовых, организационных основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного ресторанного комплекса, который при активной поддержке и непосредственной помощи государства.
Развитие ресторанной отрасли в Республике Беларусь должно основываться на тех видах и формах ресторанов, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся потенциал. Проблема заключается в том, что ресторанный потенциал Беларуси используется не в полной мере.
Существенные различия в развитии
хозяйственной деятельности и социальной
сферы, экологической обстановке, развитости
транспортных коммуникаций и инфраструктуры,
сохранности историко-
В последние годы произошли значительные перемены в области ресторанной инфраструктуры. Наметилась тенденция к сокращению числа выездов, в то же время неуклонно растет (хотя и незначительными темпами, около 10 % в год) количество прибытий в страну.
Беларусь стремится к сотрудничеству с зарубежными странами, для способствования большего развития ресторанной деятельности. Приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша. Все мероприятия направлены на закрепление имеющихся положительных тенденций (в росте количества посещения ресторанов иностранцами, посещающих Республику Беларусь, снижение отрицательного сальдо и т.д.) и создать условия по преодолению препятствий, тормозящих динамичное развитие ресторанного бизнеса в Республике Беларусь.
2.1 Анализ потребителей
Для анализа потребителей рынка активного туризма была рассчитана численность детерминированной выборки (ПРИЛОЖЕНИЕ В), разработана анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ Г), опрошена выборочная совокупность (результаты опроса представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Д) и проведён анализ данных.
Анализ данных опроса:
Первый вопрос, заданный респондентам был: Посещаете ли Вы рестораны?
Рисунок 2.1 - Количество посетителей ресторанов
Большинство опрашиваемых ответили, что посещают рестораны, но также значительная часть респондентов приходит в ресторан по обстоятельствам, т.е. отпраздновать день рождение, свадьбу и другие различные события. Незначительная часть опрашиваемых вообще не посещают ресторан в силу различных причин. Респонденты, которые ответили “Нет” на заданный им вопрос(7 человек), имели возможность указать причину. Причины были следующие:
1.Нехватка времени (ответ двух респондентов).
2.Нежелание платить за еду, которую можно поесть дома (ответ трех респондентов).
3.Несоответсвие отечественных
ресторанов представлением
4.Слишком высокие цены (ответ одного респондента).
Т.к. 7 человек на 1 вопрос ответили ”Нет”, то на следующие 8 вопросов отвечают только 69 человек (76-7=69 )
На вопрос “Устраивает ли Вас качество обслуживания в ресторане?” большинство респондентов удовлетворены обслуживанием, т.к. 19 человек (27,5%) ответили ”Да” и 24 человека (34,8%) ответили ”Скорее да, чем нет”. Но 26 человек из опрашиваемых сочли качество обслуживания в ресторане неудовлетворительным.18 человек (26,1%) ответили на задаваемый им вопрос ”Скорее нет, чем да” и 8 человек (11,6%) категорически недовольны качеством обслуживания в ресторане.
Рисунок 2.2 - Соотношение удовлетворенных и неудовлетворенных качеством обслуживания в ресторане респондентов
Следующий вопрос был ” Что Вас больше не устраивает в обслуживании?” и на него должны были отвечать только те респонденты, которые в предыдущем вопросе не ответили ”Да”,т.к. их все устраивает в обслуживании. Таким образом на данный вопрос отвечало 50 человек (69-19=50). С помощью данного вопроса я смогла выяснить, что именно не устраивает респондентов в обслуживании. Большинство опрашиваемых недовольны высокими ценами (20 человек), также их не устраивает грубое отношение официантов (16 человек). Немногим меньше (14 человек) респондентов не устраивает дизайн интерьера в ресторане. Свой вариант ответа не предложил никто.
Рисунок 2.3 - Распределение основных причин плохого обслуживания в ресторанах
Затем следовал вопрос : ” Устраивает ли Вас качество еды в ресторане?”. На этот вопрос вновь отвечали 69 респондентов. Большая часть опрашиваемых либо не довольны едой в ресторане (19 человек) ,либо не всегда довольны (30 человек).Респонденты, которые довольны едой в ресторане (20 человек) не отвечают на следующий вопрос, т.к. нужно выяснить, что именно не устраивает опрашиваемых в еде и блюдах ресторана.
Рисунок 2.4 - Распределение удовлетворенных и неудовлетворенных едой в ресторане
Затем вопрос был следующий: ” Что именно Вас не устраивает в меню ресторана?”. На этот вопрос должны были отвечать 49 респондентов, из которых 17 опрашиваемым не нравится маленький выбор блюд в ресторане. По 16 респондентов ответили ,что их не устраивает качество еды и долгое приготовление блюд. Свой вариант ответа не дал никто.
Рисунок 2.5 - Причины неудовлетворенных качеством еды
На вопрос “Вы считаете, что в ресторане должны быть блюда нескольких национальностей?” Отвечало 69 человек, результаты были следующими: ”Да” – 52 человека, ”Нет”- 17 человек.
Рисунок 2.6 - Отношения респондентов к блюдам различных национальностей
В следующем вопросе “Блюда какой национальности Вы предпочли бы в ресторане?” ответы были такие:
Рисунок 2.7 - Распределение предпочтений респондентов блюд разных национальностей
На вопрос “.Как часто Вы посещаете ресторан?” ответы распределились по-разному.
Рисунок 2.8 - Частота посещения ресторанов опрашиваемыми
Затем был задан вопрос.” В какое время суток Вы предпочитаете посещать ресторан?”
Рисунок 2.9 - Тенденция посещения ресторана в зависимости от времени суток
Следующим следовал вопрос “Что из перечисленного привлекло бы Вас посетить ресторан?”. Отвечать на этот вопрос и последующие будут уже 76 респондентов. Абсолютное большинство респондентов хотели бы иметь возможность заказать еду еще до прихода в ресторан.
Рисунок 2.10 - Отношение респондентов к перечню возможных нововведений в ресторане
Далее был вопрос ” В какой компании Вы бы хотели посетить ресторан?”.Ответы распределились примерно поровну, но все же большинство опрашиваемых предпочли бы посетить ресторан вместе с девушкой/парнем.
Рисунок 2.11 - Предпочтения респондентов в сопровождении в ресторан
2.2 Анализ качества услуг
Качество услуги – это
совокупность характеристик услуги,
которые придают ей способность
удовлетворять обусловленные
Для определения качества оказываемых услуг в отрасли активного туризма было опрошено 5 экспертов. Им было предложено оценить самые значимые показатели развития отрасли путём присвоения показателям баллов от 1 до 5. (1 – наименьшая степень развития, 5 – наибольшая степень развития). В качестве экспертов выступили сотрудники организаций, оказывающих услуги в гостиничной и ресторанной отрасли.
Результаты опроса экспертов представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Оценки экспертов
Эксперты |
Показатели качества туристических услуг | ||||||
Наличие развитой гостиничной инфраструктуры |
Наличие развитой ресторанной инфраструктуры |
Государственное регулирование гостиничной отрасли |
Государственное регулирование ресторанной отрасли |
Оказание гостиничных услуг |
Качество оказания ресторанного обслуживания |
Дополнительные услуги в двух отраслях | |
Эксперт 1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Эксперт 2 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
2 |
Эксперт 3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Эксперт 4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
Эксперт 5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Всего |
19 |
20 |
22 |
19 |
18 |
22 |
14 |
Источник: собственная разработка
В соответствии с расчётами, приведёнными в ПРИЛОЖЕНИИ Ж, коэффициент конкордации составил 0,59, значит, мнения экспертов согласованы. Из этого следует, что полученный коэффициент значимости можно использовать для оценки качества ресторанных и гостиничных услуг.
По итогам полученных результатов эксперты оценили на 22 балла(самый высший балл) качество оказания ресторанного обслуживания и государственное регулирования отрасли, а наименьшее количество баллов (14 баллов) получили дополнительные услуги в гостиничной и ресторанной отрасли.
Целевым
сегментом данной отрасли
Для повышения
уровня конкурентоспособности
Глава 3. Условия по усовершенствованию ресторанных услуг.
3.1 Комплекс «Тюремное кафе»
Мной было предложено открытие комплекса “Тюремное кафе”. Согласно анкетированию абсолютное большинство (63%) высказались в поддержку данной идеи. Создание данного кафе позволит улучшить качество оказываемых услуг ресторанного и гостиничного бизнеса.
“Тюремное кафе” - это кафе с представлением и элементами игры. Актуальность проекта заключается в том, что в РБ пока ещё не существует такого вида кафе. Необычная идея и хорошее исполнение задуманного- привлечет клиентов.
В меню - интересные названия
блюд. Приходящие в кафе встречают
“тюремного смотрителя”,который просит
их оставить отпечатки пальцев и
зачитывает им приговор, после чего
угощает бесплатным коктейлем (если
нет 18- безалкогольным),затем