Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа
Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции их экономического развития, так и с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности и роли оценки конкурентоспособности товаров;
- анализ состояния и тенденций развития промышленности строительных материалов России;
- характеристика ситуации на рынке строительных материалов Ростовской области с учётом промышленного потенциала области и покупательской способности населения;
- для более точного и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;
- детальное рассмотрение ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки разных производителей на примере специализированного торгового предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность конкурентоспособности товаров…………………………………..4
1.1 Сущность и роль понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» товаров……………………………………………………………………………..4
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…………………...10
1.3 Принципы оценки и порядок оценки………………………………………18
2Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства……………………………………………………………………..26
2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26
2.2 Контроль качества керамической плитки, поступающей в продажу…….33
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………………………………...47
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Сущность
1.1 Сущность и роль
понятий «конкуренция» и «
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…………………...10
1.3 Принципы оценки и порядок оценки………………………………………18
2Сравнительная характеристика ассортимента,
качества и конкурентоспособности керамической
плитки отечественного и зарубежного
производства………………………………………………
2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26
2.2 Контроль качества керамической плитки, поступающей в продажу…….33
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Промышленность строительных материалов является одной из базовых отраслей народного хозяйства. В состав отрасли входит 23 подотрасли, которые объединяют в настоящее время около 10 тыс. предприятий, из них около 2 тыс. крупных и средних с общей численностью работников около 800 тыс. человек. В Российской Федерации производятся все основные СМ, изделий и конструкций. Больше стало производиться отечественной продукции, удовлетворяющей современным требованиям и соответствующей по качеству мировым аналогам.
Сегодня на промышленном и потребительском рынках строительных материалов произошли значительные изменения: изменилась номенклатура и качеств предлагаемых товаров, покупательский спрос стал более избирательным, изменилась ситуация так же на региональном потребительском рынке Ростовской области. В своей работе мы попытались отобразить все эти преобразования и дать анализ сложившейся ситуации на рынке строительных материалов, в частности рынке керамической плитки.
Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции их экономического развития, так и с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности
и роли оценки
- анализ состояния и тенденций развития промышленности строительных материалов России;
- характеристика ситуации
на рынке строительных
- для более точного и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;
- детальное рассмотрение
ассортимента, качества и
1 Сущность конкурентоспособности товаров
1.1 Сущность
и роль понятий «конкуренция»
и «конкурентоспособность»
Конкурентоспособность товаров и услуг — основной фактор качества жизни.
По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни, понятие «качество жизни» включает в себя следующее:
1)здоровье;
2) образование;
3) рациональное (адекватное) питание;
4) стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище;
5) безопасность;
6)здравоохранение;
7) участие в жизни общества, создание необходимых услуг для его развития;
8) справедливость;
9) равенство мужчин и женщин.
Выполнение первых семи
условий непосредственно
Конкуренция в переводе
с латинского означает сталкивание.
Она является формой взаимного соперничества
субъектов рыночной экономики. Средство
конкуренции - это товары и услуги,
с помощью которых
Действие множества субъектов направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней.
Зону тотальной конкуренции
достигают только субъекты, товар (услуга)
которых полностью удовлетворяю
Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема конкурентоспособности наиболее актуальна для модели совершенной конкуренции, в которой присутствует элемент жесткой состязательности, и не актуальна для монопольного, дефицитного рынка.
Можно согласиться с выводами, приведенными в работе, что конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Ее можно представить как систему векторов, образуемых действием указанных процессов. Вектор удовлетворения потребности
(а) определяется потребительной стоимостью товара, а вектор соперничества
(b) — числом производителей товаров-аналогов (услугодателей) и характеристикой конкурентной среды. Векторы а и b дают совокупный вектор — вектор конкурентоспособности (К)
При конкурентном анализе
очень важно правильно
В соответствии с содержанием
конкурентного анализа
Конкурентный анализ положения объектов позволяет выявлять ближайших конкурентов — группу соперничающих объектов, имеющих сходство (по географии, сегментам, рыночным позициям и пр.).
Конкурентная оценка преимуществ — это сравнение конкурентов по принципу «лучшего-худшего» удовлетворения требований потребителя.
По нашему мнению, две составляющие анализа реализуются не параллельно, а последовательно — от анализа положения к анализу преимуществ.
Конкуренция обязывает
фирмы создавать
Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.
Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. Предпосылкой к определению понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности [10]:
— продукция (товар, услуга);
— организация;
— отрасль;
— страна.
В соответствии с указанными четырьмя объектами можно рассматривать конкурентоспособность на четырех уровнях. Справедливо обращается внимание на существование тесной внутренней и внешней зависимости между ними. Синтетическим показателем, который объединяет характеристики конкурентоспособности этих объектов и определяет положение страны на мировом рынке, является конкурентоспособность страны.
Но страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном счете зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.
В этом определении заложены три отличительных признака:
1) пространство — конкретный рынок (страна, сегмент рынка);
2) период — фиксированный отрезок времени;
3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время — пространство».
Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Но, как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям.
Поэтому можно согласиться
и с таким вариантом
Для универсальности
приведенного определения
Предлагается оценивать конкурентоспособность по финансовому показателю «рентабельность продаж» и маркетинговому показателю «рыночная доля товара».
Таким образом, можно согласиться и со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.
Конкурентоспособность нами рассматривается как свойство продукции. Ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности — это интегральный показатель качества.
Он был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизирован [14].
Интегральный показатель качества продукции (I) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.
I=ПэЗп+Зэ.
Например, в шинной промышленности интегральный показатель определяется как отношение показателя пробега («ходимости») к себестоимости или цене шины.
Для стиральной машины он рассматривается как отношение количества выстиранного белья за весь срок службы к суммарным затратам, складывающимся из себестоимости и затрат на ремонт и оплату потребляемой электрической энергии.
В дальнейшем мы придадим интегральному показателю более широкий смысл, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене потребления (СΣ), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации:
I=UСΣ
Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров исходя из их конкурентоспособности.
«Качество» и «конкурентоспособность», безусловно, термины не тождественные. Термин «интегральный показатель»— это «мостик» между ними.
Расширительное толкование качества принято и за рубежом. Так, в работе А.В. Гличева приводится формулировка качества, данная Дж.Харрингтоном: «качество — это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность; высокое качество — превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.
Поскольку сущность понятия
≪конкуренция≫ — это
возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности — уровня конкурентоспособности.
Уровень конкурентоспособности продукции — это относительная количественная характеристика.
В основу определения термина можно положить формулировку, которая была предложена А. Н. Литвиненко и А. М. Татьянченко, которые в начале 1980-х гг. провели глубокое исследование конкурентоспособности машино-технической продукции и предложили понимать под конкурентоспособностью «характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение».