Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа
Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции их экономического развития, так и с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности и роли оценки конкурентоспособности товаров;
- анализ состояния и тенденций развития промышленности строительных материалов России;
- характеристика ситуации на рынке строительных материалов Ростовской области с учётом промышленного потенциала области и покупательской способности населения;
- для более точного и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;
- детальное рассмотрение ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки разных производителей на примере специализированного торгового предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность конкурентоспособности товаров…………………………………..4
1.1 Сущность и роль понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» товаров……………………………………………………………………………..4
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…………………...10
1.3 Принципы оценки и порядок оценки………………………………………18
2Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства……………………………………………………………………..26
2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26
2.2 Контроль качества керамической плитки, поступающей в продажу…….33
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………………………………...47
При оценке конкурентоспособности организаций и отраслей промышленности широко используется такая разновидность метода, как SWOT-анализ. Он применяется как на начальных этапах оценки, в частности на этапе сбора и анализа данных о конкурентах, так и на заключительном этапе, когда определен обобщенный показатель конкурентоспособности.
Анализируются результаты оценки, разрабатывается конкурентная стратегия деятельности организации, отражающая конкурентоспособность ее продукции.
Примером использования статист
Маркетинговый метод используется для определения такого распространенного критерия конкурентоспособности, как доли на рынке группы товаров.
Объектом анализа являются, как правило, товарно-групповые и товарно- видовые конкуренты.
Характеристика методов, применяемых исходя из используемой номенклатуры критериев. Существуют прямые методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей как минимум качество (уровень качества) и цену, и позволяющие рассчитывать интегральный показатель качества или оценивать отношение качество/цена.
К косвенным методам относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей один из двух основных критериев — качество или цену либо другие критерии, которые опосредованно характеризуют качество или отношение качество/цена.
Так, при оценке конкурентоспособности рынков или магазинов одного города можно допустить, что в этих торговых объектах реализуются товары примерно одного качества. Поэтому мерилом их конкурентоспособности является уровень цен. Не случайно покупатели, сравнивая розничные цены одних и тех же наименований товара, делают заключение — «дешевый рынок», «дорогой магазин».
При отсутствии в номенклатуре продажной цены (при оценке товаров примерно одинаковой стоимости) о конкурентоспособности судят по критерию «качество» («уровень качества»).
Для косвенной оценки
потребителем конкурентоспособности
ряда услуг (медицинских и туристических,
по ремонту и строительству
Для косвенной оценки могут использоваться и характеристики, непосредственно не связанные со свойствами товара. Так, в советский период, когда имел место товарный дефицит, такой характеристикой служила информации магазина о том, что конкретные марки товара не продаются в кредит.
Характеристика методов, применяемых на различных стадиях ЖЦ продукции. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления, используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены потребления новых образцов товаров.
На испытательной базе изготовителя, как правило, производятся сравнительные испытания проектируемого образца и зарубежных аналогов по всем основным показателям качества, включая показатели надежности.
Единая методическая и лабораторная база обеспечивает сопоставимость результатов, а следовательно, получение объективных данных о техническом уровне оцениваемых аналогов.
В качестве показателя конкурентоспособности,
как правило, используется интегральный
показатель качества, причем комплексный
показатель качества рассчитывается по
формуле средневзвешенного
Методы, применяемые на
стадиях реализации и эксплуатации,
используют торговые и потребительские
организации. В торговых организациях
оценивают
2 Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства
2.1 Сравнительная
характеристика ассортимента
ООО «Ариадна» является специализированным торговым предприятием, реализующим керамическую плитку декоративную для внутренней облицовки стен и полов, керамогранит, а также сопутствующие строительные материалы. ООО «Ариадна» сотрудничает с известными, хорошо зарекомендовавшими себя на отечественном рынке строительных товаров производителями (табл.7).
Таблица 7 – Структура товарооборота ООО «Ариадна» по производителям керамической плитки в 2010-2011 гг.
№ п/п |
Производители |
2010 г. |
2011г. | ||
т/об. Тыс.руб |
% |
т/об. Тыс.руб |
% | ||
1 |
ОАО “Сокол” |
1747,2 |
15 |
2475,2 |
17 |
2 |
Волгоградский керамический завод |
1980,16 |
17 |
2912 |
20 |
3 |
ООО “Шахтинская плитка” |
2329,6 |
20 |
2912 |
20 |
4 |
Завод “ASPRO” |
815,36 |
7 |
1164,8 |
8 |
5 |
Завод “CERAMIKA GRES” |
931,84 |
8 |
728 |
5 |
6 |
Завод “OPOSZNO S.A.” |
2096,64 |
18 |
2912 |
20 |
7 |
ЕЗКИ “Уралкерамика” |
1747,2 |
15 |
1456 |
10 |
ИТОГО |
11648 |
100 |
14560 |
100 |
Наибольший удельный вес в общем ассортименте плитки составляет продукция 3-х отечественных производителей: ОАО “Сокол” Московская обл., г. Дедовск (17%), Волгоградский керамический завод (20%) и ООО “Шахтинская плитка” (20%). Следует отметить, что за 2 последних года удельный вес поставок от первых двух производителей возрос на 2 и 3% соответственно. Это объяснимо европейским качеством продукции, конкурентоспособной ценой, доверительными партнерскими отношениями с поставщиками. Неизменным остался удельный вес в общем ассортименте продукции польского завода “OPOSZNO S.A.” (20%). Керамическая облицовочная плитка данного производителя отвечает лучшим мировым стандартам, не уступая по качеству ведущим итальянским производителям. Великолепный дизайн, высокая надежность, технологичность, разнообразие форм и размеров, комплектация всевозможных декоров снискали неизменную популярность данному производителю. Несколько снизился удельный вес поставок от завода “CERAMIKA GRES” (с 8 до 5%) и ЕЗКИ “Уралкерамика” (с 15 до 10%).
Рисунок 1 – Удельный вес поставщиков керамической плитки
Данный факт явился результатом снижения покупательского спроса на продукцию этих заводов.
Рассмотрим структуру ассортимента керамической плитки по видам (табл.8).
Таблица 8 - Структура видового ассортимента керамической плитки и сухих смесей строительных
№ п/п |
Вид и назначение продукции |
Удельный вес, % | |
2010г. |
2011г. | ||
1 |
Напольная плитка |
21,3 |
24 |
2 |
Плитка для стен (облицовочная) |
26 |
28 |
3 |
Бордюры |
7 |
5,4 |
4 |
Декоры |
8 |
6,3 |
5 |
Керамогранит глазурованный |
16 |
10,3 |
6 |
Керамогранит неглазурованный |
14 |
18 |
7 |
Клей для плитки базовый |
2,7 |
2,5 |
8 |
Клей для плитки стандарт |
2,4 |
2,5 |
9 |
Клей для керамогранита |
2,6 |
3 |
ИТОГО |
100 |
100 |
Исходя из данных таблицы, удельный вес плитки для пола и стен является определяющим (24 и 28% соответственно). При этом за два последних года их доля в общем ассортименте возросла.
Неизменным спросом продолжают пользоваться керамогранит, при этом популярность неглазурированного керамогранита возрастает и соответственно его удельный вес вырос с 14 до 18%. Практически не изменился удельный вес бордюров и декоров, хотя наблюдается тенденция к снижения спроса по отдельным производителям.
Рассмотрим ассортимент плитки отечественного и зарубежного производства на примере Завода ОАО “Сокол” (Россия) и Завода “Oposzno S.A.” (Польша).
Таблица 9 - Данные ассортимента продукции Завода ОАО «Сокол» (Моск.обл. г. Дедовск), реализуемой в ООО «Ариадна» в 2011г.
№ п/п |
Вид и назначение продукции |
Кол-во разновидностей |
Розничная цена (включая НДС и НП) |
Ед. измерения |
1 |
Бордюры «Золотое руно» «Афины» «Мексика» «Папирус» |
2 2 1 4 |
95.00 85.00-95.00 95.00 85.00-95.00 |
Шт. |
ИТОГО: 4 |
10 |
|||
2 |
Плитка керамическая напольная «Афины» «Золотое руно» «Мексика» «Папирус» «Бернадо» «Итальянский мрамор» «Кодры» «Бриз» «Уральские самоцветы» «Скифы» «Кантри» «Жемчуг» «Паркет» «Римская мозаика» «Ромео» «Сардиния» «Старый камень» «Триумф» «Мрамор» «Версаль» «Царицыно» |
1 1 1 2 1 2 1 1 4 2 2 5 1 2 1 1 2 2 2 2 2 |
450 450 450 450 360 360 360 360 360-380 360 360 360 360 360 360 360 360 380 360 360 360 |
Усл. м2 |
ИТОГО: 21 |
38 |
3 3 |
Облицовочная плитка «Афины» «Золотое руно» «Мексика» «Папирус» «Арбат» «Уральские самоцветы» «Бриз» |
2 2 2 3 4 3 1 |
430 430 430 430 310 310 310 |
Усл. м2 | |
ИТОГО: 7 |
17 |
||||
4 |
Декоративная вставка «Золотое руно» «Афина» «Мексика» «Папирус» «Уральские самоцветы» «Яхты» |
3 1 1 2 6 1 |
280 280 280 280 150 150 |
Шт. | |
ИТОГО: 6 |
14 |
||||
5 |
Панно керамическое из 6-ти плиток «Яхты» «Морское дно» |
1 1 |
800 800 |
Шт. | |
ИТОГО: 2 |
2 |
||||
ВСЕГО: 40 |
81 |
Из таблицы 9 видно, что ассортимент плитки керамической напольной завода ОАО « Сокол» представлен большим количеством видов, но меньшим количеством разновидностей, чем облицовочной плитки.
Таблица 10 - Данные ассортимента продукции Завода «Oposzno S.A.» (Польша), реализуемой ООО «Ариадна» в 2011г.
№ п/п |
Вид и назначение продукции |
Кол-во разновидностей |
Розничная цена (включая НДС и НП) |
Ед. измерения | |
1 |
Облицовочная плитка “Altaj Krem” “Ariadna” “Itaka” “Aura” “Biata” “Classica” “Dacja braz” “Damasco” “Diana” “Etnica” “Ferrum” “Fopnir” “Gobi” “Gres Kastor” “Gres Naturale” “Gres Real Cotto” “Gwinea” “Herkulanum” “Herwana” “Hubertus” “Jesien” “Kalahari” “Kwadra” “Latte” “Madera” “Matta” “Naxos” “Opta” “Organic” “Parma” “Piano” “Saturn” “Sirio” “Tanger” “Unicolore” “Wood&Cement” |
1 4 1 2 1 3 8 3 3 3 1 2 2 2 3 2 1 5 3 2 1 3 1 4 1 3 3 1 9 1 1 4 1 2 1 3 |
337-12 325-69 301-76 276-77 271-26 375 278-04 350-67 278-04 314-46 288-84 313-19 370-16 315-68 421-19 414-84 337-12 324-84 311-71 278-04 325-69 381-80 314-89 350-89 325-69 306-84 391-54 283-33 383-50 324-63 324-63 530-67;738-41 293-08 350-67 224-25 329-50 |
Усл. м2 | |
ИТОГО: 36 |
90 |
||||
2 |
Плитка напольная неглазурированная “Azzurro” “Beige” “Bialy” “Czarry” “Rosa” И другие (6) |
1 1 1 1 1 6 |
223 209 301 365 205 228-387 |
Усл. м2 | |
ИТОГО: 11 |
11 |
||||
3 |
Плитка напольная “Naxos bez” |
3 |
387 |
Усл. м2 | |
ИТОГО: 1 |
3 |
||||
4 |
Технический гранит 10 наименований |
211.27-245.51 |
Усл. м2 | ||
ИТОГО: 10 |
10 |
||||
5 |
Декор “Altaj” “Ariadna” “Arkadia” “Classica” “Dacja” “Damasco” “Diana” “Ernica” “Eurydika” “Ferrum” “Gobi” “Gres Kastor” “Gres Naturale” “Gres Real Cotto” “Gwinea” “Herkulanum” “Herwana” “Hubertus” “Jesien” “Kalahari” “Latre” “Madera” “Matta” “Naxos” “Opta” “Organik” “Tanger” “Unicolore” “Wood&Cement” |
2 4 5 2 3 8 4 5 4 2 2 2 2 3 2 2 3 2 3 2 5 4 4 3 3 12 2 1 5 |
124.30 49.13 85.55 30.71-66.70 181.05 34.31 178.09 38-12 73.69 66.07 46.38 124-54-181.69 49.76-65.86 222.56 143.36-215.57 124.30 23.08 26.89-66.07 |
Усл. м2 | |
ИТОГО: 30 |
104 |
||||
ВСЕГО: 88 |
218 |