Сущность конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции их экономического развития, так и с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности и роли оценки конкурентоспособности товаров;
- анализ состояния и тенденций развития промышленности строительных материалов России;
- характеристика ситуации на рынке строительных материалов Ростовской области с учётом промышленного потенциала области и покупательской способности населения;
- для более точного и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;
- детальное рассмотрение ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки разных производителей на примере специализированного торгового предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность конкурентоспособности товаров…………………………………..4
1.1 Сущность и роль понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» товаров……………………………………………………………………………..4
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…………………...10
1.3 Принципы оценки и порядок оценки………………………………………18
2Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства……………………………………………………………………..26
2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26
2.2 Контроль качества керамической плитки, поступающей в продажу…….33
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Кокурентоспособность товаров (1).doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

При оценке конкурентоспособности  организаций и отраслей промышленности широко используется такая разновидность метода, как SWOT-анализ. Он применяется как на начальных этапах оценки, в частности на этапе сбора и анализа данных о конкурентах, так и на заключительном этапе, когда определен обобщенный показатель конкурентоспособности.

Анализируются результаты оценки, разрабатывается конкурентная стратегия деятельности организации, отражающая конкурентоспособность ее продукции.

Примером использования статистических методов является оценка конкурентоспособности товаров по результатам их продажи (выявление «лидеров продажи»). Конкурентоспособность услуг связи, учреждений культуры также проверяется методами статистики. Статистическим методом  (точнее — расчетно-статистическим) определяется рентабельность продаж (показатель 1-П) как характеристика конкурентоспособности реализуемых товаров.

Маркетинговый метод используется для определения такого распространенного критерия конкурентоспособности, как доли на рынке группы товаров.

Объектом анализа являются, как правило, товарно-групповые и  товарно- видовые конкуренты.

Характеристика методов, применяемых исходя из используемой номенклатуры критериев. Существуют прямые методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей как минимум качество (уровень качества) и цену, и позволяющие рассчитывать интегральный показатель качества или оценивать отношение качество/цена.

К косвенным методам  относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей один из двух основных критериев  — качество или цену либо другие критерии, которые опосредованно  характеризуют качество или отношение качество/цена.

Так, при оценке конкурентоспособности  рынков или магазинов одного города можно допустить, что в этих торговых объектах реализуются товары примерно одного качества. Поэтому мерилом  их конкурентоспособности является уровень цен. Не случайно покупатели, сравнивая розничные цены одних и тех же наименований товара, делают заключение — «дешевый рынок», «дорогой магазин».

При отсутствии в номенклатуре продажной цены (при оценке товаров  примерно одинаковой стоимости) о конкурентоспособности судят по критерию «качество» («уровень качества»).

Для косвенной оценки потребителем конкурентоспособности  ряда услуг (медицинских и туристических, по ремонту и строительству жилища) используется критерий «имидж» (в частности, положительные либо отрицательные отзывы знакомых или друзей, воспользовавшихся услугами интересующих потребителя организаций), по которому опосредованно судят о качестве услуг.

Для косвенной оценки могут использоваться и характеристики, непосредственно не связанные со свойствами товара. Так, в советский период, когда имел место товарный дефицит, такой характеристикой служила информации магазина о том, что конкретные марки товара не продаются в кредит.

Характеристика методов, применяемых на различных стадиях  ЖЦ продукции. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления, используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены потребления новых образцов товаров.

На испытательной базе изготовителя, как правило, производятся сравнительные испытания проектируемого образца и зарубежных аналогов по всем основным показателям качества, включая показатели надежности.

Единая методическая и лабораторная база обеспечивает сопоставимость результатов, а следовательно, получение  объективных данных о техническом уровне оцениваемых аналогов.

В качестве показателя конкурентоспособности, как правило, используется интегральный показатель качества, причем комплексный  показатель качества рассчитывается по формуле средневзвешенного арифметического.

Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские  организации. В торговых организациях оценивают конкурентоспособность  на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов.

 

 

 

2 Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства

 

2.1 Сравнительная  характеристика ассортимента плитки  керамической отечественного и  зарубежного производства

 

ООО «Ариадна» является специализированным торговым предприятием, реализующим керамическую плитку декоративную для внутренней облицовки стен и полов, керамогранит, а также сопутствующие строительные материалы. ООО «Ариадна» сотрудничает с известными, хорошо зарекомендовавшими себя на отечественном рынке строительных товаров производителями (табл.7).

 

Таблица 7 – Структура  товарооборота ООО «Ариадна»  по производителям  керамической плитки в 2010-2011 гг.

 

п/п

Производители

2010 г.

2011г.

т/об. Тыс.руб

%

т/об. Тыс.руб

%

1

ОАО “Сокол”

1747,2

15

2475,2

17

2

Волгоградский керамический завод

1980,16

17

2912

20

3

ООО “Шахтинская плитка”

2329,6

20

2912

20

4

Завод “ASPRO”

815,36

7

1164,8

8

5

Завод “CERAMIKA GRES”

931,84

8

728

5

6

Завод “OPOSZNO S.A.”

2096,64

18

2912

20

7

ЕЗКИ “Уралкерамика”

1747,2

15

1456

10

ИТОГО

11648

100

14560

100


 

Наибольший удельный вес в общем ассортименте плитки составляет продукция 3-х отечественных  производителей: ОАО “Сокол” Московская обл., г. Дедовск (17%), Волгоградский керамический завод (20%) и ООО “Шахтинская плитка” (20%). Следует отметить, что за 2 последних года удельный вес поставок от первых двух производителей возрос на 2 и 3% соответственно. Это объяснимо европейским качеством продукции, конкурентоспособной ценой, доверительными партнерскими отношениями с поставщиками. Неизменным остался удельный вес в общем ассортименте продукции польского завода “OPOSZNO S.A.” (20%). Керамическая облицовочная плитка данного производителя отвечает лучшим мировым стандартам, не уступая по качеству ведущим итальянским производителям. Великолепный дизайн, высокая надежность, технологичность, разнообразие форм и размеров, комплектация всевозможных декоров снискали неизменную популярность данному производителю. Несколько снизился удельный вес поставок от завода “CERAMIKA GRES” (с 8 до 5%) и ЕЗКИ “Уралкерамика” (с 15 до 10%).

Рисунок 1 – Удельный вес поставщиков керамической плитки

 

Данный факт явился результатом  снижения покупательского спроса на продукцию этих заводов.

Рассмотрим структуру  ассортимента керамической плитки по видам (табл.8).

 

Таблица 8 - Структура видового ассортимента керамической плитки и сухих смесей строительных

 

п/п

Вид и назначение продукции

Удельный вес, %

2010г.

2011г.

1

Напольная плитка

21,3

24

2

Плитка для стен (облицовочная)

26

28

3

Бордюры

7

5,4

4

Декоры

8

6,3

5

Керамогранит глазурованный

16

10,3

6

Керамогранит неглазурованный

14

18

7

Клей для плитки базовый

2,7

2,5

8

Клей для плитки стандарт

2,4

2,5

9

Клей для керамогранита

2,6

3

 

ИТОГО

100

100


 

Исходя из данных таблицы, удельный вес плитки для пола и  стен является определяющим (24 и 28% соответственно). При этом за два последних года их доля в общем ассортименте возросла.

Неизменным спросом  продолжают пользоваться керамогранит, при этом популярность неглазурированного керамогранита возрастает и соответственно его удельный вес вырос с 14 до 18%. Практически не изменился удельный вес бордюров и декоров, хотя наблюдается тенденция к снижения спроса по отдельным производителям.

Рассмотрим ассортимент  плитки отечественного и зарубежного  производства на примере Завода ОАО  “Сокол” (Россия) и Завода “Oposzno S.A.” (Польша).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9 - Данные ассортимента продукции Завода ОАО «Сокол» (Моск.обл. г. Дедовск), реализуемой в ООО «Ариадна» в 2011г.

 

п/п

Вид и назначение продукции

Кол-во разновидностей

Розничная цена (включая  НДС и НП)

Ед. измерения

1

Бордюры

«Золотое руно»

«Афины»

«Мексика»

«Папирус»

 

2

2

1

4

 

95.00

85.00-95.00

95.00

85.00-95.00

 

 

Шт.

ИТОГО: 4

10

   

2

Плитка керамическая напольная

«Афины»

«Золотое руно»

«Мексика»

«Папирус»

«Бернадо»

«Итальянский мрамор»

«Кодры»

«Бриз»

«Уральские самоцветы»

«Скифы»

«Кантри»

«Жемчуг»

«Паркет»

«Римская мозаика»

«Ромео»

«Сардиния»

«Старый камень»

«Триумф»

«Мрамор»

«Версаль»

«Царицыно»

 

 

1

1

1

2

1

2

1

1

4

2

2

5

1

2

1

1

2

2

2

2

2

 

 

450

450

450

450

360

360

360

360

360-380

360

360

360

360

360

360

360

360

380

360

360

360

 

 

 

 

 

Усл. м2

ИТОГО: 21

38

   

 

3

3

Облицовочная плитка

«Афины»

«Золотое руно»

«Мексика»

«Папирус»

«Арбат»

«Уральские самоцветы»

«Бриз»

 

2

2

2

3

4

3

1

 

430

430

430

430

310

310

310

 

 

Усл. м2

ИТОГО: 7

17

   

4

Декоративная вставка

«Золотое руно»

«Афина»

«Мексика»

«Папирус»

«Уральские самоцветы»

«Яхты»

 

3

1

1

2

6

1

 

280

280

280

280

150

150

 

 

 

Шт.

ИТОГО: 6

14

   

5

Панно керамическое из 6-ти плиток

«Яхты»

«Морское дно»

 

 

1

1

 

 

800

800

 

 

Шт.

ИТОГО: 2

2

   

ВСЕГО: 40

81

   



 

Из таблицы 9 видно, что  ассортимент плитки керамической напольной  завода ОАО « Сокол» представлен  большим количеством видов, но меньшим количеством разновидностей, чем облицовочной плитки.

 

Таблица 10 - Данные ассортимента продукции Завода «Oposzno S.A.» (Польша), реализуемой ООО «Ариадна» в 2011г.

 

п/п

Вид и назначение продукции

Кол-во разновидностей

Розничная цена (включая  НДС и НП)

Ед. измерения

1

Облицовочная плитка

“Altaj Krem”

“Ariadna”

“Itaka”

“Aura”

“Biata”

“Classica”

“Dacja braz”

“Damasco”

“Diana”

“Etnica”

“Ferrum”

“Fopnir”

“Gobi”

“Gres Kastor”

“Gres Naturale”

“Gres Real Cotto”

“Gwinea”

“Herkulanum”

“Herwana”

“Hubertus”

“Jesien”

“Kalahari”

“Kwadra”

“Latte”

“Madera”

“Matta”

“Naxos”

“Opta”

“Organic”

“Parma”

“Piano”

“Saturn”

“Sirio”

“Tanger”

“Unicolore”

“Wood&Cement”

 

1

4

1

2

1

3

8

3

3

3

1

2

2

2

3

2

1

5

3

2

1

3

1

4

1

3

3

1

9

1

1

4

1

2

1

3

 

337-12

325-69

301-76

276-77

271-26

375

278-04

350-67

278-04

314-46

288-84

313-19

370-16

315-68

421-19

414-84

337-12

324-84

311-71

278-04

325-69

381-80

314-89

350-89

325-69

306-84

391-54

283-33

383-50

324-63

324-63

530-67;738-41

293-08

350-67

224-25

329-50

 

 

Усл. м2

ИТОГО: 36

90

   

2

Плитка напольная неглазурированная

“Azzurro”

“Beige”

“Bialy”

“Czarry”

“Rosa”

И другие (6)

 

 

1

1

1

1

1

6

 

 

223

209

301

365

205

228-387

 

 

 

Усл. м2

ИТОГО: 11

11

   

3

Плитка напольная

“Naxos bez”

 

3

 

387

 

Усл. м2

ИТОГО: 1

3

   

4

Технический гранит

10 наименований

 

211.27-245.51

Усл. м2

ИТОГО: 10

10

   

5

Декор

“Altaj”

“Ariadna”

“Arkadia”

“Classica”

“Dacja”

“Damasco”

“Diana”

“Ernica”

“Eurydika”

“Ferrum”

“Gobi”

“Gres Kastor”

“Gres Naturale”

“Gres Real Cotto”

“Gwinea”

“Herkulanum”

“Herwana”

“Hubertus”

“Jesien”

“Kalahari”

“Latre”

“Madera”

“Matta”

“Naxos”

“Opta”

“Organik”

“Tanger”

“Unicolore”

“Wood&Cement”

 

2

4

5

2

3

8

4

5

4

2

2

2

2

3

2

2

3

2

3

2

5

4

4

3

3

12

2

1

5

 

124.30

49.13

85.55

30.71-66.70

181.05

34.31

178.09

38-12

73.69

66.07

46.38

124-54-181.69

49.76-65.86

222.56

143.36-215.57

124.30

23.08

26.89-66.07

 

 

Усл. м2

ИТОГО: 30

104

   

ВСЕГО: 88

218

   

Информация о работе Сущность конкурентоспособности товаров