Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении товарной политики в маркетинговой деятельности ОСП Коопзаготпром», и выявлении путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить товарную политику в маркетинговой деятельности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, оценить его сильные и слабые позиции на рынке;
- анализировать товарную политику предприятия;
- выявить пути совершенствования товарной политики.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Содержание товарной политики предприятия
Методические подходы к исследованию товарной политики предприятия
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ
АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алгоритм проведения ABC анализа:
первый шаг: Определить объекты анализа;
второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта;
третий шаг: Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.
Четвертый шаг: Определение групп А, В и С.
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:
- рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов.
- рассчитать эту долю с накопительным итогом.
- присвоить значения групп выбранным объектам.
Рекомендуемое распределение:
Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.
Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров.
Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров.[8]
Таким образом, в ходе АВС-анализа формируется АВС-рейтинг товаров:
Товары А - самые важные товары, приносящие первые 50% результата;
Товары В - «средние» по важности, приносящие еще 30% результата;
Товары С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.
Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» – периодическим. [7]
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие
показатели характеризуют качество
всей произведенной продукции
Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:
- новой продукции в общей сумме ее выпуска;
- сертифицированной и несертифицированной продукции;
- продукции, соответствующей мировым стандартам;
- экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
- полезность продукции,
- надежность,
- технологичность,
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака, удельный вес зарекламированной продукции и др.
Анализ конкурентоспособности продукции следует проводить в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции (товара) с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить на три группы: технические, экономические и маркетинговые.
К техническим параметрам относятся:
- показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям, надежность, безопасность и т.д.;
- нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
К экономически параметрам относятся: отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.
К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.[4]
Многие товары, предлагаемые на рынке должны быть обязательно упакованы. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики. В связи с этим к упаковке предъявляются достаточно жесткие требования.
Требования предъявляемые к упаковке:
- Упаковка должна
обеспечивать сохранность
- Обеспечить создание рекламы товару;
- Обеспечить создание рациональных единиц для транспортировки и складирования товара;
- Должна отличатся от упаковки конкурента;
- Должна помогать
в быстрой идентификации
- Создавать
имидж и соответствовать
Упаковка и маркировка понятия практически не разделимые. В связи с этим к маркировке также предъявляются различные требования:
Должна содержать следующую информацию:
- наименование продукта и его вид, сорт, марку;
- наименование страны, производителя и его адрес;
- массу нетто или объем продукта;
- состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
- пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
- условия хранения;
- срок годности, дату изготовления;
- способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
- рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
- обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.[12]
В качестве заключения по данной главе необходимо отметить: в качестве методических подходов к исследованию товарной политики предприятия были рассмотрены: АВС анализ, аналитические показатели ассортимента товаров, показатели качества и конкурентоспособности товаров, показатели отражающие требования предъявляемые к упаковке и маркировке товаров.
В январе-декабре 2011 года всеми отраслями народного хозяйства Хойникского района была продолжена работа по обеспечению стабильного развития и динамичного прироста качественных параметров.
Хойникским районом выполнены прогнозные показатели социально-экономического развития: показатель по энергосбережению, экспорту товаров, без учета экспорта нефти и нефтепродуктов, а также республиканских организаций, достигнуто положительное сальдо внешней торговли услугами.
Достигнуто прогнозное задание по ряду индикативных показателей социально-экономического развития: производству продукции промышленности, платным услугам населению, созданию малых предприятий.
Удельный вес продукции, производимой по кооперации в общем объеме производства в целом по району увеличился на 6 % и по состоянию на 01.01.2012 года составил 24,6 %.
Объем внешней торговли товарами по Хойникскому району за 2011 год составил 517,6 тыс. долл. США, в том числе экспорт товаров – 163,1 тыс. долл. США или 62,7 %. Сальдо – минус 191,4 тыс. долл. США.
Экспорт услуг
иностранным гражданам
В 2011 году в социально-экономическое развитие района инвестировано 161,4 млрд. руб., в том числе на выполнение строительно-монтажных работ использовано инвестиций 61,6 млрд. руб. (38,2 %), на приобретение машин, оборудования и транспортных средств затрачено 71,3 млрд. руб. (44,2 %).
Из общего объема инвестиций в основной капитал 58,9 % использовано в промышленности, 19,1 % - в сельском хозяйстве, 0,8 % - лесном хозяйстве, 2 % - в строительстве, 6,3 % - в отрасли транспорта и связи, 1 % - в отрасли торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.
По состоянию на 01 января 2012 года в Хойникском районе торговое обслуживание населения обеспечивают более 121 торговых объектов различной формы собственности, в том числе 59 магазинов системы потребительской кооперации, 2 рынка, 22 объекта общественного питания общедоступной сети на 906 посадочных мест. Торговая площадь магазинов составила 9,9 тыс. кв.м.
За 2011 год объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по району составил 129,1 млрд. руб., или 101,6 % к уровню прошлого года в сопоставимых ценах при прогнозном индикативном показателе 112-113 %. Розничный товарооборот на 1 жителя составил 5,9 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2010 годом на 65,2 % (3,6 млн. руб.). Темп роста товарооборота официально учтенной роз-ничной торговой сети района составил в сопоставимых ценах 105,9 %. Попотребительской кооперации темп роста розничного товарооборота торговли обеспечен на уровне 104,6 %.
Показатель по розничному товарообороту общественного питания составил 14510,2 млн. руб. и возрос к уровню 2010 года на 45 % в фактических ценах, но с учетом индекса 164,77 % показатель составил лишь 88,0 % в сопоставимых ценах при задании 108-109 %.
Платные услуги населению оказывают 80 субъектов хозяйствования всех форм собственности, в том числе бытовые услуги - 67.
За 2011 год объем платных услуг, оказанных населению района через все каналы реализации, составил 21,8 млрд. руб., темп роста в фактических ценах – 136,1 % при прогнозе 111-112 %, в том числе бытовых услуг оказано на сумму 4,5 млрд. руб. или 172,2 % к уровню 2010 года.
Отмечая выполнение финансовых составляющих работы субъектов хозяйствования, следует заметить, что за 2011 год рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 3,9 процента (справочно: за 2010 год – 2,5 %), рентабельность продаж – 3,3 процентов (справочно: за 2010 год – 2,2 %).
Численность населения, занятого в экономике за 2011 год составила 9,1 тыс. чел.
Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций района за 2011 год составила 1315,5 тыс. руб. или 154,6 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. [13]
ОСП «Коопзаготпром» является обособленным структурным подразделением Хойникского райпо, созданное постановлением правления общества от 1 марта 2000 года №33. Оно расположенно по адресу: город Хойники, улица Жукова, 3.
Согласно данному
постановлению ОСП «
- заготовкой (закупкой) лома и отходов черных и цветных металлов,
- заготовкой сельскохозяйственной продукции,
- розничной торговлей,
- производством мяса и мясных продуктов,
- заготовкой кожевенного и вторичного сырья,
- переработкой овощей (соление, квашение),
- производством хлебобулочных, кондитерских, макаронных, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов,
- производит швейные и ритуальные изделия.
Для осуществления заготовительной деятельности в ОСП «Коопзаготпром» имеется плодоовощная база и овощехранилище, засолочный цех, скотобойный пункт, кожевенный склад, холодильник, склад вторичного сырья.
Согласно уставу Хойникского райпо, задачами ОСП «Коопзаготпром» являются:
- закупка у граждан и
- оказание платных услуг
- организация рынков для торговли товарами.
Руководство подразделением осуществляет директор ОСП «Коопзаготпром», в подчинении у которого находятся:
- заместитель директора по производству, в непосредственном подчинении у которого находится технологическая служба и ООП производства,
- заместитель директора по заготовкам в непосредственном подчинении у которого находится ООП заготовок,
- главный бухгалтер, в непосредственном подчинении у которого находится заместитель главного бухгалтера, экономист по ценам и бухгалтерия,
- главный инженер, в подчинении которого находится инжинерно-техническая служба,
- ведущий экономист в непосредственном подчинении у которого находится планово-экономическая служба,
- инженер по ОТ и ТБ,
- директор рынка, в непосредственном подчинении у которого находится ООП рынка. (Структура аппарата управления ОСП «Коопзаготпром» Хойникского РайПО представлена в приложении Б).