Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении товарной политики в маркетинговой деятельности ОСП Коопзаготпром», и выявлении путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить товарную политику в маркетинговой деятельности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, оценить его сильные и слабые позиции на рынке;
- анализировать товарную политику предприятия;
- выявить пути совершенствования товарной политики.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Содержание товарной политики предприятия
Методические подходы к исследованию товарной политики предприятия
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ
АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения формы № 1 бухгалтерский баланс, № 2 бухгалтерского баланса «Отчет о прибылях и убытках» и «Отчет по труду» формы 1-т
Примечание – Источник: составлено автором по данным приложения
Рисунок 2.4 - Показатели рентабельности ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг., %
Примечание – Источник: составлено автором по данным таблицы 2.4
Из таблицы 2.4 следует, что по показателю рентабельность продаж, можно сказать, что наибольшего значения данный показатель достиг в 2011 году и составил 4,13 %. Наименьшее значение было в 2010 году, что равнялось 1,03%. Отклонение 2011 года к 2010 году составило 3,10%, что связано с резким увеличением прибыли от реализации продукции.
Итоговая рентабельность наибольшее значение имела в 2011 году и составила 3,79%, что больше уровня 2010 года на 2,65%, что связано с резким увеличением суммы общей прибыли. Также можно отметить, что рентабельность основного капитала имеет значение в 2011 году – 9,41%, а наименьшее значение достигла в 2010 году 2,50%, что связано с весьма эффективной работой организации. Рентабельность себестоимости реализованной продукции имела наибольшее значение в 2011 году и составила 5,15%, что больше уровня 2010 года на 3,90%. Увеличение данного показателя в 2011 году связано со значительным ростом прибыли от реализации продукции, нежели в 2010 году.
После того как специалисты на предприятии провели анализ хозяйственной деятельности, они оценивают слабые и сильные стороны предприятия, для того чтобы узнать, на что нужно ориентировать в будущем периоде и для правильного построения цели предприятия и способов ее достижения. Таким образом, все преимущества и недостатки должны быть оценены с целью определения их общей важности для предприятия. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответственно, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.
Далее в курсовой работе проанализируем слабые и сильные стороны с помощью SWOT-анализа.
Таблица 2.5 - SWOT-анализ.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможность использовать эффект масштаба производства |
Реализация продукции только на внутреннем рынке |
Наличие необходимых средств для функционирования предприятия |
Значительная доля физически изношенного и морально устаревшего оборудования |
Эффективная система контроля качества продукции (соответствие высоким государственным стандартам) |
Слабая собственная сбытовая сеть |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Товар первой необходимости |
Использование устаревших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий |
Широкий спрос на товар |
Узкий ассортимент |
Возможности |
Угрозы |
Расширение ассортимента возможных товаров |
Появление ценовых конкурентов |
Повышение эффективности производства за счет внедрения нового технологического оборудования |
Повышение налоговых ставок |
Развитие собственной сбытовой сети |
Существенная зависимость от вкусов покупателей |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения
Проведя SWOT анализ, видно, что основными слабыми сторонами обособленного структурного подразделения являются:
- реализация продукции только на внутреннем рынке,
- значительная доля физически изношенного и морально устаревшего оборудования.
Но всего
этого можно избежать, используя
имеющиеся у предприятия
Основными направлениями развития обособленного структурного подразделения являются:
- расширение ассортимента возможных товаров,
- повышение эффективности производства за счет внедрения нового технологического оборудования,
- развитие собственной сбытовой сети
Проанализируем данные таблицы и наиболее важные пункты представим в виде матрицы SWOT – анализа в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Матрица SWOT – анализа
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности |
Угрозы |
Повышение эффективности производства за счет внедрения нового технологического оборудования |
Снижение объёмов производства из-за высокой степени износа оборудования. | |
Существенная зависимость от вкусов покупателей | ||
Сильные стороны: |
1 |
2 |
1 Возможность использовать эффект масштаба производства 2 Широкий спрос на товар |
Расширение рынка продажи, что принесет организации прибыль, за счет реализации продукции большими партиями. |
Можно снизить угрозы, удержав наших покупателей от перехода к конкурентам, тем что расширить ассортимент выпускаемой продукции, внедрить новые технологии при производстве хлеба и хлебобулочных изделий. |
Слабые стороны |
3 |
4 |
1 Реализация
продукции только на 2 Использование
устаревших технологий |
Может привести к снижению конкурентоспособности продукции, невозможности наращивания темпов роста производства, отставания в области качества. |
Наличие в промышленности большого числа конкурентов, а также появление новых, пользующихся новейшим оборудованием и технологиями смогут предложить рынку наиболее лучшие и удобные объекты производства с аналогичной продукцией, повысить качество продукции, расширить ассортимент, тем самым привлечь внимание покупателей. |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения
После того как был проведен SWOT- анализ ОСП «Коопзаготпром» было выявлено, что в данной организации реализация продукции происходит только на внутреннем рынке, т.е. в г. Хойники, а также используются устаревшие технологии производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Для того чтобы снизить угрозы организации у нее существует возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции, тщательно изучить запросы покупателей и тем самым позволит расширить рынки сбыта продукции и др.
Благодаря коммуникационной политике ОСП «Коопзаготпром», может увеличить выпуск продукции благодаря заключению новых договоров на поставку продукции в другие регионы Республики.
Таким образом, анализ организационно – экономической характеристики ОСП «Коопзаготпром» позволил сделать следующие выводы, что основными направлениями развития предприятия являются:
- повышение эффективности производства за счет внедрения нового технологического оборудования и внедрение новейших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий,
- расширение рынка сбыта,
- расширение ассортимента выпускаемой продукции,
- развитие собственной сбытовой сети.
Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация.
В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента): структура, широта, глубина, насыщенность и новизна.
В ассортимент выпускаемой продукции ОСП «Коопзаготпром», входят различные виды изделий. К ним относятся: хлеб, бараночные изделия, сладости мучные, хлебобулочные изделия и др. И согласно приложению Г проведем анализ структуры ассортимента выпускаемой продукции.
Таблица 3.1 Анализ ассортимента выпускаемой продукции ОСП «Коопзаготпром» за 2011г
Ассортиментная группа |
Ассортиментная позиция |
Количество наименований |
Объем производства, шт. |
Удельный вес произведенной продукции, % |
Хлеб |
Хлеба простые |
23 |
1050926 |
53,89 |
Улучшенные сорта |
4 |
205463 |
10,53 | |
Диетические сорта |
1 |
5488 |
0,28 | |
Каравай |
2 |
102 |
0,01 | |
Бараночные изделия |
Сухари |
4 |
10425 |
0,53 |
Хлебобулочные изделия |
Батоны |
15 |
388638 |
19,93 |
Багеты |
2 |
10624 |
0,55 | |
Витушки |
4 |
5373 |
0,28 | |
Хлебец, хлебцы |
8 |
34511 |
1,77 | |
Плетёнки |
3 |
3367 |
0,17 | |
Хала |
2 |
112512 |
5,77 | |
Сдоба |
1 |
591 |
0,30 | |
Лепешка |
2 |
1495 |
0,08 | |
Сайка |
2 |
9561 |
0,49 | |
Сладости мучные |
Булочки |
11 |
98087 |
5,03 |
Пышки |
1 |
300 |
0,15 | |
Пироги |
6 |
3179 |
0,16 | |
Рулеты |
6 |
9359 |
0,48 | |
Итого |
97 |
1950001 |
100 |
Примечание – Источник: составлено автором по данным приложения Г
Рисунок 3.1 Структура ассортимента выпускаемой продукции ОСП «Коопзаготпром» за 2011г, %
Примечание – Источник: составлено автором по данным таблицы 3.1
Анализируя таблицу 3.1 можно сделать следующие выводы: в хлебопекарном производстве ОСП «Коопзаготпром» наладило выпуск 4 ассортиментных групп, в которые входят 18 ассортиментных позиций.
Наибольшее количество ассортиментных позиций – 9, приходиться на группу хлебобулочные изделия, которая, в общем, включает 39 наименований. Так ассортиментная позиция батоны включает в себя 15 наименований:
- Ванильный,
- Молочный,
- Нежный,
- Янтарный,
- и др.
Что касается ассортиментной группы хлеб, то хотелось бы отметить, что в данной группе отмечается всего 4 ассортиментные позиции. Наиболее многочисленная из них – хлеба простые. Данная ассортиментная позиция насчитывает 23 наименования:
- Сельский,
- Крестьянский,
- Замковый,
- Фруктовый особый,
- и др.
Ассортиментная группа сладости мучные также насчитывает 4 ассортиментные позиции. Наиболее многочисленная из них – булочки. Всего она насчитывает 11 наименований:
- Виктория,
- Листочек,
- Баравинка,
- Казахская,
- и др.
Что касается объемов производства, то, как видно из рисунка 3.1, наибольший удельный вес принадлежит ассортиментной группе хлеб – 64,71%, затем идет ассортиментная группа хлебобулочных изделий – 29,34%, затем сладости мучные 5,82% и на самом последнем месте бараночные изделия – 0,53%. Это свидетельствует о том, что наибольший объем производства продукции приходиться на хлеб.
Далее проведем анализ ассортимента по показателям, описанным в главе 1.2, и результат занесем в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 – показатели товарного ассортимента
Наименование показателя |
Значение |
Широта ассортимента |
4 |
Средняя глубина ассортимента |
4,5 |
Насыщенность ассортимента |
18 |
Коэффициент новизны ассортимента |
0,22 |