Товарная политика в маркетинговой деятельности предприятия и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении товарной политики в маркетинговой деятельности ОСП Коопзаготпром», и выявлении путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить товарную политику в маркетинговой деятельности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, оценить его сильные и слабые позиции на рынке;
- анализировать товарную политику предприятия;
- выявить пути совершенствования товарной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Содержание товарной политики предприятия

Методические подходы к исследованию товарной политики предприятия

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ

АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»

4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: составлено автором

 

Широта ассортимента - количество изготовляемых ассортиментных групп. Для ОСП «Коопзаготпром», касаемо производства хлеба, это 4 ассортиментные группы.

Глубина ассортимента - количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе. Поэтому коэффициент средней глубины ассортимента будет равен 4,5 (18/4=4,5)

Насыщенность  ассортимента – это общее количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах. Как уже было подсчитано ранее, всего в ассортименте насчитывается 18 ассортиментных позиций.

Коэффициент новизны  ассортимента - отношение количества новых товаров к общему количеству наименований. Новые товары: Пирог Майский с повидлом, Хлебец Ванильный с изюмом, Батон Апрельский и Хлеб Домашний.

Таким образом, коэффициент новизны равен: 0,22 (4/18=0,22).

Далее в данной курсовой работе проанализируем товарную политику ОСП «Коопзаготпром»  с позиции качества производимой продукции.

Хлеб и хлебобулочные  изделия – это товар широкого спроса и употребляется всеми слоями населения, поэтому к качеству продукции предъявляются повышенные требования. Так, контроль  качества начинается с момента выбора поставщиков сырья, вспомогательных материалов. Все, что используется для производства продукта, начиная с воды и заканчивая упаковочными материалами, подвергается строгому входному приемочному контролю. Экспертизе подвергается даже сопроводительная документация на сырье и вспомогательные материалы, подтверждающая их безопасность и качество. Качество готовых изделий контролируют по органолептическим и физико-химическим показателям.

Как было отмечено в главе 2.1, все товары имеют индивидуальные (единичные) показатели качества. В связи с этим, рассмотрим данные показатели применимо к выпускаемой продукции ОСП «Коопзаготпром», а именно к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Для анализа  были взяты образцы: хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком, батон «Янтарный», а также витушка «Полевая».

Так, хлеб, имеет правильную форму с высоким подъемом над краями формы. Батон имеет закругленные концы с неглубокими надрезами, расположение и количество которых соответствуют виду изделий. Сдобное изделие имеют правильную форму с четко выраженным рисунком, хороший объемный выход.

Поверхность изделий  блестящая, гладкая, без подрывов, вздутий  и крупных трещин вдоль всего  изделия, пятен и подгорелостей. В связи с тем, что в некоторых изделиях поверхность обработана (смазана яйцом, крошкой), обсыпка равномерно распределена по поверхности. Боковые и нижняя корки имеют равномерную окраску без подгоревших остатков от предыдущих изделий (прилипших к форме или поду печи). Корочки тонкие, равномерные, без заметного перехода в мякиш. Вкус и запах изделий являются специфическими, свойственными хлебу и хлебобулочным изделиям каждой группы, обладают приятным ароматом, имеют кисло-сладкий вкус, хорошо разжевываются.

Что касается обобщающих показателей, то здесь хотелось бы отметить, что вся выпускаемая продукция сертифицирована, недавно организация стала обладателем двух сертификатов соответствия СТБ ИСО 9001 2001 и СТБ 1470-2004 общие требования НАССР. Также имеет у себя комплекты нормативных документов на каждый вид вырабатываемой продукции. Комплект нормативной документации включает ГОСТ (или ГОСТ Р, или ОСТ, или ТУ), рецептуру (РЦ) и технологическую инструкцию (ТИ), утвержденные в установленном порядке. Кроме комплекта нормативной документации, на каждый вид выпускаемой продукции был получен сертификат соответствия этой продукции требованиям нормативной документации (ГОСТ, ОСТ, ТУ) по показателям имеется запись: «Обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья населения, изложены в пунктах» и перечислены пункты, в которых записаны требования к безопасности сырья и готовой продукции, а также указаны порядок и методы контроля соответствующих показателей.

Данные документы  говорят о качестве продукции и безопасности для жизни человека.

Сегодня потребительская  упаковка практически служит неотъемлемым атрибутом современной культуры, призвана воспитывать эстетический вкус, культуру потребления и продажи  товаров.

В последнее  время на предприятии продолжается широкое внедрение механизированной упаковки хлеба и хлебобулочных изделий с применением современных пленочных материалов. Это мероприятие имеет большое гигиеническое значение, так как исключает прикосновение рук человека к выпеченному хлебу. Это способствует и большему сохранению его свежести.

Однако далеко не вся продукция ОСП «Коопзаготпром»  упакована в пленку из ПВХ, некоторые  изделия упакованы в обычные полимерные пакеты имеющие символику Белкоопсоюза, а некоторые поступают в реализацию вообще без упаковки. Но т.к. учет объемов производства продукции упакованной в пленку ПВХ и в полимерные пакеты, в организации не ведется, то изучить товарную политику в сфере упаковки, в полной мере, не представляется возможным. Но, тем не менее, согласно Сведениям о выпуске хлебобулочных изделий ОСП "Коопзаготпром" Хойникского РайПО за 2011 год, можно проанализировать объемы производства упакованных и не упакованных хлебобулочных изделий. (См. приложение Г)

Так согласно данным приложения Г, объем производства упакованных хлебобулочных изделий составляет 275542 шт., при общем объеме в 688122 шт., что составляет примерно 40,04%, а хлеба 427466 шт. при общем объеме в 1261877 шт., что составляет примерно 33,88%. Общий объем производства продукции в 2011году составил 1949999 ед.

В данном направлении  необходимо отметить, что применение пленки ПВХ и полимерных пакетов, обеспечивает:

- сохранность товара от порчи и повреждений,

- обеспечивает создание рациональных единиц для транспортировки и складирования товара;

- соответствует уровню цен.

Но, в тоже время, не:

- обеспечивает рекламу товару;

- отличается от упаковки конкурента.

В качественной, своевременной и полной информации о товарах нуждаются все. Средствами товарной информации служит маркировка.

Маркировка выпускаемого хлеба и хлебобулочных изделий производиться на этикетке, которая прикрепляется к пленочному материалу, либо пакету. В общем, к маркировке предъявляются достаточно жесткие требования, поэтому проанализируем соответствие маркировки наносимой на хлебобулочные изделия, выпускаемые ОСП "Коопзаготпром" Хойникского РайПО, требованиям нормативных документов. Для анализа были взяты образцы: хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком, батон «Янтарный», а также витушка «Полевая», так как эти образцы были упакованы в полимерную пленку и имели этикетку.

Все образцы  герметично упакованы, разрывы и  загрязнения отсутствуют, этикетки ровные, печать четкая, текст читаемый, следовательно, данные образцы соответствует требованиям нормативных документов.

Далее в таблице 3.3 отражены данные по изучению и оценке маркировки данных образцов.

 

Таблица 3.3 – Анализ маркировки образцов хлебобулочных изделий

Состав информации по

ГОСТ Р51074-97

Фактическая маркировка у образцов хлебобулочных изделий

 хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком

батон «Янтарный»

витушка «Полевая»

Наименование 

продукта

хлеб «Ошмянский»  обогащенный йодированным белком

батон «Янтарный

витушка «Полевая»

Адрес изготовителя

Гомельская  обл., г. Хойники, ул.Жукова 3

Гомельская  обл., г. Хойники, ул.Жукова 3 

Гомельская  обл., г. Хойники, ул.Жукова 3 

Товарный знак изготовителя

Присутствует 

Присутствует

Присутствует

Масса нетто

0,9кг 

0,5кг 

0,3кг

Состав продукта

Присутствует 

Присутствует

Присутствует

Пищевая ценность

Присутствует

Присутствует

Присутствует

Пищевые добавки

Отсутствуют

Присутствуют

Отсутствуют

Дата изготовления

Присутствует 

Присутствует

Присутствует

Срок хранения

Срок хранения 72 часа, при температуре не ниже +6С, в сухих и хорошо проветриваемых помещениях

Срок хранения 48 часов при температуре не ниже + 6 С

Срок хранения 72 часа. Хранить при равномерной температуре не ниже +6°С изолированно от источников сильного нагрева или охлаждения

Информация  о сертификации

СТБ 639-95

СТБ 1045-97

Отсутствует


Примечание: Источник – составлено автором

 

После проведения анализа таблицы 3.3 можно сделать  следующие выводы: в общем, все  требования касаемо маркировки продукции, ОСП «Коопзаготпром» выполняет, только есть несоответствие данным требованиям на образце витушка «Полевая» (там отсутствует информация о сертификации), а также в образцах хлеб «Ошмянский» и витушка «Полевая» отсутствует информация о пищевых добавках. Это можно объяснить тем, что при производстве этих изделий пищевые добавки вообще не используются.

Что касается оценки конкурентоспособности хлеба и хлебобулочной продукции, выпускаемой ОСП «Коопзаготпром», то здесь хотелось бы отметить следующее:

- вся продукция проходит обязательную сертификацию, ежедневно проверяется на соответствие стандартам качества. В производстве применяется только натуральное, экологически чистое сырье, осознано придерживаются традиционных технологий при производстве хлебобулочных изделий и являются сторонниками веками испытанных рецептур;

- постоянно ведется работа по улучшению вкусовых качеств продукции и ее оформлении. Разрабатываются новые оригинальные рецептуры, и после экспертной оценки новинки попадают на стол потребителя;

- руководство ОСП «Коопзаготпром» успешно решает важнейшие задачи повышения квалификации персонала, улучшения качества выпускаемой продукции;

- маркировка (производственная) хлеба и хлебобулочных изделий соответствует современным требованиям;

- на предприятии продолжается внедрение механизированной упаковки хлеба и хлебобулочных изделий с применением современных пленочных материалов.

Но, вместе с тем, что в основном все технологическое оборудование  изношено, это не позволяет выпускать достаточно высококачественную продукцию. В связи с этим наблюдается достаточно узкий ассортимент выпускаемой продукции.  Использование устаревших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий также довольно сильно влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции в целом.

Проведя анализ товарной политики ОСП «Коопзаготпром», можно сделать следующие выводы:

- необходимо проводить работу по расширению ассортимента выпускаемой продукции;

- в общем,  выпускаемый хлеб и хлебобулочные  изделия, соответствуют требованиям,  предъявляемым к качеству выпускаемой  продукции;

- вся продукция  сертифицирована и имеются комплекты нормативных документов на каждый вид вырабатываемой продукции;

- необходимо  проводить работу по усовершенствованию  упаковки, т.к. она по некоторым  позициям не соответствует предъявляемым  к ней требованиям;

- в общем, хлеб и хлебобулочные изделия, выпускаемые ОСП «Коопзаготпром», достаточно конкурентоспособная продукция, но использование устаревших технологий производства, довольно сильно снижает уровень данного показателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»

 

В системе маркетинга необходимо достаточно много времени и внимания уделять товару и товарной политике, как центральному звену в производстве. Так как именно в результате реализации товара предприятие получает свой заслуженный объем прибыли.

Проведя анализ товарной политики ОСП «КООПЗАГОТПРОМ» необходимо отметить, что в процесс  совершенствования товарной политики должен входить ряд направлений, работа в которых позволит предприятию быть наиболее конкурентным на рынке, увеличить товарооборот, следовательно, увеличить прибыль.

С ассортиментной точки зрения это следующие направления:

- расширить  ассортимент выпускаемой продукции, причем необходимо наладить производство тех товаров, которые будут пользоваться спросом;

- убрать товары, которые не удовлетворяют потребности целевого потребителя.

Для выполнения данных предложений необходимо провести маркетинговые исследования, направленные на выявление покупательских предпочтений.

С точки зрения упаковки:

- разработать новые направления в упаковке, т.к. упаковка, которая применяется на данный момент, не обеспечивает рекламу товара и не отличается от упаковки аналогичных товаров конкурентов.

- разработать  товарный знак для продукции ОСП «КООПЗАГОТПРОМ», т.к. он обеспечивает понимание того, что товар этой фирмы или с данным товарным знаком нужен; формирование намерения стать обладателем товара именно с данным товарным знаком; организация качественной продажи и создание у покупателей положительных эмоций от правильно сделанного выбора.

С точки зрения технического производства товаров:

- замена технически и технологически устарелого оборудования, приобретение нового;

- улучшение технической базы предприятия;

- выявление  и применение новых технологий  при производстве хлеба и др.

С точки зрения сбыта:

- осуществление поиска новых покупателей;

Информация о работе Товарная политика в маркетинговой деятельности предприятия и пути ее совершенствования