Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении товарной политики в маркетинговой деятельности ОСП Коопзаготпром», и выявлении путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить товарную политику в маркетинговой деятельности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, оценить его сильные и слабые позиции на рынке;
- анализировать товарную политику предприятия;
- выявить пути совершенствования товарной политики.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Содержание товарной политики предприятия
Методические подходы к исследованию товарной политики предприятия
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ
АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примечание – Источник: составлено автором
Широта ассортимента - количество изготовляемых ассортиментных групп. Для ОСП «Коопзаготпром», касаемо производства хлеба, это 4 ассортиментные группы.
Глубина ассортимента - количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе. Поэтому коэффициент средней глубины ассортимента будет равен 4,5 (18/4=4,5)
Насыщенность ассортимента – это общее количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах. Как уже было подсчитано ранее, всего в ассортименте насчитывается 18 ассортиментных позиций.
Коэффициент новизны ассортимента - отношение количества новых товаров к общему количеству наименований. Новые товары: Пирог Майский с повидлом, Хлебец Ванильный с изюмом, Батон Апрельский и Хлеб Домашний.
Таким образом, коэффициент новизны равен: 0,22 (4/18=0,22).
Далее в данной курсовой работе проанализируем товарную политику ОСП «Коопзаготпром» с позиции качества производимой продукции.
Хлеб и хлебобулочные изделия – это товар широкого спроса и употребляется всеми слоями населения, поэтому к качеству продукции предъявляются повышенные требования. Так, контроль качества начинается с момента выбора поставщиков сырья, вспомогательных материалов. Все, что используется для производства продукта, начиная с воды и заканчивая упаковочными материалами, подвергается строгому входному приемочному контролю. Экспертизе подвергается даже сопроводительная документация на сырье и вспомогательные материалы, подтверждающая их безопасность и качество. Качество готовых изделий контролируют по органолептическим и физико-химическим показателям.
Как было отмечено в главе 2.1, все товары имеют индивидуальные (единичные) показатели качества. В связи с этим, рассмотрим данные показатели применимо к выпускаемой продукции ОСП «Коопзаготпром», а именно к хлебу и хлебобулочным изделиям.
Для анализа были взяты образцы: хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком, батон «Янтарный», а также витушка «Полевая».
Так, хлеб, имеет правильную форму с высоким подъемом над краями формы. Батон имеет закругленные концы с неглубокими надрезами, расположение и количество которых соответствуют виду изделий. Сдобное изделие имеют правильную форму с четко выраженным рисунком, хороший объемный выход.
Поверхность изделий блестящая, гладкая, без подрывов, вздутий и крупных трещин вдоль всего изделия, пятен и подгорелостей. В связи с тем, что в некоторых изделиях поверхность обработана (смазана яйцом, крошкой), обсыпка равномерно распределена по поверхности. Боковые и нижняя корки имеют равномерную окраску без подгоревших остатков от предыдущих изделий (прилипших к форме или поду печи). Корочки тонкие, равномерные, без заметного перехода в мякиш. Вкус и запах изделий являются специфическими, свойственными хлебу и хлебобулочным изделиям каждой группы, обладают приятным ароматом, имеют кисло-сладкий вкус, хорошо разжевываются.
Что касается обобщающих показателей, то здесь хотелось бы отметить, что вся выпускаемая продукция сертифицирована, недавно организация стала обладателем двух сертификатов соответствия СТБ ИСО 9001 2001 и СТБ 1470-2004 общие требования НАССР. Также имеет у себя комплекты нормативных документов на каждый вид вырабатываемой продукции. Комплект нормативной документации включает ГОСТ (или ГОСТ Р, или ОСТ, или ТУ), рецептуру (РЦ) и технологическую инструкцию (ТИ), утвержденные в установленном порядке. Кроме комплекта нормативной документации, на каждый вид выпускаемой продукции был получен сертификат соответствия этой продукции требованиям нормативной документации (ГОСТ, ОСТ, ТУ) по показателям имеется запись: «Обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья населения, изложены в пунктах» и перечислены пункты, в которых записаны требования к безопасности сырья и готовой продукции, а также указаны порядок и методы контроля соответствующих показателей.
Данные документы говорят о качестве продукции и безопасности для жизни человека.
Сегодня потребительская
упаковка практически служит неотъемлемым
атрибутом современной
В последнее время на предприятии продолжается широкое внедрение механизированной упаковки хлеба и хлебобулочных изделий с применением современных пленочных материалов. Это мероприятие имеет большое гигиеническое значение, так как исключает прикосновение рук человека к выпеченному хлебу. Это способствует и большему сохранению его свежести.
Однако далеко
не вся продукция ОСП «
Так согласно данным приложения Г, объем производства упакованных хлебобулочных изделий составляет 275542 шт., при общем объеме в 688122 шт., что составляет примерно 40,04%, а хлеба 427466 шт. при общем объеме в 1261877 шт., что составляет примерно 33,88%. Общий объем производства продукции в 2011году составил 1949999 ед.
В данном направлении необходимо отметить, что применение пленки ПВХ и полимерных пакетов, обеспечивает:
- сохранность товара от порчи и повреждений,
- обеспечивает создание рациональных единиц для транспортировки и складирования товара;
- соответствует уровню цен.
Но, в тоже время, не:
- обеспечивает рекламу товару;
- отличается от упаковки конкурента.
В качественной, своевременной и полной информации о товарах нуждаются все. Средствами товарной информации служит маркировка.
Маркировка выпускаемого хлеба и хлебобулочных изделий производиться на этикетке, которая прикрепляется к пленочному материалу, либо пакету. В общем, к маркировке предъявляются достаточно жесткие требования, поэтому проанализируем соответствие маркировки наносимой на хлебобулочные изделия, выпускаемые ОСП "Коопзаготпром" Хойникского РайПО, требованиям нормативных документов. Для анализа были взяты образцы: хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком, батон «Янтарный», а также витушка «Полевая», так как эти образцы были упакованы в полимерную пленку и имели этикетку.
Все образцы герметично упакованы, разрывы и загрязнения отсутствуют, этикетки ровные, печать четкая, текст читаемый, следовательно, данные образцы соответствует требованиям нормативных документов.
Далее в таблице 3.3 отражены данные по изучению и оценке маркировки данных образцов.
Таблица 3.3 – Анализ маркировки образцов хлебобулочных изделий
Состав информации по ГОСТ Р51074-97 |
Фактическая маркировка у образцов хлебобулочных изделий | ||
хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком |
батон «Янтарный» |
витушка «Полевая» | |
Наименование продукта |
хлеб «Ошмянский» обогащенный йодированным белком |
батон «Янтарный |
витушка «Полевая» |
Адрес изготовителя |
Гомельская обл., г. Хойники, ул.Жукова 3 |
Гомельская обл., г. Хойники, ул.Жукова 3 |
Гомельская обл., г. Хойники, ул.Жукова 3 |
Товарный знак изготовителя |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Масса нетто |
0,9кг |
0,5кг |
0,3кг |
Состав продукта |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Пищевая ценность |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Пищевые добавки |
Отсутствуют |
Присутствуют |
Отсутствуют |
Дата изготовления |
Присутствует |
Присутствует |
Присутствует |
Срок хранения |
Срок хранения 72 часа, при температуре не ниже +6С, в сухих и хорошо проветриваемых помещениях |
Срок хранения 48 часов при температуре не ниже + 6 С |
Срок хранения 72 часа. Хранить при равномерной температуре не ниже +6°С изолированно от источников сильного нагрева или охлаждения |
Информация о сертификации |
СТБ 639-95 |
СТБ 1045-97 |
Отсутствует |
Примечание: Источник – составлено автором
После проведения анализа таблицы 3.3 можно сделать следующие выводы: в общем, все требования касаемо маркировки продукции, ОСП «Коопзаготпром» выполняет, только есть несоответствие данным требованиям на образце витушка «Полевая» (там отсутствует информация о сертификации), а также в образцах хлеб «Ошмянский» и витушка «Полевая» отсутствует информация о пищевых добавках. Это можно объяснить тем, что при производстве этих изделий пищевые добавки вообще не используются.
Что касается оценки конкурентоспособности хлеба и хлебобулочной продукции, выпускаемой ОСП «Коопзаготпром», то здесь хотелось бы отметить следующее:
- вся продукция проходит обязательную сертификацию, ежедневно проверяется на соответствие стандартам качества. В производстве применяется только натуральное, экологически чистое сырье, осознано придерживаются традиционных технологий при производстве хлебобулочных изделий и являются сторонниками веками испытанных рецептур;
- постоянно ведется работа по улучшению вкусовых качеств продукции и ее оформлении. Разрабатываются новые оригинальные рецептуры, и после экспертной оценки новинки попадают на стол потребителя;
- руководство ОСП «Коопзаготпром» успешно решает важнейшие задачи повышения квалификации персонала, улучшения качества выпускаемой продукции;
- маркировка (производственная) хлеба и хлебобулочных изделий соответствует современным требованиям;
- на предприятии продолжается внедрение механизированной упаковки хлеба и хлебобулочных изделий с применением современных пленочных материалов.
Но, вместе с тем, что в основном все технологическое оборудование изношено, это не позволяет выпускать достаточно высококачественную продукцию. В связи с этим наблюдается достаточно узкий ассортимент выпускаемой продукции. Использование устаревших технологий производства хлеба и хлебобулочных изделий также довольно сильно влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции в целом.
Проведя анализ товарной политики ОСП «Коопзаготпром», можно сделать следующие выводы:
- необходимо проводить работу по расширению ассортимента выпускаемой продукции;
- в общем,
выпускаемый хлеб и
- вся продукция
сертифицирована и имеются
- необходимо
проводить работу по
- в общем, хлеб и хлебобулочные изделия, выпускаемые ОСП «Коопзаготпром», достаточно конкурентоспособная продукция, но использование устаревших технологий производства, довольно сильно снижает уровень данного показателя.
В системе маркетинга необходимо достаточно много времени и внимания уделять товару и товарной политике, как центральному звену в производстве. Так как именно в результате реализации товара предприятие получает свой заслуженный объем прибыли.
Проведя анализ товарной политики ОСП «КООПЗАГОТПРОМ» необходимо отметить, что в процесс совершенствования товарной политики должен входить ряд направлений, работа в которых позволит предприятию быть наиболее конкурентным на рынке, увеличить товарооборот, следовательно, увеличить прибыль.
С ассортиментной точки зрения это следующие направления:
- расширить
ассортимент выпускаемой
- убрать товары, которые не удовлетворяют потребности целевого потребителя.
Для выполнения данных предложений необходимо провести маркетинговые исследования, направленные на выявление покупательских предпочтений.
С точки зрения упаковки:
- разработать новые направления в упаковке, т.к. упаковка, которая применяется на данный момент, не обеспечивает рекламу товара и не отличается от упаковки аналогичных товаров конкурентов.
- разработать
товарный знак для продукции ОС
С точки зрения технического производства товаров:
- замена технически и технологически устарелого оборудования, приобретение нового;
- улучшение технической базы предприятия;
- выявление и применение новых технологий при производстве хлеба и др.
С точки зрения сбыта:
- осуществление поиска новых покупателей;