Товарная политика в маркетинговой деятельности предприятия и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении товарной политики в маркетинговой деятельности ОСП Коопзаготпром», и выявлении путей ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить товарную политику в маркетинговой деятельности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, оценить его сильные и слабые позиции на рынке;
- анализировать товарную политику предприятия;
- выявить пути совершенствования товарной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Роль и значение товарной политики в маркетинговой деятельности промышленного предприятия. Содержание товарной политики предприятия

Методические подходы к исследованию товарной политики предприятия

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОЦЕНКА ЕГО СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ

АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»

4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОСП «КООПЗАГОТПРОМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая черновик.doc

— 820.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ОСП «Коопзаготпром» имеет функциональную организационную структуру управления. Такая структура управления имеет ряд как преимуществ, так и ряд недостатков.

 К преимуществам  можно отнести: углубление специализации,  повышение качества управленческих  решений; возможность управлять  многоцелевой и многопрофильной  деятельностью. 

К недостаткам, в свою очередь, также можно отнести: недостаточную гибкость; плохую координацию действий функциональных подразделений; низкую скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Далее рассмотрим основные показатели хозяйственной  деятельности ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг.

 

Таблица 2.4 - Структура численности работников ОСП «Коопзаготпром» Хойникского райпо за 2009-2011 гг.

Наименование  показателя

год

год

год

Темп роста, %

Отклонение +,-

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011 к 2010

Руководители

         

Специалисты

         

Другие служащие

         

Рабочие

         

Всего работников

         

Примечание – Источник:

Примечание – Источник: составлено автором по данным приложения

Таблица 2.5 – Уровень образования работников ОСП «Коопзаготпром» Хойникского райпо за 2009-2011гг.

Уровень образования

Списочная численность  работников на конец 2009

Списочная численность  работников  на конец 2010

Списочная численность  работников на конец 2009

Темп роста, %

Отклонение +,-

2011 к 2009

2011 к 2010

Высшее

         

Среднее-специальное

         

Общее среднее

         

Профессионально-техническое

         

Общее базовое

         

Итого работников

         

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения

Примечание – Источник: составлено автором по данным приложения

 

 Таблица 2.3 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение (+/-)

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011 к  2010

1.Выручка от  реализации, млн р.:

         

1.1.В действующих  ценах

11168

11587

14439

129,29

3271

124,61

2852

1.2 В сопостовимых  ценах

11168

10742,63

8906,91

79,75

-2261,09

82,91

-1835,72

2. Объём производства  продукции, млн р.:

         

2.1. В действующих  ценах

7298

8157

8855

121,33

1557

108,56

698

2.2 В сопостовимых  ценах

7298

7562,58

5462,34

74,85

-1835,66

72,23

-2100,24

3.Себестоимость  реализованной продукции:

         

3.1 Сумма, млн р.

9317

9483

11582

124,31

2265

122,13

2099

3.2 Уровень, %

83,43

81,84

80,21

-3,22

-1,63

4.Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров

         

4.1 Сумма, тыс.  р.

421

542

664

157,72

243

122,51

122

4.2 Уровень, %

3,77

4,68

4,59

0,82

-0,09

5. Прибыль млн  р.

200

132

547

273,5

347

414,39

415

6. Прибыль от  реализации продукции, млн р.

219

119

596

272,15

377

500,84

477

7. Рентабельность, %:

         

7.1 Итоговая

1,79

1,14

3,79

2,0

2,65

7.2 Реализация

1,96

1,03

4,13

2,17

3,1

7.3 Расходов

2,35

1,25

5,16

2,81

3,91


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения формы № 12-п; форма № 2 бухгалтерского баланса «Отчет о прибылях и убытках»

Примечание – Источник: составлено автором по данным приложения

 

Проанализировав таблицу 2.1 можно сделать следующие выводы: в течении всего периода, т.е. с 2009 по 2011, ОСП «Коопзаготпром» работало достаточно стабильно, о чем свидетельствует положительная динамика в отношении выручки от реализации продукции. Так в 2011 году по сравнению с 2009, сумма выручки увеличилась на 3271 млн.р., что составило примерно 29,29%. А в период с 2010 по 2011 объем полученной выручки возрастал большими темпами нежели в период с 2009 по 2010, и составил 2852 млн.р., либо 24,61%.

Объем производства продукции также стабильно возрастал. Так с 2009 по 2010 он увеличился на 859 млн.р., а в период с 2010 по 2011 на 698 млн. р., что составило 8,56%. А в общем, в период с 2009 по 2011 объем производства возрос на 1557 млн.р., что составляет 21,33%.   

Необходимо отметить и то, что такой показатель как себестоимость реализованной продукции тоже возрос. За период с 2010 года по 2011, данный показатель увеличился на 2099 млн.р., что составило 22,13%.

Отдельно хотелось бы отметить скачкообразное развитие таких показателей как прибыль от реализации продукции и прибыль отчетного периода. Так за период с 2009 по 2010 данные показатели уменьшились на 100 и 68 млн.р. соответственно. Но причем в период с 2010 по 2011 данные показатели значительно увеличились на 477 и 415 млн.р., а значит примерно в 4 и 5 раз соответственно.

Что касается показателей рентабельности, то они также носят скачкообразный характер. Так в период с 2009 по 2010 все показатели уменьшились, а в период с 2010 по 2011 наоборот увеличились.

 

Рисунок 2.1 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг.

Примечание - Источник: составлено автором по данным таблицы 2.3

 

В таблице 2.2 рассмотрим динамику, структуру и состав издержек производства.

Таблица 2.2 - Динамика, состав и структура затрат на производство продукции ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение (+ ,-)

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011 к 2010

1. Сырье и  материалы:

сумма, млн р.  

3233

3043

3470

107,33

237

114,03

427

удельный вес, %

57,23

53,75

49,81

-7,42

-3,94

2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты:

сумма, млн р.  

-

-

-

-

-

удельный вес, %

-

-

-

-

-

3.Транспортно-заготовительные отходы:

сумма, млн р.  

55

51

88

160

33

172,55

37

удельный вес, %

0,97

0,90

1,26

0,29

0,36

4. Топливо и энергия на технологические цели:

 сумма, млн  р.  

263

309

605

230,04

46

195,79

296

удельный вес, %

4,66

5,46

8,68

4,02

3,22

5.Амортизация основных средств и нематериальных активов

сумма, млн р.  

143

179

174

121,68

31

97,21

-5

удельный вес, %

2,53

3,16

2,49

-0,04

-067

6. Расходы на оплату труда:

  сумма, млн  р.  

237

253

339

143,04

102

133,99

86

 удельный  вес, %

4,19

4,47

4,87

0,68

0,4

7. Отчисления на социальные нужды: сумма, млн р.  

110

122

167

151,82

57

136,88

45

удельный вес, %

1,94

2,16

2,39

0,45

0,23

8.Прочие производственные расходы

сумма, млн р.  

75

38

27

36

-48

71,03

71,05

удельный вес, %

1,33

0,67

0,38

-0,95

-0,29

9.Общепроизводственные расходы:

сумма, млн р.  

336

334

464

138,09

128

138,92

130

удельный вес, %

5,94

6,01

6,66

0,72

0,65

10.Общехозяйственные расходы:

сумма, млн.р.

524

586

795

151,72

271

135,67

209

удельный вес, %

9,27

10,35

11,41

2,14

1,06

11.Коммерческие расходы:

сумма, млн р.  

673

728

838

124,52

165

115,11

110

удельный вес, %

11,91

12,86

12,03

0,12

-0,83

12. Полная фактическая  себестоимость произведенной продукции:

сумма, млн,р

5649

5661

6967

123,33

1318

123,07

1306

удельный вес, %

100

100

100

-

-


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения форма № 7 статистической отчетности «Бухгалтерский баланс»

Примечание - Источник: составлено автором по данным приложения Д

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 Структура затрат на производство продукции по ОСП «Коопзаготпром» за 2011г., %

Примечание - Источник: составлено автором по данным таблицы 2.2

 

Проведя анализ таблицы 2.2, можно сделать следующие выводы: наибольший удельный вес в структуре затрат на производство продукции из года в год занимает  статья сырье и материалы. Но между тем, наблюдается отрицательная динамика данной статьи. Так в 2011 по сравнению с 2009 годом, удельный вес данной статьи уменьшился на 7,42%, а сумма уменьшилась на 237 млн.р. Это может свидетельствовать о том, что предприятием ведется работа по поиску более дешевых составляющих: сырья и материалов. Но это совсем не означает то, что качество продукции с каждым годом уменьшается. Возможно стали использоваться сырье и материалы от местных поставщиков.

Затраты на топливо и энергия на технологические нужды с каждым годом увеличиваются. Это связано с удорожанием энергоносителей. Так в 2011 году данный показатель составил 605 млн р., что больше уровня 2010 года на 296 млн р. Темп роста по данным показателям превысили уровень 100% и составили 195,79%.

Одним из самых  важных элементов затрат на производство являются расходы на оплату труда. С каждым годом этот показатель значительно увеличивался. Так в 2011 году он составил  339 млн. р., что больше показателя 2010 года на 86 млн.р. и 2009 года на 102 млн. р.

На втором месте по удельному весу в структуре затрат на производство продукции находиться статья коммерческие расходы. Удельный вес данной статьи по в 2011 сравнению с 2009 увеличился на 24,52% либо на 165 млн.р., а в 2011 по сравнению с 2010 г. увеличилась на 15,11%, либо на 110 млн.р. Это отражает положительный момент в работе предприятия.

В общем, полная себестоимость произведенной продукции возрастает. Так в 2011 по сравнения с 2009  она возросла на 23,33% т.е. на 1318 млн.р., а в 2011 по сравнению с 2010 возросла на 23,07%, либо на 1306 млн.р.

Все остальные позиции направлены на увеличение. Только такие статьи как амортизация основных средств и нематериальных активов, прочие производственные  расходы, имеют отрицательную динамику.

 В таблице 2.3 рассмотрим формирование прибыли ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг.

 

Таблица 2.3 - Формирование прибыли ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение (+ ,-)

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011 к 2010

1 Выручка от  реализации продукции, млн р.

11168

11587

14439

129,28

3271

124,61

2586

2 Налоги, включаемые в выручку от реализации, млн.р.

421

542

664

157,72

243

122,51

122

3.Себестоимость  реализованной продукции:

 сумма, млн. р

9317

9483

11582

124,31

2265

136,53

2099

4. Расходы на реализацию:

  сумма, млн. р.  

1211

1443

1597

131,87

386

110,67

154

5. Прибыль от  реализации произведенной продукции:

сумма, млн. р.

219

119

596

272,12

377

500,84

477

удельный вес  в прибыли,%

109,5

 

 

 

 

 

 

 

 

90,15

108,96

-0,54

18,81

6. Прибыль от  реализации в других отраслях:

сумма млн. р

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

удельный вес  в прибыли, %

-

-

-

-

-

7. Прибыль (убыток) от операционных расходов и доходов, млн. р.

25

8

7

28

-18

87,50

-1

удельный вес  в прибыли, %

12,5

6,06

1,28

-11,22

-4,78

8.Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов:

сумма, млн р.  

-44

5

-56

100

-61

удельный вес  в прибыли, %

-22

3,79

-10,24

   

9. Прибыль:

сумма, млн.р

200

132

547

273,5

347

414,39

415


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных обособленного структурного подразделения форма № 2 бухгалтерского баланса «Отчет о прибылях и убытках».

Примечание – Источник: составлено автором по данным приложения

 

 

Рисунок 2.3 - Уровень прибыли ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг., млн.р.

Примечание - Источник: составлено автором по данным таблицы 2.3

Проведя анализ таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы: выручка от реализации продукции возрастает. Так в 2011 по сравнению с 2009 годом она возросла на 29,28% или 3271 млн.р. А в 2011 по сравнению с 2010 на 24,61% или 2586 млн. р. Налоги включаемые в выручку от реализации также возрастают. В 2011 по сравнению с 2009 их сумма возросла на  243 млн.р. либо на 57,72%, а в 2011 по сравнению с 2010 на 122 млн.р., либо на 22,51%.

Также положительную  динамику имеет и статья себестоимость  реализованной продукции. Она увеличилась  в 2011 году по сравнению с 2009 на 2265 млн.р., т.е. на 24,31%, а в 2011 по сравнению с 2010 на 2099 млн.р., либо на 36,53%. Это можно рассматривать как отрицательный момент в работе предприятия, т.к. чем больше себестоимость, тем меньше сумма прибыли от реализации произведенной продукции.

Также нельзя не отметить наличие убытков от внереализационных доходов. Причем в 2010 году по данной статье наблюдалось положительное значение, тогда как в 2011 деятельность в данном направлении привела к убыткам.

В итоге хотелось бы отметить, что в общем, объем  прибыли увеличивается. Так по сравнению  с 2009 годом, данный показатель вырос в 2 раза, что составило 347 млн. р., а по сравнению с 2010 почти в 4 раза. Что составило 415 млн. р.

В таблице 2.4 проанализируем показатели рентабельности ОСП «Коопзаготпром» за 2009–2011 гг.

 

Таблица 2.4 - Показатели рентабельности ОСП «Коопзаготпром»за 2009–2011 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, %

Отклонение (+ ,-)

2009

2010

2011

2011 к 2009

2011 к 2010

1Итоговая рентабельность, %

1,79

1,14

3,79

3,19

2,65

2 Рентабельность продаж, %

1,96

1,03

4,13

3,71

3,10

3.Рентабельность  трудовых ресурсов, %:

по прибыли

23,11

21,49

47,09

23,98

25,60

по чистой прибыли

19,41

8,81

34,0

14,59

25,19

4 Рентабельность капитала, %:

по прибыли

3,90

2,50

9,41

4,96

6,91

по чистой прибыли 

3,28

1,56

6,79

3,51

5,23

5 Рентабельность  основного капитала, %:

по прибыли 

5,74

7,36

14,13

4,83

6,77

по чистой прибыли 

4,82

2,36

10,20

5,38

7,84

6 Рентабельность оборотного капитала, %:

 по прибыли 

12,18

6,63

28,17

8,44

21,54

по чистой прибыли 

10,23

4,57

20,34

10,11

15,77

7 Рентабельность себестоимости реализованной продукции, %

2,35

1,25

5,15

4,58

3,90

8 Рентабельность экономических ресурсов, %

по прибыли 

3,34

2,13

7,84

4,5

5,71

по чистой прибыли 

2,80

1,32

4,49

1,69

3,17

9 Прибыль, млн р.  

200

132

547

168,83

223

414,39

415

 

 

10 Прибыль от  реализации, млн.руб

219

119

596

261,40

368

500,84

477

11 Чистая прибыль,  млн р.  

168

82

395

227

313

12 Фонд заработной  платы, млн.руб

865,5

930,7

1161,6

134,21

296,1

124,81

230,9

13 Среднегодовая  стоимость капитала всего, млн р.  всего

в т.ч. :

5125

5270

5814

113,44

689

110,32

544

основного, млн  р.  

3483

3476

3872

111,17

389

111,39

396

оборотного, млн  р.  

 

1642

1794

1942

118,27

300

108,25

148

14Себестоимость реализованной продукции,

млн. р

9317

9483

11582

28,75

-28698

122,13

2099

15 Среднегодовая стоимость экономических ресурсов, млн р.

 

    

5990,5

6200,7

6975,6

116,44

985,10

112,49

774,90

16 Выручка от реализации продукции, млн р.

11168

11587

14439

26,89

-39245

124,61

2852

Информация о работе Товарная политика в маркетинговой деятельности предприятия и пути ее совершенствования