Эффективная корпоративная культура как фактор успеха компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований. Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда ему придавался и типично лозунговый характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Как часто нам приходилось слышать.docx

— 504.87 Кб (Скачать файл)

Предложен механизм изменения культуры организации на основе наставничества, заставляющего стимулировать людей  и совершенствовать свою позицию, повышать творчество, производить более качественную продукцию и добиваться получения более высоких прибылей.

Для оценки эффективности культуры организации может быть использован  ресурсный показатель эффективности (показатель ресурсоотдачи), который  реагирует как на количественные изменения самих производственных ресурсов, происходящие в результате перестройки или совершенствования  подсистем управления (в частности, организационной культуры), так и  на их качественные изменения и тем  самым на изменения величины результата, получаемого вследствие использования  указанных ресурсов. Поэтому с  величиной производственных ресурсов и характером их использования необходимо увязывать действие факторов, влияющих на элементы системы управления и  обеспечивающих тот или иной эффект перестроечных явлений.

Корпоративная культура исследуемых  в книге организаций проанализирована в соответствии с методикой Хофштеде и Боллинже по четырем параметрам: дистанция власти, тенденция к  избежанию неопределенности, индивидуализм — коллективизм, мужественность — женственность.

Авторы выражают благодарность  уважаемым рецензентам за высказанные  замечания и пожелания по улучшению  структуры и текста рукописи, а  также будут признательны за отзывы, критические замечания и полезные советы по дальнейшему исследованию вопросов, отраженных книге.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.  В  современной России проблема

корпоративной культуры становится весьма актуальной вследствие вступления

страны в стадию развитой рыночной экономики и подготовки к вступлению в

ВТО, что требует прописанной  в уставе организаций корпоративной  культуры.

Процессы подготовки к первичным  публичным размещениям акций (IPO)

также предъявляют требования к  корпоративной культуре.  Проблемы

корпоративной культуры стали завоевывать  всё большее внимание в связи  с

активным вовлечением России в  процессы глобализации,  созданием

совместных предприятий,  выходом  на конкурентные рынки,  уплотнением

контактов, ускорением темпов общения. Процветающие западные предприятия

имеют развитую корпоративную культуру,  используемую как важный фактор

экономической эффективности,  они  создали и поддерживают у себя ярко

выраженные корпоративные культуры, наиболее соответствующие их целям  и

ценностям,  и четко отличающие одну фирму от другой.  С другой стороны,

низкая экономическая эффективность  многих российских фирм, помимо других

проблем,  обусловлена также  игнорированием факта существования

корпоративной культуры и, как правило, её спонтанным формированием.

Наличие в трудовых коллективах  слабой корпоративной культуры

вызывает,  как правило,  появление  депрессивных настроений,  чувства

беспомощности и даже бессмысленности  существования персонала,  низкой

оценки профессиональной компетентности, что, в конечном счете, сказывается

на работоспособности человека и приводит к снижению продуктивности

деятельности.  Синдром слабой корпоративной  культуры провоцирует

нарушения трудовой дисциплины, а  также часто приводит к иным негативным

последствиям для функционирования предприятий.  Интерес к социальным

факторам корпоративной культуры со стороны психологов обусловлен

мощным позитивным эффектом, который  корпоративная культура оказывает  на

профессиональную деятельность.  Как ученые,  так и консультанты в области

бизнеса пришли к выводу о том,  что корпоративная культура оказывает

непосредственное влияние на производственные показатели трудового

коллектива. 

На первых этапах преобразований,  в силу неразвитости конкурентной

среды, руководители предприятий могли  не обращать внимание на проблемы,

связанные со слабостью корпоративной  культуры,  но процессы

деструктуризации и децентрализации, возникновение самоуправляемых  бригад

на различных организационных  уровнях,  уменьшающих необходимость

ежедневного контроля руководством,  увеличивают значимость корпоративной

культуры. 

На предприятиях с сильной корпоративной  культурой нужда в развитой

бюрократической иерархии и системе  контроля снижается, когда люди имеют

единые ценности и нормы поведения. Организация может быть уверена, что ее

члены примут правильное решение,  руководствуясь своими уникальными

культурными нормами и ценностями.  В условиях рынка корпоративная

культура выступает мощным конкурентным преимуществом предприятия,

повышая его эффективность функционирования во внешней среде, как правило,

за счет увеличения внутренней эффективности. 4

Целью теоретического исследования являлся  комплексный анализ

эффективности корпоративной культуры, особенностей её функционирования в

процессе профессиональной деятельности трудового коллектива, в зависимости

от существующего типа корпоративной  культуры и социального контекста,  а

также теоретическое исследование и эмпирическая проверка критериев  и

факторов экономической и психологической  эффективности корпоративной

культуры.

Целью эмпирического исследования являлось выявление степени и

формы влияния факторов корпоративной  культуры на эффективность

деятельности предприятия как  коллективного субъекта труда;  выявление

преобладающего типа корпоративной  культуры на различных промышленных

предприятиях Тюменской области;  определение влияния корпоративной

культуры на экономическую эффективность  предприятия,  и установление их

взаимосвязи. 

Объектом исследования являлись трудовые коллективы промышленных

предприятий юга Тюменской области  разной формы собственности и

различной экономической эффективности. 

Предмет исследования: сущностные признаки и факторы эффективности

корпоративной культуры.

Рабочая гипотеза исследования:  Корпоративная  культура является

фактором,  влияющим на эффективность  хозяйственной деятельности

коллективного субъекта труда, и, будучи эффективной, является конкурентным

преимуществом. 

Реализация поставленной цели и  проверка рабочей гипотезы

осуществлялись в процессе решения  следующих задач исследования:

1.  Проанализировать современные  зарубежные и отечественные

литературные источники по исследованию психологических проблем

корпоративной культуры. 

2. Обозначить основные методологические  и инструментальные подходы к

изучению корпоративной культуры. 

3. Провести сравнительный анализ  социально-психологического климата  и

корпоративной культуры трудового  коллектива предприятия.

4.  Изучить влияние корпоративной  культуры на эффективность

хозяйственной деятельности предприятия  как коллективного субъекта труда.

5.  Установить особенности воздействия  корпоративной культуры на

работников, специфику их представлений  о социальном окружении и мире. 

6. Разработать методику исследования  корпоративной культуры трудовых

коллективов,  и на этой основе изучить  степень и формы влияния социально-

психологических факторов корпоративной  культуры на эффективность

хозяйственной деятельности предприятий  как коллективных субъектов труда.

7.  Разработать комплекс мер  по изменению корпоративной культуры  в

сторону выбранного ее типа.

Методологической базой исследования послужили такие методы

научного познания,  как качественно-количественный факторный анализ и

корреляционный анализ. В части  рассмотрения типов корпоративной  культуры

настоящее исследование опирается  на концепцию психометрического  анализа

корпоративной культуры К. Камерона, Р. Куина и других. В части рассмотрения5

сопряжённости факторов эффективности  корпоративной культуры и

экономической эффективности трудовых коллективов настоящее исследование

основано на трудах К.  Фея,  Д.  Денисона и других авторов в области

психологии, социологии и экономики.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач  использовался комплекс разнообразных

методологических подходов,  методов  и методик сбора и обработки  данных.

Комплекс диагностических методик  включал в себя:

1)  оригинальные авторские методики,  разработанные диссертантом,

вычисления сопряжённости факторов эффективности корпоративной культуры

и экономической эффективности  предприятий 

2)  модифицированная методика  психометрической оценки управления

(MSAI). 

3)  математический теста АNОVА, который показал дифференцирующую

силу методики (этот метод применялся для того, чтобы оценить, каков  вклад в

среднеквадратичное отклонение от среднего разных факторов,  описывающих

корпоративную культуру,  и как  отличаются между собой средневзвешенные

оценки для предприятий,  а  также какой вклад в эти  оценки вносят

оценивающие эксперты по соответствующим  рабочим местам).

4)  математическая обработка  включала анализ достоверности  различий с

помощью качественных и количественных критериев,  с применением

корреляционного,  качественно-количественного  факторного и кластерного

анализов.  Обработка данных проводилась  с помощью лицензионного пакета

программы «SPSS» версии 13.0.

Достоверность данных и обоснованность выводов,  полученных в

работе,  обеспечивались исходными  фундаментальными научно-

методологическими принципами в области  психологии труда,  применением

валидного и апробированного инструментария,  достаточно большим объемом

выборки, сочетанием количественных и качественных методов исследования и

использованием надежного метематического  аппарата обработки данных.

Научная новизна работы:

1.  Разработана концепция корпоративной  культуры,  дающая целостное

представление о её структуре, компонентах, особенностях влияния на личность

профессионала, его профессиональную трудовую деятельность.

2.  Разработан оригинальный инструментарий  изучения корпоративной

культуры,  опирающийся на рамочную конструкцию К.  Камерона и Р.  Куина,

метод анализа эффективности корпоративных  культур К.  Фея и Д.  Денисона,

концепцию базовых представлений  Э.  Шейна,  представленные в форме

оригинальной авторской методики. 

Выявлено,  что корпоративную  культуру можно рассматривать как

самоорганизующуюся систему с  обратной связью,  при этом обратную связь

обеспечивают культурно-ценностные и социально-психологические

детерминанты деятельности членов трудового коллектива и его лидеров.

3.  Выявлены факторы эффективности  корпоративной культуры и

экономической эффективности предприятий  на теоретическом и аналитическом

уровнях,  и установлено влияние  корпоративной культуры на эффективность

предприятия,  зависящее от типа корпоративной культуры.  Расширены6

традиционные представления о  системных социальных явлениях путём

определения факторов корпоративной  культуры как системы,

взаимодействующей с организационной  культурой и социально-

психологическим климатом по принципу наложенной структуры, реализующей

адаптационную и продуктивную функцию  труда,  выраженную в усилении

структурных взаимосвязей внутри личностных подсистем,  действующих по

принципу различных психологических  вознаграждений (в терминах Э. Берна).

4.  Реализован новый теоретико-методологический  подход к изучению

эффективности корпоративной культуры,  позволяющий проводить

всесторонний анализ данного явления  в единстве его структурных компонентов

и взаимодействии с разными системами  труда и жизнедеятельности субъекта.

Эмпирически доказано,  что базовые  личностные черты лидеров являются

детерминантами корпоративной  культуры,  образуя базовые комплексы,

направленные либо на её активизацию, либо на её торможение.

5.  Впервые проведен комплексный  сравнительный анализ соцально-

психологического климата и  корпоративной культуры с точки  зрения

мониторинга и изменения эффективности  хозяйственной деятельности

коллективного субъекта труда.

6.  Проведено комплексное изучение  эффективности корпоративной

культуры на предприятиях юга Тюменской  области на различных уровнях  её

проявления (социально-психологическом  и организационном).

Теоретическая значимость исследования.  Теоретический анализ

проблемы эффективности корпоративной  культуры и его эмпирическая

верификация направлены на развитие концепции интегративных социально-

экономических явлений,  разрабатываемой  в последнее время в отечественной

психологии труда.  В работе показана зависимость факторов экономической

эффективности от социально-психологических  характеристик корпоративной

культуры и приведено единое теоретическое основание для  изучения

Информация о работе Эффективная корпоративная культура как фактор успеха компании