Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:45, курсовая работа
В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований. Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда ему придавался и типично лозунговый характер.
Совершенствование всей системы управления персоналом опирается на внедрение в практику техники оценки эффективности, применение которой открывает новые возможности использования как относительно новых, экономико-математических, так и традиционных методов экономико-статического анализа.
Статистические методы нашли широкое применение в управленческой деятельности, особенно на этапе реализации решений (контроль хода выполнения, анализ эффективности полученных результатов). Так, на этапе анализа эффективности полученных результатов применяются следующие статистические методы:
- группировки и классификации;
- расчет абсолютных, относительных и средних показателей;
- методы исследования динамических рядов;
- индексный метод;
- корреляционно-регрессионный анализ;
- дисперсионный анализ;
- факторный и компонентный анализ.
Цели статистического
анализа довольно многообразны, и
набор показателей оценки необходимо
определять исходя из него. Но прежде,
чем принимать какие-либо управленческие
решения и оценивать
Представим динамический
ряд несколькими уровнями результативного
показателя, в частности, показателями
объема дохода за несколько лет, а
также среднегодовой
Так, по организации имеется динамический ряд данных за базисный год (2000 г.) и за последующие годы работы (табл. 4.2 ).
Таблица 4.2 — Динамика объема реализации, численности персонала и выработки на строительном предприятии за 2000– 2005 гг.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Объем реализации, млн. руб. |
158,72 |
356,78 |
612,35 |
862,46 |
975,24 |
1235,61 |
Среднегодовая численность, чел. |
82 |
250 |
694 |
1015 |
1462 |
1595 |
Среднегодовая выработка, тыс. руб./чел |
1936 |
1427 |
882 |
850 |
667 |
775 |
Построив по данным табл.
4.2 диаграмму, характеризующую динамику
показателей среднегодовой
Рисунок 4.7 — Динамика показателей средней численности персонала и уровня среднегодовой выработки
По приведенным данным
сразу можно выявить ряд
По приведенным данным
определяем общий прирост дохода,
выделив прирост, полученный за счет
роста производительности труда (выработки)
работников и за счет изменения средней
списочной численности
Таблица 4.3 — Основные показатели динамики производительности на строительном предприятии в 1995–2000 гг.
2001 к 2000 г. |
2002 к 2001 г. |
2003 к 2002 г. |
2004 к 2003 г. |
2005 к 2004 г. |
Итого | |
Абсолютное изменение среднегодовой численности, чел. |
168 |
444 |
321 |
447 |
133 |
1513 |
Коэффициент динамики изменения средней численности, % |
304,9 |
277,6 |
146,3 |
144,0 |
109,1 |
1945,1 |
Абсолютное изменение средней годовой выработки, тыс. руб./ чел. |
–508 |
–545 |
–33 |
–183 |
108 |
–1161 |
Коэффициент динамики, изменение средней выработки, % |
73,7 |
61,8 |
96,3 |
78,5 |
116,1 |
40,0 |
ΔQ = Qi – Qi–1 ,
ΔQw = (Wi – Wi–1) × Ti ,
ΔQT = (Ti – Ti–1) × Wi–l ,
где ΔQT — изменение объема общего дохода вследствие изменения средней списочной численности работников;
ΔQW — изменение объема общего дохода вследствие изменения средней выработки на одного работника;
Wi, Ti — средняя выработка и средняя фактическая численность работников за отчетный период;
Wi-1, Ti–1 — средняя выработка и средняя фактическая численность работников за предыдущий период;
Таблица 4.4 — Анализ изменения объема реализации, тыс.
2001 к 2000 г. |
2002 к 2001 г. |
2003 к 2002 г. |
2004 к 2005 г. |
2005 к 2006 г. |
Итого | |
Общее изменениеобъема реализации |
198060 |
255570 |
250110 |
112780 |
260370 |
1076890 |
Вследствие изменения средней выработки |
–127122 |
–378071 |
–3312,4 |
–267042 |
171651 |
–633710 |
Вследствие изменения численности работников |
325182 |
633641 |
283234 |
379822 |
88719 |
1710600 |
Данные таблицы позволяют
выделить роль экстенсивных и интенсивных
факторов в общем увеличении по сравнению
с предыдущими годами, объемами дохода
организации. Надо заметить, что исследуемая
организация развивается в
На практике часто встает задача, когда при анализе показателей производительности труда необходимо проследить процесс формирования сводного показателя по организации исходя из данных по структурным подразделениям (дочерним компаниям), входящим в организацию.
Похожие ситуации возникают, когда динамика производительности труда в целом по компаниям может рассматриваться с учетом изменений в уровнях по структурным подразделениям (дочерним компаниям).
Индексный метод факторного анализа дает возможность решения подобных задач, опираясь на разложение индекса переменного состава на индекс структурных сдвигов.
Поскольку в рамках смежных
лет трудно ожидать существенных
изменений в структуре
Динамика средней
Таким образом, динамика средней по компании производительности труда зависит от изменения средней выработки в каждом структурном подразделении (дочерней фирме) и от изменения доли этих подразделений в общей численности компании. Влияние изменений каждого из этих факторов на динамику средней будет оценено обычными индексами фиксированного состава и структурных сдвигов. Исходная для анализа модель будет иметь вид:
,
,
где — уровень производительности труда в каждом структурном подразделении (дочерней компании);
— средняя по подразделениям производительность труда;
— средняя по организации
— доля подразделений в общем объеме численности персонала
— доля подразделений в общем объеме численности персонала
Таким образом, динамика средней по фирмам производительности труда может быть окончательно представлена следующей системой индексов:
Таблица 4.5 — расчет среднего роста темпа выработки
Структурные подразделения фирмы |
Базисный период 2000 г. |
Отчетный период (2005 г.) |
Средний темп роста выработки, % | |||||
Объем реализации, тыс. руб. |
Численность, чел. |
Выработка, тыс. $/чел. |
Объем реализации, тыс. руб. |
Численность, чел. |
Выработка, тыс. руб./чел. | |||
Qo |
То |
Wo |
Q1 |
Т1 |
W1 |
|||
11 |
Тротуарная плитка |
142310 |
112,0 |
1271 |
262850 |
305,0 |
862 |
82,4 |
11 |
Металлокату |
88240 |
68,0 |
1298 |
236750 |
160,0 |
1480 |
106,8 |
1 |
Производство сухих смесей |
196380 |
391,0 |
502 |
453020 |
678,0 |
668 |
115,3 |
Итого 1 |
426930 |
571,0 |
748 |
952620 |
11430 |
833 |
105,6 | |
22 |
Сервис и ремонт |
80410 |
56,0 |
1436 |
125640 |
196,0 |
641 |
66,8 |
22 |
Сбыт (маркет. отдел) |
105010 |
67,0 |
1567 |
156350 |
256,0 |
611 |
62,4 |
Итого 2 |
185420 |
123,0 |
1507 |
281990 |
452,0 |
624 |
64,3 | |
Итого |
612350 |
694,0 |
882 |
1235610 |
1595,0 |
775 |
93,7 |
По данным табл.4.5 построим
диаграммы, показывающие структуру
численности персонала
Согласно табл. 4.5 прослеживаются
различные тенденции в
Рисунок 4.8 — Структура
численности персонала
Для расчета кроме всех
имеющихся средних величин
Таблица 4. 6 — Доли численности персонала в их общем объеме
Структурные подразделения предприятия |
Доли |
Расчетные произведения | ||||
do1 |
dn1 |
Wo0 do1 dn1 |
Wn0 dn1 | |||
1 |
Производство тротуарной плитки |
0,267 |
— |
24,297 |
— | |
1 |
Производство металла |
0,140 |
— |
13,017 |
— | |
1 |
Производство сухих смесей |
0,593 |
— |
21,350 |
— | |
Итого 1 |
1,000 |
0,717 |
58,664 |
53,580 | ||
2 |
Сервис и ремонт |
0,434 |
— |
17,645 |
— | |
2 |
Сбыт (маркет. отдел) |
0,566 |
— |
25,156 |
— | |
Итого 2 |
1,000 |
0,283 |
42,800 |
42,720 | ||
Всего |
— |
1,000 |
101,464 |
96,300 | ||
Построим по данным итоговой строки (табл. 4.6) систему индексов, используя приведенные выше формулы:
Разности числителей и знаменателей факторных индексов позволяют сделать следующие выводы о влиянии изменений факторов на абсолютное изменение средней производительности труда в целом по компании (тыс. руб.):
- влияние изменений производительности труда в каждом структурном подразделении организации –23,964,
- влияние изменения структуры численности персонала в пределах подразделений (изменение долей подразделений) — 5,164.
Из полученных расчетов можно
сделать вывод о том, что главную
роль в увеличении дохода организации
играет увеличение численности персонала,
а также изменение долей
Руководители многих организаций
уже осознали, что недостатки в
системе управления персоналом приводят
к неэффективному ведению бизнеса
и проблемам этического характера.
В связи с этим крупные компании
по всему миру экспериментируют, стремясь
на опыте обогатить процесс
Информация о работе Эффективная корпоративная культура как фактор успеха компании