Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:17, реферат
Особенности рекламного текста
Языковые средства реализации рекламного текста
Истории изучения рекламного текста
Способы достижения экспрессивности в рекламном тексте
Глобализация стандартов американской рекламы
Приемы использования орфографических средств в печатной рекламе
darbo кажется медом. При чтении может возникнуть перестановка (метатеза) согласных, в
результате которой получается русское слово «добро» с понятной и прекрасной семантикой.Е. Н. Сердобинцева. «Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие»
34
Приятными на слух являются гласные, сонорные согласные, которые придают речи
напевность и красоту звучания, например: Новая коллекция ЕССО – источник Вашего вдох-
новения!
Затрудняет восприятие текста нанизывание одинаковых грамматических форм, кото-
рые последовательно зависят друг от друга и создают эпифору: Способствует уменьшению
влечения... нормализации настроения (ПроПроТен-100).
Художественные приемы в рекламном тексте влияют в первую очередь на восприятие
и запоминание. Ежедневно человек слышит и читает массу реклам, поэтому необходимо
найти такие средства, которые помогли бы сделать текст рекламы запоминающимся. Созву-
чие – один из эффективных способов облегчить потребителю восприятие текста, его элемен-
тов. Так, наличие в тексте двух или более созвучных слов значительно увеличивает его запо-
минаемость. Объектом созвучия должна быть значимая информация: имя бренда, основное
потребительское преимущество или в крайнем случае показатель товарной категории. При-
мером использования созвучия как средства запоминания нового имени бренда являются
слоганы – в рекламе корма для кошек «Вискас»: Ваша киска купила бы Вискас; в тексте,
предлагающем бытовую технику «Ровента»: Ровента: радость в вашем доме; в рекламе
торговой фирмы «Домино»: Наш дом – Домино; в рекламе стирального порошка «Тайд»:
Чистота – чисто Тайд.
Ритм и рифма
Ритмическая организация речи заключается в чередования ударных и безударных сло-
гов. Она делает ее более структурированной, усиливает ее эмоциональность и выразитель-
ность.
Необходимо правильно чередовать длинные и короткие слова: за длинным словом
нужно ставить короткое, что помогает создать естественность межсловесных пауз. Стечение
коротких слов делает речь рубленой: WAP ярче снов (Билайн). Если ударные слоги удалены
друг от друга, как это происходит в длинных словах фразы, речь становится вялой, монотон-
ной, как в комментариях к лекарственным препаратам: Перед применением рекомендуется
проконсультироваться с врачом (ГриппоФлю).
В своей явной форме ритм присутствует в рифмованных строках рекламных текстов.
Без рифмы, характерного, присущего всем стихам синтаксиса и разбивки на строки ритм как
таковой не считывается большинством потребителей, которые не являются специалистами
в лингвистике и литературоведении. Но на уровне подсознания четкая ритмизация фразы
помогает запомнить текст.
Сильным средством воздействия является рифма, которая представляет собой разно-
видность звукового повтора, или созвучия. Рифмуются созвучные слова, у которых чаще
всего совпадают конечные слоги: природа – года, невежда – одежда. Рифма играет важную
роль как композиционно-звуковой повтор: Вклад «ШОКОЛАД» (Банк Глобэкс).
В рекламах часто встречается случайная рифма, которая является серьезным стили-
стическим недостатком звуковой организации речи, так как отвлекает внимание читателя:
Не просто красивая – гладкая и упругая (NIVEA).
Использовать рифму следует осторожно. Она должна подкрепляться общей рекламной
концепцией и стилистикой. В этом случае рифма не вызовет внутреннего диссонанса и будет
восприниматься благосклонно и с пониманием.
Часто рифма уместна в рекламе, предназначенной для молодежной или детской ауди-
тории и для товаров, связанных в массовом сознании с весельем, отдыхом, юмором. Обычно
это товары широкого спроса с невысокой ценой – жвачка, сладости, игрушки. Например:
В каждом маленьком ребенке —
И в мальчишке, и в девчонке —Е. Н. Сердобинцева. «Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие»
35
Есть по двести грамм кричалок
И смешинок полкило.
Должен он ногами дрыгать,
Все хватать, играть и прыгать,
И для этого, конечно,
Ему нужно молоко.
Мед, бисквит, немного злаков —
Надо ломтик есть на завтрак.
По утрам «Молочный ломтик»
Замечательней всего!
Сопровождаемый веселой мелодией и иллюстрируемый кадрами с играющими
детьми, этот текст из телевизионной рекламы не только вызывает улыбку, но и запоминается.
1.6.2. Лексическое оформление рекламы
Слово – важнейшая языковая единица, так как она наделена значением, смыслом, кото-
рый несет информацию о предметах и их качествах. Подбор слов для создания рекламного
текста является чрезвычайно ответственным процессом. Он должен передать максимальное
количество базовой маркетинговой информации минимально возможным количеством слов.
Поэтому каждое слово, входящее в текст рекламы, должно быть предельно точным, весомым
и обоснованным. Составитель рекламного текста должен строго следить за отбором слов,
нещадно выбраковывая те, которые не несут важного для потребителя содержания, незави-
симо от художественной ценности и благозвучия их.
1.6.3. Грамматические средства языка
в оформлении рекламного текста
На восприятие текста значительное влияние оказывают и грамматические категории
использованных слов.
Именные части речи
Имена существительные обозначают предметы, которые составляют основу нашей
действительности. Именно эта грамматическая категория занимает преимущественное
место в речи вообще и в рекламных текстах в частности. Способность слова передавать
образ зависит от его природы – различают абстрактные и конкретные имена существитель-
ные.
Конкретные существительные обозначают предметы или явления реального мира,
которые можно увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и т.п. Чем конкретнее
употребляемое слово, тем большую эмоциональную реакцию вызовет оно у человека, так
как он способен оживить образ в памяти, полагаясь на свои органы чувств: слух, зрение,
осязание, вкус и обоняние.
Абстрактные существительные обозначают обобщенные понятия или концепции,
которые нельзя воспринять при помощи имеющихся у человека органов чувств: разум,
любовь, качество, красота и т.п. К подобным словам следует подходить осторожно. Часто
в рекламе потребительские преимущества описываются с помощью именно абстрактных
существительных. Рекламные объявления пестрят выражениями типа Превосходный вкус,
Губкам – объем!, Ученые Nestle и L’Оreal создают красоту будущего.
Смысл абстрактного понятия любой образованный носитель языка поймет без труда.
Но текст должен не просто передать потребителю смысл, но и служить стимулом для фор-Е. Н. Сердобинцева. «Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие»
36
мирования имиджа рекламируемого товара и в конечном счете подтолкнуть к покупке.
Для этого нужно, чтобы слова максимально оживляли содержание, поэтому слова по своей
семантике должны быть конкретными.
Абстрактное значение содержат не только имена существительные, но и качественные
прилагательные с оценочным значением, особенно в сравнительной или превосходной сте-
пени (лучшие, великолепные), и числительные (марки № 1), и местоимения.
Неудачны и неприемлемы в рекламном тексте выражения типа Все обещают, мы
выполняем! (в рекламе услуг ОАО «Втормет») или Думая о вас, предлагаем будущее (в
рекламе радиотакси). В этих примерах не указаны рекламируемые объекты. Большое коли-
чество абстрактных слов приводит к ухудшению характеристик эффектности рекламного
текста, в особенности запоминаемости. Если невозможно обойтись без слов с абстрактным
значением, следует конкретизировать понятие, сопроводив его дополнительным определе-
нием с конкретным, предметным значением.
Однако пренебрегать словами с абстрактным значением, абсолютно отказываться от
них нельзя. Когда текст состоит из одних лишь конкретных слов, он также не дает оптималь-
ного результата при восприятии его.
Глаголы
Глаголы играют важную роль в структуре рекламного текста, несут информацию о
необходимых для производителя или продавца действиях, которые должен совершить поку-
патель. Поэтому психологи советуют применять глаголы преимущественно в настоящем
времени и использовать активный залог, а не пассивный, который ослабляет идею и затруд-
няет понимание: Лак больше не отслаивается, не трескается, не тускнеет в течение 10
дней.
Обозначая действия, глагол обладает скрытой в нем динамикой, движением и имеет
большую побудительную силу, нежели именные части речи. Недаром все пропагандистские
лозунги основаны на употреблении глагольных форм повелительного наклонения.
Однако в рекламе повелительное наклонение глагола следует использовать осмотри-
тельно, так как известно, что сила действия равна силе противодействия. И чем требова-
тельнее будет звучать команда потребителю, что ему купить или выбрать, куда пойти и что
для себя открыть, тем больше будет он замыкаться в себе и пытаться избежать рекламного
сообщения. Вместо этого разумнее использовать динамичную силу глагола для того, чтобы
показать, что продукт может сделать для потребителя. Например: Аэрогриль Hotter варит,
жарит, томит, коптит, печет, тушит, запекает, делает гриль или С любыми девушками
Феликс чувствует себя уверенно!
1.6.4. Синтаксические средства в рекламном тексте
В рекламном тексте обычно используют несложные в восприятии и запоминании син-
таксические структуры. Поэтому в рекламных текстах часты простые предложения, редко
осложняемые обособлением. Однако невозможно обойтись без однородных членов при
перечислении признаков и качеств товара. Сложные предложения, хотя и употребляются в
рекламе, просты по своему строению. Чаще используются сложносочиненные предложения.
Предложения лучше строить в утвердительной и побудительной форме. Осторожно
следует относиться к предложениям в вопросительной форме со сказуемым в форме сосла-
гательного наклонения: Почему бы Вам не заглянуть в наше кафе? Лучше: Ознакомьтесь с
разнообразием нашего меню и оценитевкус наших блюд прямо сейчас. Как средство эмоци-
онального воздействия используются восклицательные и вопросительно-восклицательные
предложения: Кто делает Ваши ногти? или А Вы где одеваетесь?.Е. Н. Сердобинцева. «Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие»
37
Для того чтобы текст усваивался быстрее, необходимо разбивать его на абзацы, исполь-
зовать маркированный список. При этом важно обращаться не к обобщенному лицу, а к лич-
ности. Сравните примеры обращений с одним и тем же содержанием:
1. Дизайн рождает эмоции.
Эмоции рождают желания.
2. Мы воплотили желания в жизнь, создав самое важное для вашей кухни.
Новая линия бытовой техники Gorenje от культового дизайнера Ora Ito.
1.6.5. Стилистическое оформление слогана
Важным фактором, влияющим на эффективность рекламного текста, является его сти-
листическая оформленность. Основу любого текста составляет нейтральная лексика. Опре-
деленную окраску ему придают стилистически окрашенные слова, к которым относятся
устаревшие и новые слова, термины и профессионализмы, канцеляризмы, разговорные, про-
сторечные, жаргонные слова, а также специальные средства выразительности – тропы и
фигуры. Выбор той или иной стилистической окраски зависит от характеристики аудитории,
на которую направлена реклама.
Неологизмы часто используют в рекламе. Если новое слово благозвучно, уместно и
легко может быть воспроизведено носителем языка, оно помогает выделить необходимую
информацию на вербальном полотне, привлечь внимание и активизировать мыслительный
процесс читателя. Неологизм должен быть связан по смыслу или ассоциативно с объектом
рекламы. Примером удачного использования нового слова может служить реклама кампании
лимонада «Краш»: Крашные апельсины: узнай сам!
Устаревшие слова используются не часто, зато любят употреб лять в рекламе устарев-
шие формы написания слов, например: ВЂстникъ моды. Сергей Квасовъ. Портретъ – мода
– реклама.
Терминологическая лексика активно используется в рекламных текстах самой разной
адресации и разных видов: Nutrilon 2 с пребиотическими волокнами обеспечивает ком-
плексную защиту детского организма; Clinique вносит поправку в закон гравитации; В
маленькой баночке увлажняющего крема содержится все необходимое для поддержания
естественного процесса синтеза коллагена кожи и т.п.
К стилистическим средствам оформления текста относятся тропы и фигуры. Наиболее
распространенным тропом выступает сравнение: Завершай бритье, как чемпион, с Fusion
Phenom!. В рекламном
тексте сравнение часто
водой (реклама туалетной воды L’EAUPAR KENZO); Уход за кожей – это инвестиция
(реклама косметических средств CLINIQUE). Интересна реклама Ford Focus, которая строит
обыгрывание ключевой фразы рекламного текста Виртуозное исполнение на сравнении с
оркестром, который играет на частях и деталях автомобиля.
В последнее время в рекламных текстах используется и такой прием, как отрицатель-
ное сравнение. Суть этого приема заключается в том, что утверждение рекламируемого
товара или услуги достигается не за счет усиления их позитивных свойств, а за счет срав-
нения с другими товарами и услугами, которые уже успели сформировать у потребителя
негативный образ. Например: Акупунктурное программирование – это не гипноз, не коди-