Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.
Введение
Актуальность. Одной из актуальных проблем современной школы является организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Под коллективной учебно-познавательной деятельностью школьников понимается не всякая деятельность, протекающая в коллективе, а лишь такая, которая между её участниками устанавливает определённые связи и отношения.
Организация коллективной учебно-познавательной деятельности не рассматривается в настоящем исследовании как универсальный метод обучения и воспитания, неизменно обеспечивающий успех дела. Только в сочетании с другими формами и методами учебно-воспитательной работы, может быть, достигнут желаемый педагогический результат. Коллективная учебно-познавательная деятельность характеризуется в данной работе как существенный резерв повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, как средство формирования у школьников познавательного интереса и познавательной самостоятельности на уроках математики, в частности при изучении производной в 10 классе. Для лучшего понимания, усвоения материала темы необходимо вовлечь учащихся в специально организованную деятельность. Под специальной деятельностью мы будем понимать в данном исследовании коллективную учебно-познавательную деятельность.
Исходя из актуальности темы, была сформулирована проблема исследования: организация коллективной учебно-познавательной деятельности при изучении «Производной» в 10 классе.
Объектом исследования является технология коллективной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения учащихся вычислению производных в 11 классе.
Предметом исследования являются методические приёмы, методы и средства обучения, обеспечивающие формирование у учащихся умений вычислять производные на основе использования технологии коллективной учебно-познавательной деятельности.
Как показывает опыт, коллективная
учебно-познавательная деятельность школьников
при умелой педагогической организации
способствует решению в единстве
и дидактических и
Все проблемы, рассмотренные выше и поиск их решения, привели к гипотезе: целенаправленная методическая работа по формированию у учащихся умений вычислять производные на основе использования технологии коллективной учебно-познавательной деятельности снизит трудности и повысит эффективность вычисления производных, что приведёт в результате к более глубокому изучению математики в целом.
Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.
Успех организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников при изучении «Производной» зависит, прежде всего, от педагога, который, активизируя работу учащихся на уроке и вне его, добивается решения не только ближних (усвоение знаний, умений, навыков), но и более дальних задач (формирование социально ценных качеств личности). Овладение основами наук является, по существу, необходимым средством (условием) в достижении главной цели обучения - воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.
Проблема исследования, его цель, объект и предмет обусловили следующие задачи исследования:
- определить теоретическую сущность коллективной учебно-познавательной деятельности на уроках математики;
- выявить особенности организации коллективной учебно познавательной деятельности на уроках математики;
-разработать
технологию коллективной
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе определена теоретическая сущность коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся 10 класса на уроках математики.
Во второй главе проведён анализ
методической литературы, анализ содержания
темы с точки зрения возможностей
использования КСО и разработан
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.
Глава 1Психолого – педагогические основы коллективной учебно – познавательной деятельности учащихся 11 класса на уроках математики
§1Содержательная характеристика коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся
В общеобразовательной
школе, как известно, давно утвердилась
классно-урочная система
Учителя, конечно, видят этот
недостаток, но обычно продолжают
работать по традиции. Но педагоги-исследователи
и неуемные практики ищут
Вместе с тем следует
Разработчики КУПД исходят из
ряда посылок. Она включает
самих учащихся в активный
поиск новых знаний, в формирование
умений и навыков, не
Существенной особенностью
1) фронтальное занятие со всем классом;
2) занятие по группам;
3) фронтальное — подведение
Психолого-педагогические
условия организации учебно-
• пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
• активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
• организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.
Первая позиция обучаемого требует применения таких методов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ, задавание; вторая - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, любопытства; третья - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация и др.
§2 Психологическая характеристика коллектива
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупности индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Коллектив характеризуется следующими основными чертами:
• члены коллектива устойчиво взаимодействуют. Это взаимодействие способствует прочности и стабильности существования коллектива;
• коллектив отличается открытостью - готовностью принять новых членов.
2.1Социально-психологический климат и основные факторы его формирования
Социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условий жизнедеятельности, стилем и уровнем управления, другими факторами. Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Но и сам социально-психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям.
§3Педагогические основы коллективной учебно – познавательной деятельности учащихся
3.1 Коллективная деятельность как педагогическая категория
Задачи общества и реформы школы одновременно с повышением общего уровня образования на первый план выдвигают требование социального развития учащихся. Необходимо, чтобы уже в школе в процессе овладения знаниями дети и подростки включались в разнообразную продуктивную деятельность, производительный труд и овладевали навыками работы в коллективе.
Педагогика рассматривает
В педагогике и психологии, а также в школьной практике чаще всего
фигурируют три основных вида деятельности: учебно-познавательная, трудовая, игровая. Кроме того, большое внимание уделяется общению учащихся, которое рассматривается как атрибут всякой деятельности, а иногда и как самостоятельный вид деятельности.
Учебно-познавательная деятельность
детей и подростков есть процесс
систематического усвоения знаний, умений,
навыков и социального опыта,
необходимых для активного
Коллективная учебно-
Многообразная деятельность учащихся в школе и вне школы, как правило, происходит в коллективе. Это может быть коллектив учебного класса и предметного кружка, любительского клуба по месту жительства, спортивной секции и художественной самодеятельности и т. д.
Организация деятельности школьников как коллективной выполняет еще одну очень важную функцию — сближает учебную и внеучебную работу школьников.
Характер общения учащихся на уроках и во внеурочное время весьма различен. В результате остаются нереализованными все возможности формирования познавательной и общественной активности школьников. Система организации всей жизни учащихся, стимулирующая развитие коллективных взаимоотношений, способствует объединению учебной и внеучебной деятельности. Практически все виды деятельности находят свое отражение в формах коллективной учебно-познавательной деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.
Рассмотрение структуры разных видов коллективной деятельности школьников с позиции педагогики дает возможность сосредоточить внимание на компонентах, связанных с процессом воспитания школьников, с его целям, средствами, результатами. Это поможет направить практическую организацию коллективной деятельности на решение учебно-воспитательных задач.
Оптимальная структура коллективной деятельности учащихся включает следующие компоненты: