Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.
Учителя, конечно, видят этот
недостаток, но обычно продолжают
работать по традиции. Но педагоги-исследователи
и неуемные практики ищут
Вместе с тем следует
Разработчики КУПД исходят из
ряда посылок. Она включает
самих учащихся в активный
поиск новых знаний, в формирование
умений и навыков, не
Существенной особенностью
Занятия организуются по схеме:
1) фронтальное занятие со всем классом;
2) занятие по группам;
3) фронтальное — подведение
§2Логико-математический анализ темы «Производная»
Для анализа темы «Производная» я буду использовать учебник Алимова. Учебник Алимова делает больший упор на практическую сторону. В тексте много примеров решения задач, некоторые пункты даже целиком состоят из них. К каждому пункту прилагается большой набор задач для самостоятельного решения. Доказательства – слабая сторона учебника, т. к. они кратки, а зачастую их нет совсем.
Тема представлена в главе 8 §44-§48.
Задачный материал располагается после каждого параграфа. После изучения главы 8 предлагаются упражнения для повторения всего пройденного материала главы. По уровню сложности задачи делятся на: простые – элементарные (выделены серым цветом), повышенной сложности (выделены светло-розовым цветом), сложные (выделены тёмно-розовым цветом). Имеются задачи по рисунку и графику. Есть задание «Проверь себя».
Ядром темы является: производная, дифференцирование, непрерывность функции, элементарные функции, сложные функции, касательная к графику функции, геометрический смысл производной.
Математической основой
Таким образом, по данной теме представлено 8 понятий, 2 утверждения и 3 правила.
Понятия темы |
Утверждения |
Правила, алгоритмы |
Производная; предел функции; непрерывность функции; сложная функция, линейная, элементарная; касательная к графику; геометрический смысл производной. |
Непрерывность функции; правила дифференцирования |
Вычисление производной по определению; правила дифференцирования; нахождение производной от сложной функции. |
Образовательные цели будут реализованы т.к. рассматриваются все понятия и утверждения. Если имеются алгоритмы и правила, то в учебной работе должны присутствовать самостоятельность и умение анализировать, а значит будут реализованы воспитательные и образовательные цели.
2.1Математическая карта
2.2Цели обучения теме «Производная»
ОЦ: введение понятия производной, производная степенной функции, правило нахождения производной (дифференцирование), производные элементарных функций, геометрический смысл производной ;
ВЦ: через организацию урока воспитывать активность в учебной работе и самостоятельность;
РЦ: развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное, применять изученное ранее к новому материалу.
По окончанию изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: определение производной; таблицу производных для степенной функции; правила дифференцирования; производные элементарных функций; геометрический смысл производной;
- уметь: находить производную основных и элементарных функций, находить производную суммы, произведения, частного и производную сложно функции; уметь применять эти знания к решению следующих задач: задача на скорость и ускорение, найти угол наклона, зная угол наклона найти значение производной в точке.
- понимать: Необходимо понять: что это новая операция связанная с придельным переходом, что производная есть число.
2.3Логико – математический анализ темы «Производная»
Формулировка определения |
Логический анализ |
Подведение под понятие |
Следствие из определения |
Опорные знания |
Ошибки | ||||
Термин |
Род |
Видовые отличия |
Логические связи | ||||||
Пусть функция определена на некотором промежутке, х – точка этого промежутка и число , такое, что также принадлежит данному промежутку. Тогда предел разностного отношения при (если этот предел существует) называется произ-водной функции f(x) в точке х. |
Произ- водная |
Пре-дел |
1. Функция f(x) определена на некотором промежутке [a,b]. 2
3. |
Конъюнктивные |
Рассмотрим физическую задачу и найдем и мгновенную скорость. Рассмотрим, как связаны между собой средняя и мгновенная скорость. |
Алгоритм нахождения производной |
Функция |
Пропуск слов, род. | |
Функция f(x) называется непрерывной в точке если |
Непрерывная функция |
Функция |
|
Импликативные |
1.Провести линию не отрывая карандаша от листа бумаги. 2.Привести примеры функций,
которые не являются
|
Определяем в каким точках функция непрерывна |
Определение предела функции |
Путают понятия прерывной и непрерывной функции | |
Число А называется пределом функции в точке х0 и обозначается , если для любого числа существует такое , что для всех х, удовлетворяющих условию , где х ≠ х0, выполняется неравенство
|
Предел функции |
Число |
Если для любого числа существует такое , что для всех х, удовлетворяющих условию , где х ≠ х0, выполняется неравенство
|
Импликативные |
Рассмотрим конкретный пример: если то |
Непрерывность функции |
Определение производной |
Пропуск слов, род. |
По данной теме представлено 3 новых определения: 2 определены на формально-логическом уровне и 1 на уровне представлений. Имеются, как конъюнктивные, так и импликативные связи. Для понимания каждого определения требуются опорные знания, как правила это знания полученные по ранее изученным темам.
2.4 Логико–математический анализ утверждений темы
№ |
Формулировка утверждения |
Структура утверждения |
Форма формулировки |
Вид утверждения |
Опорные знания |
Идеи обоснования | ||
Разъяснительная часть |
Условие |
Заключение | ||||||
1 |
Если функция имеет |
Дифференцируемая функция |
Если функция имеет |
Она непрерывна на этом интервале |
Условная |
Простое |
Определение производной, умение находить производную |
Привести контр пример y=|x| и y=|log2x|. Рассмотреть пример и выяснить в каких точках непрерывна функция |
2 |
Для любых двух дифференцируемых функций
|
Дифференцируемая функция |
Для любых двух дифференцируемых функций производная суммы ... |
равна
|
Категоричная |
Простое |
Определение производной, умение находить производную |
Определение производной |
3 |
Для любых двух дифференцируемых функций
|
Дифференцируемая функция |
Для любых двух дифференцируемых функций производная произведения … |
равна
|
Категоричная |
Простое |
Определение производной, умение находить производную |
Определение производной |
4 |
Для любых двух дифференцируемых функций
|
Дифференцируемая функция |
Для любых двух дифференцируемых функций производная частного … |
равна
|
Категоричная |
Простое |
Определение производной, умение находить производную суммы. |
Определение производной |
По данной теме рассмотрено 4 утверждения. Данные утверждения простые и явно выделены в тексте. Всем утверждениям дается обоснование.
2.5Логико–математический
№ |
Формулировка правила |
Запись правила алгоритмом |
Опорные знания |
1 |
Пусть функция f (x) определена на некотором промежутке, х – точка этого промежутка и число h≠0, такое, что x+h также принадлежит данному промежутку. Тогда предел разностного отношения при hà0 (если этот предел существует) называется производной функции f(x) в точке х. |
1. Найти разность т.е. f(x+h)-f(x) 2. Составить разностное отношение т.е. 3. Взять придел |
Определение производной функции |
2 |
Если каждая из функций f(x) и g(x) имеет производную, то их сумма также имеет производную.
|
1. Найти производную функции f(x) 2. Найти производную функции g(x) 3. Результаты сложить |
Алгоритм нахождения производной; определение предела функции. |
3 |
|
1. Найти производную f/(x) и умножить на g(x). 2. Найти производную g/(x) и умножить на f(x) 3. Результаты сложить |
Алгоритм нахождения производной; определение предела функции. |
4 |
|
1. Найти производную f/(x) и умножить на g(x). 2. Найти производную g/(x) и умножить на f(x) 3. Найти разность между 1 и 2. 4. Разделить 3 на g2(x) |
Алгоритм нахождения производной; определение предела функции. |
5 |
|
1. Найти производную f(y), где у=g(x) 2. найти производную g(x) 3. Записать результат F/(x)=f/(y) |
Алгоритм нахождения производной; определение предела функции. |
В данной
теме представлено пять правил, а также
составлены алгоритмы для наилучшего
усвоения этих правил, и выделены опорные
знания, которые необходимы для
понимания. Материал темы представлен
последовательно и очень
§3Методика использования коллективной учебно – познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Производная»
3.1Анализ методической литературы
Для разработки методики была изучена следующая психолого – педагогическая литература:
Лийметс Х.И. «Групповая работа на уроке», Мкртчян М. «Коллективный способ обучения», «Коллективная учебно – познавательная деятельность школьников» под ред. Первина, Селевко Г. «Современные педагогические технологии» и др., а также методическая литература: