Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.
сформированности тех или иных умений, качестве знаний и т. д.
В структуре коллективной
деятельности особое значение имеет
правильное определение цели, ибо
от этого зависит выбор
Система организации коллективной деятельности школьников предполагает многообразие, форм связи между различными - видами, их чередование и наполненность необходимым содержанием. Обязательным условием эффективности процесса коллективной деятельности и конечных результатов является четкое управление им. Этому служит предлагаемая педагогическая модель управления деятельностью учащихся. Модель включает весь управленческий цикл, состоящий из трех этапов: планирования, оперативного (корректировки) и заключительного (оценки коллективной деятельности).
Организация коллективной деятельности учащихся, разумеется, не всегда включает все перечисленные в схеме компоненты, но они являются необходимым ориентиром для превращения такой деятельности в педагогически направленный процесс.
3.2 Коллективная деятельность и учебный процесс
Развитие коллективных форм учебно-познавательной деятельности позволяет создать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития и успешного обучения каждого школьника. Нельзя противопоставлять индивидуализацию коллективным формам организации учебных занятий, а надо искать пути их эффективного сочетания и взаимодействия.
Основной формой организации учебных занятий является классно-урочная система. Она обладает целым рядом педагогических достоинств: обеспечивает организационную чёткость и упорядочение педагогического процесса, систематический характер обучения, постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на коллектив учащихся, своеобразное соревнование умов при коллективном добывании знаний.
Вместе с тем нельзя закрывать глаза и на недостатки классно-урочной системы, мешающие успешному выполнению некоторых новых учебно-воспитательных задач, поставленных жизнью.
Один из серьезных ее недостатков
— уравнительный подход, равнение
на "среднего" ученика. От этого
больше всего страдают две категории
школьников: «слабые», не поспевающие
за общим продвижением класса и превращающиеся
в отстающих, неуспевающих, второгодников,
и «сильные» вынужденные
Одним из важных путей формирования
мотивов учения является использование
коллективных форм организации деятельности
учащихся при решении учебно-
Некоторые элементы коллективной
учебной деятельности могут иметь
место при фронтальной
Более коллективный характер приобретает учение, когда школьники работают в парах сменного состава: здесь каждый член коллектива по очереди работает с каждым; научившись чему-нибудь, сам учит этому других. Еще в глубокой древности было замечено, что «кто учит других, учится сам». Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» объясняет это тем, что человек, передающий свои знания другим, не только путем повторения укрепляет в себе свои знания, но и «получает возможность глубже проникать в вещи».
Идею взаимного обучения горячо поддерживала Н.К.Крупская: «Привлечение самих детей к делу преподавания имеет, по-моему, громадное воспитательное значение... ребенку, превращающемуся на время в педагога, становится ясной недостаточность его знаний, необходимость их пополнить. Постоянная самопроверка, самооценка — вещь чрезвычайно важная в педагогическом отношении.
При вовлечении детей в преподавание попутно будет воспитываться в них также самообладание, терпение, внимание к другим, интерес к успехам товарищей и пр.».
Еще больше возможностей для коллективной деятельности открывается при организации самостоятельной работы в группах, особенно когда каждый выполняет какую-то часть общего задания (разделение труда), а затем все члены группы заслушивают и оценивают итоги работы каждого и готовят коллективный отчет для выступления перед классом.
3.3. Критерии и уровни коллективной учебно-познавательной
деятельности
В совместной работе учащихся следует различать деятельность в коллективе от коллективной деятельности. Не всякая работа, протекающая в коллективе, является по своему существу коллективной. Легко можно представить себе деятельность, которая, хотя и происходит в условиях коллектива, по своему характеру сугубо индивидуальна.
Наиболее существенными
В школьной практике не всегда и не сразу проявляются все приведённые выше признаки коллективной деятельности. Особенно большие трудности в организации коллективной деятельности встречаются в процессе обучения. Коллективная учебно-познавательная деятельность требует предварительной подготовки участников: учащихся и учителей. Навыки коллективной работы при решении познавательных задач приобретаются учащимися постепенно и обусловлены умелым руководством педагога.
Развитие коллективной деятельности на уроках и внеурочных занятиях может быть рассмотрено по «уровням коллективности» учебного труда школьников. Критерием для определения таких уровней является соответствие основным признакам коллективной деятельности и ее структуре.
К первому, наиболее простому уровню коллективной деятельности следует отнести так называемую одновременную работу в коллективе, направленную на достижение общей цели. При подведении итогов деятельность частично может контролироваться и оцениваться самими учащимися: комментирование ответов товарищей, добавления, поправки. Однако связи и зависимости в процессе такой деятельности носят лишь ассоциативный характер. Сам факт присутствия в коллективе (если даже работа выполняется индивидуально), возможность неформального наблюдения за деятельностью, сопоставление своей активности с активностью других и невольная ориентация на господствующие в коллективе ценности создают психологическую атмосферу, которая оказывает на школьников определённое воздействие.
Вторым уровнем коллективной деятельности учащихся будет работа в парах. При такой организации более полно проявляются признаки коллективной деятельности. Такого рода деятельность, осуществляемая двумя учащимися, может носить односторонний или двусторонний (взаимный) характер. Односторонняя работа в паре характеризуется тем, что одна сторона выполняет только функции руководства (оказывает помощь), а другая - подчинения (принимает помощь). Взаимная работа в паре предполагает распределение обязанностей на равных основаниях, при которых функции руководства и подчинения чередуются на разных этапах деятельности или в её различных видах.
Совершенно очевидно, что взаимная, или двусторонняя, работа в паре с воспитательных позиций предпочтительней, хотя и односторонняя в отдельных случаях может принести пользу. Поэтому педагогу нужно не только хорошо продумать состав пар, но и регламентировать их деятельность, при одних обстоятельствах сохраняя пару на сравнительно длительное время, а при других — периодически меняя ее состав. Важно, чтобы составляющие пару ученики были близки по развитию, интересам, расположены друг к другу и в полной мере уяснили цель деятельности. Для каждого цель должна быть значима, и каждому необходимо четко представлять себе программу совместной работы.
Третьим уровнем коллективной деятельности становится групповая работа. Она (при правильном педагогическом руководстве) позволяет наиболее полно реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное разделение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Применение групповой (как и любой другой) деятельности школьников обусловливается конкретными дидактическими и воспитательными целями, возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки и развития коллективистических отношений. Не каждая учебная или воспитательная задача может быть решена средствами коллективной организации деятельности. В частности, и групповая работа дает желаемые результаты лишь при решении таких задач, которые требуют сотрудничества учащихся и совместных действий. Кроме того, для плодотворной работы в группе учащимся следует овладеть необходимыми навыками коллективной деятельности.
Успешность групповой работы прежде всего определяется составом групп. Их комплектование — сложная педагогическая проблема. Группы по своему составу могут быть гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). И то и другое сочетание для достижения разных целей имеет свои, плюсы и минусы.
Как показывает практика, сплочение коллектива и развитие личности в нем и в социальном и в творческом отношении более интенсивно происходит в гетерогенных группах, состоящих из учеников и сильных, и средних, и слабых. Гомогенные группы, в которых собраны только сильные ученики, лишь в отдельных случаях дают высокие показатели коллективной деятельности, социальные связи в них устанавливаются с трудом и чреваты конфликтами. Что же касается гомогенных групп со слабым составом, то в педагогическом отношении они себя, как правило, совершенно не оправдывают.
Положительные результаты групповой работы зависят также от численности группы. Как правило, в ней не должно быть меньше трех и больше 6—7 учащихся.
Большое значение для успеха групповой деятельности имеет понимание участникам ее конечной цели и последовательности всего процесса. При этом целесообразно, чтобы какие-то положения были четко определены заранее, а какие-то предусматривали творческий поиск самих учащихся.
И наконец, очень важно учителю правильно решить вопрос о руководстве деятельностью. Здесь мы встречаем три варианта: 1) с одним лидером, 2) с двумя лидерами, 3) без лидера. Выбор того или иного варианта зависит от предмета деятельности и решения конкретных педагогических задач. Так, если состав группы для данной деятельности недостаточно подготовлен, то, как показывает опыт, лучше всего, чтобы во главе ее стоял один признанный лидер. Если же группа имеет навыки совместной работы, а содержание деятельности сложно, сопряжено с решением ряда проблемных ситуаций, то бывает целесообразно, чтобы в ее состав входили два лидера. Дух соревнования, возникающий между ними, стимулирует работу группы. Там, где подобран ровный состав сильных или средних учеников, группа может успешно работать без лидера при условии, что каждый четко будет знать свои обязанности.