Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках математики и разработать технологию коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении «Производной» в 10 классе.
Четвертый уровень коллективной деятельности — межгрупповая работа. Своеобразие ее состоит в том, что, сохраняя все показатели коллективной работы внутри группы, она выходит за ее рамки и устанавливает связи и зависимости между группами. При этом возникает новая цель— межгрупповая, разделение труда и обязанностей также становится более масштабным, а контроль и оценка деятельности (по параметрам всех групп) требуют более глубокого подхода. Задание для межгрупповой деятельности может быть общим для всех групп (каждая группа обеспечивает свой участок в общей работе) или дифференцированным, с учетом потенциальных возможностей каждой группы.
Руководит межгрупповой работой учащихся, как правило, учитель, особенно в первоначальный период. Затем к руководству активно подключаются сильные ученики.
Однако использование такой формы коллективной работы требует определенной культуры коллектива, сравнительно высокого уровня его развития. Поэтому нецелесообразно сразу начинать с межгрупповой деятельности. К ней следует подводить учеников постепенно, начиная с более простых форм коллективной деятельности.
Наконец, пятый, наиболее высокий уровень
организации учебно-
фронтально-коллективная деятельность очень важна для сплочения и развития единого коллектива.
Для использования в
педагогических целях коллективной
деятельности учителю необходимо знать
социально-психологические
Так, Т. Е. Конникова выделяет три основных условия успеха коллективной деятельности: 1) она должна быть увлекательной, 2) она должна учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы и 3) каждый ребенок должен стать ее активным участником, стремясь внести свой посильный вклад в достижение общей цели.
О развитии коллектива можно судить по четырем главным показателям: 1) организационному единству, 2) психологическому единству (интеллектуальному, эмоциональному, волевому), 3) подготовленности (опыт) каждого к совместной деятельности и 4) направленности деятельности.
3.4 Роль педагога в коллективной учебно-познавательной
деятельности
Коллективная учебно-
Цели и содержание учебно-воспитательного процесса в школе определяют выбор форм и методов его организации.
Форма организации деятельности учащихся (разное сочетание фронтальной, индивидуальной и коллективной работы) не только определяется целями обучения и содержанием учебного материала, но и в свою очередь влияет на осуществление дидактических и воспитательных задач обучения, на характер деятельности учителя и учащихся (выбор методов и средств преподавания и учения), на взаимоотношения между учащимися, между учителем и учащимися.
Рассмотрим, какие изменения происходят в структуре деятельности учителя в связи с организацией коллективной работы учащихся.
Коллективные формы учения усиливают диагностическую деятельность учителя, поскольку требуют от него особого внимания к изучению школьников, их возрастных и индивидуально-типологических особенностей. Всестороннее знание возможностей и интересов учеников (уровень их информированности, положение в коллективе, организаторские способности) — необходимое условие правильного выбора консультантов, т. е. учебного актива, на который будет опираться учитель, комплектуя пары и группы учащихся и организуя их коллективную учебную работу. Учителю важно знать и учитывать качество знаний, уровень обучаемости школьников (степень самостоятельности в приобретении знаний и овладении приемами умственной деятельности), склонности и увлечения, особенности характера, дружеские связи и взаимоотношения учащихся. Поэтому учитель должен владеть методами изучения школьников (наблюдения, беседы, анализ школьных документов, «независимые характеристики», анкетирование, социометрия).
Кроме этого, учителю необходимо постоянно
анализировать собственную
Включая школьников в коллективную работу на уроке и вне его, педагог стремится так организовать их сотрудничество и взаимоотношения, чтобы стимулировать развитие коллектива и становление личности учеников в процессе усвоения знаний.
Проектировочная деятельность учителя при организации коллективного учения включает: определение его места (удельного веса) среди других форм обучения и соответствующее планирование работы на длительное время (четверть, учебный год); согласование учителями разных предметов и использования коллективных форм работы учащихся в том или ином классе; планирование разных видов внеклассной коллективной учебно-познавательной деятельности в рамках класса, школы.
На основе анализа учебной программы и конкретных условий учитель составляет перспективный план сочетания индивидуальной, фронтальной и коллективной работы учащихся.
Коллективная познавательная деятельность предполагает существенное изменение конструктивного компонента работы учителя.
Прежде всего это определение возможностей учебного материала для усвоения в группах. В зависимости от конкретной дидактической цели урока задачи анализа будут разными. Например, если коллективная работа планируется при изучении нового материала, то учитель формулирует общую проблему под проблемы для групп (при дифференцированной работе) и соответствующие задания. Если коллективная работа организуется в целях упражнения в решении определенных учебных задач, учитель подбирает задания практического характера в соответствии с уровнем сформированных умений и навыков у учащихся, включенных в группы. Подобную работу выполняет учитель и при подготовке к общественному смотру знаний, учебной встрече, конференции и другим формам внеурочной коллективной деятельности.
Эффективность коллективной учебно-познавательной деятельности во многом определяется системой обратной связи в учебном процессе. Для того чтобы работа учителя в данном направлении носила планомерный и систематический характер, следует определить уровень сформированности культуры умственного труда у учащихся в каждом классе.
Коллективные формы учения позволяют приобщать учащихся к осуществлению контроля за своей учебной работой, развивать у них умения самоконтроля и взаимоконтроля. При этом выполнение учащимися контрольных функций в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности — процесс, педагогически управляемый.
Планируя коллективную работу на уроке или вне урока (общественный смотр знаний и др.), учитель подготавливает к ней учебный актив: консультантов, демонстраторов и лаборантов, жюри смотров, встреч, ведущих конференций. Работа с консультантами проводится по-разному, в виде групповых или индивидуальных занятий: учитель знакомит консультанта с содержанием задания группе, вопросами к групповому зачету, советует, как организовать разделение труда, и т. д. В практике используются такие формы фиксации работы консультанта, как тетрадь учета всей работы (проверка домашних заданий членов группы, консультация перед зачетом, решение задач и др.), дневник учета знаний.
В условиях коллективной деятельности учащихся усложняется организаторская функция учителя.
Так, организуя коллективную работу на уроке, учитель вводит класс в общую проблему, распределяет задания между группами (с помощью консультантов), помогает наладить работу в группе, контролирует ход решения задания, включается, если есть необходимость, в работу группы, регулирует взаимоотношения, подводит общий итог коллективной деятельности и оценивает её. Коллективная деятельность на уроке (и вне урока) предполагает, таким образом, быстрый темп работы учителя, высокий уровень напряжения внимания.
При коллективных формах учения возрастает объективность контроля и оценки учителем учебной деятельности каждого школьника благодаря помощи консультантов, накопления оценок, характеризующих разные виды работы, сравнения общей и индивидуальной работы учащихся. В результате у школьников усиливаются коллективистические мотивы учения.
Консультантам поручается проверка домашних заданий, помощь отстающим учащимся по особому плану, организация работы в группе на уроке (разумеется, при руководстве со стороны учителя). Задачи учителя: контролировать работу всех групп и осуществлять, если нужно, своевременную помощь группе или отдельным учащимся, оценивать общую работу класса на уроке и вклад каждой группы в решение проблемы. Групповая оценка имеет большое стимулирующее значение и для группы, и для отдельных учеников, по-разному участвующих в общей работе. Оценка индивидуальной работы учеников в группе доверяется консультанту при условии, если он овладел эталонами оценивания. Очень важно, чтобы анализ результатов работы проходил в обстановке доброжелательности, уважения и чуткости.
При организации коллективной деятельности школьников возникают реальные, естественные возможности для развития благоприятных взаимоотношений между учителем и учениками. Это происходит благодаря тому, что сами школьники становятся на педагогические позиции и по отношению к отдельным своим товарищам и, что особенно важно, по отношению к классу в целом. А это означает, что между учителем и учеником возникает реальное взаимодействие и взаимопонимание в достижении общих целей и в преодолении трудностей учения.
Так, при групповых занятиях у учителя и у учащихся возникает значительно больше, чем на обыкновенном уроке, «диалогических ситуаций», побуждающих к контакту, содружеству.
Учителя единодушно отмечают, что
при систематическом использова
Коллективная учебно-
познавательной деятельности усилия учителя нацеливаются на создание условий, обеспечивающих проявление и реализацию способностей и задатков каждого ученика, а также настоящее товарищеское взаимодействие в решении общих задач на основе взаимной ответственности, требовательности и сотрудничества.
Глава 2Технология коллективной учебно-познавательной деятельности
Общая технология
организации учебно-
§1Коллективная учебно-познавательная деятельность учащихся (КУПД)
В общеобразовательной
школе, как известно, давно утвердилась
классно-урочная система