Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 09:05, курсовая работа
Современная концепция школьного математического образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей. Этим определяются критерии отбора содержания, разработка и внедрение новых, интерактивных методик преподавания, изменения в требованиях к математической подготовке ученика. И с этой точки зрения, когда речь идет не только об обучении математике, но и формировании личности с помощью математики, необходимость развития у всех школьников вероятностной интуиции и статистического мышления становится насущной задачей. Причем речь сегодня идет об изучении вероятностно-статистического материала в обязательном основном школьном курсе «математике для всех» в рамках самостоятельной содержательно-методической линии на протяжении всех лет обучения.
Глава 1.
§1 Анализ учебно-методической литературы по теме исследования
1. Инструктивные письма 6
2. Анализ статей из журналов «Математика в школе» 9
3. Анализ вероятностно-статистической линии
в учебной литературе 16
§2 О подготовке учителей к обучению школьников стохастике 27
§3 Некоторые выводы содержательно-методического характера по реализации стохастической линии в основной школе 32
Глава 2. Методика изучения стохастики в основной школе
§1. Методика реализации стохастической линии в 5 классе 38
§2. Методика реализации стохастической линии в 6 классе 49
§3. Методика реализации стохастической линии в 7 классе 59
§4. Методика реализации стохастической линии в 8 классе 67
§5. Методика реализации стохастической линии в 9 классе 72
Заключение 76
Библиография 77
Часто в жизни мы употребляем такие слова, как «возможно», «это невероятно», «это маловероятно» и т.д. Подобные выражения мы используем, когда говорим о событии, которое в одних условиях может произойти, а может и не произойти. Такие события называют случайными.
События, которые при данных условиях обязательно происходит, называют достоверным. События, которые при данных условиях не могут произойти, называют невозможными.
Для отработки данных понятий можно рассмотреть упражнения, в которых нужно определить является событие достоверным, невозможным или случайным.
Оцените, какие из перечисленных событий являются достоверными, какие невозможными, а какие случайными и почему вы так считаете:
А) при бросании кубика вы получите шестерку;
Б) при бросании кубика вы получите число больше 6;
В) при бросании кубика вы получите четное число;
Г) при бросании кубика вы получите число, которое делится на 7
Д) при бросании кубика вы получите число больше 1;
Е) при бросании кубика вы получите нечетное число;
Ж) кубик, упав, останется на ребре.
В мешке лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных. Какие из следующих событий являются случайными, достоверными и невозможными и почему вы так считаете:
А) из мешка вынули 4 шара и все они синие;
Б) из мешка вынули 4 шара и все они красные;
В) из мешка вынули 4 шара, и все они оказались разного цвета;
Г) из мешка вынули 4 шара, и среди них не оказалось шара черного цвета;
Ученик задумал натуральное число. Какие из следующих событий будут достоверными, невозможными и случайными и почему вы так считаете.
А) Задумано четное число;
Б) Задумано число, не являющееся ни четным, ни нечетным;
В) Задумано нечетное число;
Г) задумано число, являющееся четным или не четным.
События А и В являются случайными, так как может быть загадано как четное, так и нечетное число. Возникает вопрос, какое из событий более вероятно: задумано четное число или задумано нечетное число. Так как чисел четных и нечетных одинаковое количество, то оба эти события имеют равные шансы. Такие события называются равновероятными.
Также о некоторых случайных событиях мы можем сказать, что оно «маловероятно» или «очень вероятно».
Укажите, какие из следующих событий – невозможные, достоверные, случайные, а о каких мы можем сказать, что оно «маловероятно» или «очень вероятно»:
10)на день рождения вам подарят живого крокодила
Если в предыдущих задачах ответы на вопросы однозначны, то здесь ответ зависит от ситуации, от того, когда и кому задан вопрос. Например, о достоверности события 4 мы можем говорить, в зависимости от дня, когда задан вопрос, если на следующий день действительно будет контрольная по математике, то это событие достоверно. При ответе на 5 вопрос учащийся, который учится на отлично и уверенный в своих силах и в этой контрольной, с уверенностью скажет, что это событие для него является достоверным. В то время как очень слабый учащийся, которому очень тяжело дается математика, в свою очередь может дать ответ, что для него событие является невозможным. Событие 9 является очень маловероятным, но, тем не менее, возможным, так как даже отличницы не застрахованы от двоек. Здесь важна роль учителя, который должен оценивать правильность тех или иных ответов, и обращать внимание, что на одни и те же вопросы разные учащиеся могут дать разные ответы, и каждый будет прав.
Важно уже в 5 классе давать учащимся задачи следующего плана:
Данила и Наташа заспорили, кто из них будет первым читать интересную книгу. Тогда Наташа предложила сыграть в игру и книгу отдать победителю. Они взяли вертушку, которая изображена на рис.1,
и установили следующие правила игры: каждый из них поочередно крутит вертушку; если стрелка останавливается в области 1, то 1 очко получает Наташа, а если – в области 2, то 1 очко получает Данила. Если стрелка попадает в область 3, то никто из ребят не получает очков. Кто первым наберет 20 очков, тот считается победителем и получает книгу. Как вы думаете, при таких правилах игра будет справедливой?
Учащиеся еще не знакомы
с понятием вероятность и при
ответе на вопрос должны
Очень важным элементом стохастики является анализ данных и начальным этапом анализа данных является работа с таблицами и диаграммами, которую необходимо начинать в 5 классе.
Начинать рассмотрение таблиц нужно с рассмотрения уже известных учащимся таблиц, в частности: страница классного журнала, расписание уроков и т.п. С такими таблицами учащиеся чаще всего уже уметь работать и извлекать из нее всю необходимую им информацию.
Рассмотрим расписание уроков. Учащиеся уже наверняка умеют им пользоваться, извлекать из него необходимую информацию. Из расписания можно узнать, в каком кабинете будет проходить нужный урок, определить количество уроков в день. Рассмотрим такую ситуацию: Оля – учится в 5-А классе, а ее подружка из соседнего дома в 5-Б классе, нужно узнать, по каким дням они могут вместе возвращаться домой. Имея перед собой расписание, можно быстро определить такие дни.
Часто в таблице для анализа информации необходимо бывает просуммировать содержащиеся в ней данные. Поэтому часто в таблицу включен столбик или строка «Всего» или «Итого», которые содержат полученные суммы.
В таблице№1 представлены результаты наблюдений за погодой в течение четырех месяцев.
Таблица №1.
Погода |
Месяцы |
Всего | |||
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март | ||
Ясно |
5 |
9 |
7 |
10 |
|
Пасмурно |
19 |
10 |
15 |
10 |
|
Переменная облачность |
7 |
12 |
6 |
11 |
Заполните последний столбец.
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
Здесь и работа со строками и со столбцами, и подсчет суммы нескольких ячеек.
Часто приходится
Старосте класса поручили выяснить, как добираются до школы ее одноклассники. Она опросила всех учащихся и представила данные в виде таблицы:
Средство передвижения |
Подсчет голосов |
Число учащихся |
Пешком На автобусе На велосипеде |
/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / |
12 8 4 |
Всего |
24 |
Из таблицы видно, что староста опросила 24 ученика и половина из них добирается до школы пешком, а треть – на автобусе.
Рассмотрим пример, показывающий практическую ценность сбора и анализа статистических данных.
Вы решили в свободное время собраться классом и организовать некоторое классное мероприятие, но еще не решили, что именно. Было бы целесообразным учесть мнение большинства учащихся класса, а для этого нужно провести опрос: «Как бы вы хотели провести свободное время классом?» и предложить варианты ответов. Результаты нужно занести в таблицу.
Например, получили следующие результаты:
Таблица №2.
Сходить в кино |
/ / / / / |
5 |
Сходить в поход |
/ / / / / / / / / / |
10 |
Устроить дискотеку |
/ / / / |
4 |
Сходить в планетарий |
/ / |
2 |
Рассматривая эту таблицу, мы делаем вывод, что лучше всего будет сходить в поход, так как большинством учащихся класса был выбран именно этот вариант.
Таблица является одним из способов представления информации, но более наглядным является графическое представление данных. Это различные диаграммы: линейные, столбчатые и круговые.
Построим столбчатую диаграмму по нашей таблице:
По диаграмме мы сразу видим, что большинство учащихся хочет сходить в поход. И лишь два человека желают посетить планетарий.
Для представления соотношения между частями некоторого единого целого, удобно пользоваться круговыми диаграммами. Для нашего примера она будет выглядеть следующим образом:
В 5 классе учащиеся должны уметь читать диаграммы. Для отработки таких умений нужно рассматривать задания следующего типа.
Используя диаграмму №3, ответьте на вопросы:
§2. Методика реализации стохастической линии в 6 классе.
Основные задачи:
В 6 классе в теме комбинаторика продолжаем рассматривать комбинаторные задачи, на первый план выходят задачи по подсчету числа возможных вариантов.
Существует несколько подходов к преподаванию комбинаторики: теоретико-множественный, лексико-графический и теоретико-вероятностный. В школе преимущество отдается теоретико-множественному подходу, но будет полезным частично обратиться и к лексико-графическому подходу. При таком подходе все определения опираются на представление об алфавите, словах, длине слов и др.
Решая задачи, иногда очень удобно использовать кодирование, то есть обращение к лексико-графическому подходу.
Рассмотрим следующую задачу: несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг.
Информация о работе Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в основной школе