Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

§ психотерапевтический тренинг применяется для снятия психического и эмоционального напряжения.

Возможные сценарии для релаксации (дети ложатся, принимают  удобную позу, закрывают глаза, делают несколько циклов глубокого дыхания) :

«Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и  загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами  чаек над водой. Прислушайтесь к  своему телу. Почувствуйте позу, в которой  вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь  изменить свою позу так, чтобы вам  было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком  и запомните возникший образ. (Пауза. ) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

«Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет  начинает снижение и приземляется в  нашей комнате. (Пауза. ) Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».

Релаксация  может проводиться как в начале занятия — с целью «настройки», так и в конце — с целью  интеграции приобретенного в ходе занятия  опыта

Активизация различных функций

1. Стимуляция  всех сенсорных процессов. При  этом важным является повышение  чувствительности к модальноспецифической  информации: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной. Различные сенсорные  модальности необходимо вводим, постепенно. Один из методических  приемов — это преимущественная  нагрузка одного из сенсорных  каналов.

а) Активизация  зрительного восприятия (изменение  цвета освещения комнаты, используются красный, оранжевый и желтый цвета, которые оказывают стимулирующее  воздействие) . Решаются разные задачи:

§ Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации. Для этой цели используются элементы: световые трубки с воздушными пузырьками (сидя на пуфике, ребенок  фиксирует взор и прослеживает движение шариков; стоя около трубки, перемещает палец или руку вслед за шариком) ; кассеты с эффектами («лови рукой все красные фигуры; поймай все синие ромбы») ; мобайлы «птицы», «динозавр», вращающийся зеркальный шар.

§ Формирование представлений о цвете, форме  и величине предметов. Дни мои  цели не пользуются элементы: панель с  пластиковыми нитями разных цветов; цветная  тактильная панель; панель с волокнами, медленно изменяющими цвет; «искрящийся  ковер»; разноцветные подушки в виде скатов; панель «бесконечность».

§ Формирование представлений о цвете осуществляется по этапам: сличение цветов («покажи  такой же цвет») ;

§ выделение  цвета по слову («покажи красный  цвет») ; называние цвета ребенком.

б) Активизация  слухового восприятия (слуховое сосредоточение, локализация звука и пространстве) . Ритмичная быстрая громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие (компакт-диски с ритмичной музыкой, мерцающий металлофон, «звенящие мячи») .

в) Развитие тактильной чувствительности (задания  выполняются сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами) . Используется цветная тактильная панель (набор предметов и материалов различных текстур, поверхностей: твердых—мягких, шероховатых—гладких, которые можно осязать и с которыми можно совершать различные манипуляции) . Цветная тактильная панель предоставляет большие возможности для развития тактильной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук. Целесообразно использовать следующие упражнения:

§ ощупывание и поглаживание фактуры материала  одной рукой, нахождение предметов  из этого материала этой же и другой рукой;

§ ощупывание и опознание предмета на ощупь  как правой, так и левой рукой;

§ нахождение на ощупь фигуры, предмета, показанных педагогом;

§ попеременное ощупывание каждой рукой с закрытыми  глазами предмета или фигуры, определение  и называние ее.

Сенсорная комната  дает возможность снять тревожные  невротические переживания, страхи, создать эмоционально спокойное  состояние, активизировать детей, вызвать  приятные и даже эстетически значимые переживания.

Для детей  с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятный  фон, где снимаются невротические  переживания. Для детей с астеническими  проявлениями, т. е. с пониженной психической  активностью, — это пусковой механизм для включения в деятельность.

Стимуляция, проводимая в условиях сенсорной  комнаты, достаточно интенсивна, ее использование  требует определенных знании, в связи с чем мы разработали некоторые рекомендации.

1. Необходимо  крайне дозированно применять  сенсорную комнату, работая с  детьми, имеющими астенические проявления. Активная симуляция часто приводит  к быстрому утомлению. Занятия  необходимо закончить до того, как возникнет спад активности. Время пребывания в сенсорной  комнате должно постепенно нарастать  от занятия к занятию (от 7 до 15 — 20 мин) .

2. Опытным  путем необходимо определим, раздражители  какой модальности вызывают наибольшее  утомление, и вводить эти раздражители  последними.

3. При коммуникативных  нарушениях необходимо выявить  наиболее приятные раздражители, которые создают эмоциональный  комфорт у ребенка, и постараться  ограничиться только ими.

4. Необходимо  максимально сократить количество  раздражителей для гипервозбудимых  детей, а иногда следует и отказаться от сенсорной комнаты.

5. Особенно  внимательно нужно относиться  к активным зрительным раздражителям,  так как они могут вызвать  двигательную расторможенность  и агрессивность.

6. У детей  с эписимдромом применение сенсорной  комнаты возможно только после  консультаций с врачом-психоневрологом.  Если врач считает возможным  ее применение, то время пребывания  должно быть строго ограничено. Звуковые и световые сигналы  при этом не должны быть  ритмичными! Следует отказаться  от мелькающих объектов и ритмических  повторений.

Итак, в зависимости  от психоневрологического диагноза и поставленных задач сеансы в  сенсорной комнате можно рассматривать  как:

§ самостоятельную  реабилитационную процедуру;

§ способ подготовки ребенка к другим медико-психолого-педагогическим мероприятиям (предварительная релаксация) ;

§ средство оптимизации, повышение мотивации  реабилитационного процесса.

7. Мягкие  игровые комнаты. Особенностью  мягкой игровой комнаты является  наличие различных мягких модулей  в виде леса из круглых колонн, ступенек, сухого бассейна, заполненного  цветными шариками, а также мягкого  покрытия пола и стен комнаты,  предотвращающих травматизм и  уменьшающих чувство страха падения,  что особенно важно для детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Занятия в условиях  мягкой игровой комнаты можно  проводить в индивидуальной или  подгрупповой форме с использованием  игр, направленных на совершенствование  имеющихся двигательных навыков,  освоение новых этапов двигательного  развития, манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации,  на тренировку вестибулярного  аппарата.

Приложение 5. Обучение рисованию детей  с ДЦП

(Составитель  — кандидат педагогических наук  Г. В. Кузнецова)

Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисованию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который может быть назван подготовительным.

Его задачами являются:

§ воспитание интереса и изодеятельности:

§ обогащение представлений о предметах изображения,

§ формирование навыков анализа изображаемых предметов,

§ освоение плоскости листа бумаги,

§ формирование правильного захвата и удержания  карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т. д. ) .

Для поддержания  у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов  следует применять разнообразные  методы и приемы обучения: предварительное  наблюдение за намеченными для изображения  предметами и явлениями окружающего  мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, вырезание  и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного  способа обследования, обведение  контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению.

В связи с  трудностями формирования у этой категории детей графических  навыков целесообразна организация  направленной коррекционной работы в подготовительном периоде.

Работа по формированию графических навыков  у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной  без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие  упражнения должны предшествовать каждому  занятию. Они могут проводиться  в виде физкультурных минуток, пальцевой  гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих  тактильную чувствительность и мышечно-суставное  чувство.

Большая роль принадлежит графическим упражнениям  — специальным тренировочным  заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие  упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.

В комплексе  работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие  движения руки в воздухе и на плоскости.

Сначала формообразующее  движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку  необходимо закрепить это движение, глаза ребенка должны следить  за движением его руки, очерчивающей контур предмета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование  и письмо пальцем) .

Для лучшего  формирования графического образа изображаемого  предмета целесообразно проводить  занятие лепкой и аппликацией. Такие  занятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование  трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно  расширяет графические возможности  ребенка, закрепляет знания сенсорных  эталонов, корригирует нарушенное представление  о величине изображаемых предметов. На занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные  цвета и использовать эти цвета  для создания реалистических изображений.

РЕКО Требования к знаниям и умениям детей

Дети должны:

1. Проявлять  интерес и эмоциональную отзывчивость  к изодеятельности.

2. Узнавать  изображения на картине или  иллюстрации (предметы, действия, явления) .

3. Различать  и называть основные и промежуточные  цвета.

4. Ориентироваться  на плоскости листа бумаги.

5. Владеть  основными приемами работы красками.

6. Проводить  карандашом линии в заданном  направлении.

7. Передавать  в рисунке простейшую форму,  пространственное положение, основной  цвет предметов.

8. Изображать  в рисунке несколько предметов,  объединяя их в единое содержание.

9. Уметь выполнять  декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.

Примерное тематическое планирование

1. Карандаши  цветные — 6 шт. , простой — 1 шт. , ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист) .

«Что с  этим можно делать?» Педагог демонстрирует, как нужно правильно держать  карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком и некоторые приемы изображения  на листе — линии, «следы», несложные  предметные изображения — дом, цветы  и т. д.

2. Ознакомление  с бумагой как с материалом  и овладение плоскостью листа  для изображения на нем:

§ удерживание  листа бумаги двумя пальцами (1-м  и 2-м) , складывание листа пополам, по диагонали;

§ складывание  конвертика, самолетика и т. д.

§ закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа) ;

§ распределение  изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа) ;

§ формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем