Департамент общественной
информации
Департамент по вопросам
охраны и безопасности
Департамент по вопросам
управления
Согласно
Уставу Генеральный секретарь является
"главным административным должностным
лицом Организации".
Полномочия Генерального секретаря являются
главным образом исполнительно-распорядительными
и связаны с реализацией решений Генеральной
Ассамблеи, Совета Безопасности и других
органов ООН, а также с обслуживанием их
деятельности. Вместе с тем ему предоставлено
право доводить до сведения Совета Безопасности
о любых вопросах, которые, по его мнению,
могут угрожать поддержанию международного
мира и безопасности. Он присутствует
на заседаниях Генеральной Ассамблеи,
Совета Безопасности, других органов ООН,
а также участвует в работе различных
международных конференций и совещаний.
Генеральный
секретарь ООН назначается Генеральной
Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности
сроком на 5 лет.
Генеральный
секретарь назначает своих заместителей
и других должностных лиц Секретариата,
возглавляющих различные управления,
департаменты и бюро. В числе основных
подразделений Секретариата— департамент
по политическим вопросам и делам Совета
Безопасности, департамент по экономическим
и социальным вопросам, управление по
правовым вопросам, управление по обслуживанию
конференций.
Устав ООН особо оговаривает, что при
подборе персонала должны учитываться
компетентность, добросовестность и географическое
представительство, т. е. к работе в Секретариате
должны привлекаться граждане различных
государств — членов ООН.
9 Вопрос
Одной из ключевых проблем международной
безопасности является разоружение. В
настоящее время в международном праве
сложился широкий комплекс норм по ограничению
вооружений и разоружению. Основными направлениями
международного сотрудничества в данной
сфере являются:
ядерное разоружение (Договор
о запрещении испытаний ядерного оружия
в атмосфере, в космическом пространстве
и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.), Договор
о нераспространении ядерного оружия
(Женева, 1 июля 1968 г.), Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний от 24 сентября
1996 г.;
запрещение производства и ликвидация
отдельных видов оружия (Конвенция о запрещении
разработки, производства и накопления
запасов бактериологического (биологического)
и токсинного оружия и об их уничтожении
1972 г., Конвенция о запрещении разработки,
производства, накопления и применения
химического оружия и о его уничтожении
1993 г.);
ограничение отдельных видов
оружия (Договор между СССР и США об ограничении
систем противоракетной обороны 1972 г.,
Договор о сокращении и ограничении стратегических
наступательных вооружений 1991 г., Договор
о дальнейшем сокращении и ограничений
стратегических наступательных вооружений
1993 г.);
ограничение территорий размещения
некоторых видов оружия (Договор о запрещении
ядерного оружия в Латинской Америке 1967
г., Договор о запрещении размещения на
дне морей и океанов и в его недрах ядерного
оружия и других видов оружия массового
уничтожения 1971 г. и др.);
ограничение и сокращение вооруженных
сил (Договор об обычных вооруженных силах
в Европе 1990 г.);
демилитаризация и нейтрализация
отдельных территорий (Антарктика — по
Договору 1958 г.);
меры общего характера по обеспечению
безопасности (Конвенция о запрещении
военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на
природную среду 1976 г.).
Ядерное разоружение
Одним из первых договоров, касающихся
ядерного разоружения, был Договор о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере,
в космическом пространстве и под водой
1963 г., который был заключен правительствами
СССР, Великобритании и Северной Ирландии,
США. Каждый из участников Договора обязуется
запретить, предотвращать и не производить
любые испытательные взрывы ядерного
оружия и любые другие ядерные взрывы
в любом месте, находящемся под его юрисдикцией
или контролем:
а) в атмосфере; за ее пределами,
включая космическое пространство; под
водой, включая территориальные воды и
открытое море;
б) в любой другой среде, если
такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных
осадков за пределами территориальных
границ государства, под юрисдикцией или
контролем которого проводится такой
взрыв.
24 сентября 1996 г. был подписан
Договор о всеобъемлющем запрещении
ядерных испытаний. Российская Федерация
ратифицировала настоящий Договор
Федеральным законом от 27 мая 2000
г.
Согласно этому Договору, каждое
государство-участник обязуется не производить
любой испытательный взрыв ядерного оружия
и любой другой ядерный взрыв, а также
запретить и предотвращать любой такой
ядерный взрыв в любом месте, находящемся
под его юрисдикцией или контролем. В соответствии
с Договором государства-участники учреждают
Организацию по Договору о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний для достижения
цели Договора, обеспечения осуществления
его положений, включая положения по международному
контролю за его соблюдением, а также для
обеспечения форума для консультаций
и сотрудничества между государствами-участниками.
Местопребыванием Организации является
Вена, Австрийская Республика.
В качестве органов Организации
учреждаются: Конференция государств-участников,
Исполнительный совет и Технический секретариат,
который включает Международный центр
данных.
В соответствии с Договором
о нераспространении ядерного оружия
от 1 июля 1968 г. каждое из государств —
участников Договора, обладающих ядерным
оружием, обязуется не передавать кому
бы то ни было ядерное оружие или другие
ядерные взрывные устройства, а также
контроль над таким оружием или взрывными
устройствами ни прямо, ни косвенно; равно
как и никоим образом не помогать, не поощрять
и не побуждать какое-либо государство,
не обладающее ядерным оружием, к производству
или к приобретению каким-либо иным способом
ядерного оружия или других ядерных взрывных
устройств, а также контроля над таким
оружием или взрывными устройствами.
Каждое из государств — участников
настоящего Договора, не обладающих ядерным
оружием, обязуется не принимать передачи
от кого бы то ни было ядерного оружия
или других ядерных взрывных устройств,
а также контроля над таким оружием или
взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно;
не производить и не приобретать каким-либо
иным способом ядерное оружие или другие
ядерные взрывные устройства, равно как
и не добиваться и не принимать какой-либо
помощи в производстве ядерного оружия
или других ядерных взрывных устройств.
Договор не запрещает сотрудничество
государств в области мирного применения
атомной энергии. Контроль за исполнением
государствами своих обязательств осуществляет
МАГАТЭ.
Запрещение производства и ликвидация
отдельных видов оружия
Одним из первых международно-правовых
актов в данной сфере был Протокол о запрещении
применения на войне удушливых, ядовитых
или других подобных газов и бактериологических
средств (Женева, 17 июня 1925 г.). СССР присоединился
к этому Протоколу Декларацией от 2 декабря
1927 г., ратифицированной Центральным исполнительным
комитетом СССР 9 марта 1928 г.
Важным актом в данной сфере
является и Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов бактериологического
(биологического) и токсинного оружия
и об их уничтожении (Москва — Лондон —
Вашингтон, 10 апреля 1972 г.). Конвенция вступила
в силу 26 марта 1975 г.
В соответствии с данной Конвенцией
каждое государство — участник настоящей
Конвенции обязуется никогда не разрабатывать,
не производить, не накапливать, не приобретать
каким-либо иным образом и не сохранять:
1) микробиологические или
другие биологические агенты
или токсины, каково бы ни было
их происхождение или метод
производства, таких видов и в
таких количествах, которые не
предназначены для профилактических,
защитных или других мирных
целей;
2) оружие, оборудование или
средства доставки, предназначенные
для использования таких агентов
или токсинов во враждебных
целях или в вооруженных конфликтах.
Государства — участники Конвенции
обязуются уничтожить или переключить
на мирные цели как можно скорее, но не
позднее девяти месяцев после вступления
Конвенции в силу, все агенты, токсины,
оружие, оборудование и средства доставки
бактериологического оружия, которыми
они обладают или которые находятся под
их юрисдикцией или контролем. Каждое
государство — участник Конвенции также
обязуется не передавать кому бы то ни
было ни прямо, ни косвенно, равно как и
никоим образом не помогать, не поощрять
и не побуждать какое-либо государство,
группу государств или международные
организации к производству или к приобретению
каким-либо иным способом любых агентов,
токсинов, оружия, оборудования или средств
доставки бактериологического оружия.
13 января 1993 г. в Париже
была заключена Конвенция о
запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении.
Конвенция ратифицирована Российской
Федерацией Федеральным законом
от 5 ноября 1997 г.
В соответствии с данной Конвенцией
каждое государство — участник Конвенции
обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:
не разрабатывать, не производить,
не приобретать иным образом, не накапливать
или не сохранять химическое оружие или
не передавать прямо или косвенно химическое
оружие кому бы то ни было;
не применять химическое оружие;
не проводить любых военных
приготовлений к применению химического
оружия
не помогать, не поощрять или
не побуждать каким-либо образом кого
бы то ни было к проведению любой деятельности,
запрещаемой государству-участнику по
настоящей Конвенции.
При этом под химическим оружием
понимаются: токсичные химикаты и их реагенты,
за исключением тех случаев, когда они
предназначены для целей, не запрещаемых
по Конвенции, при том условии, что виды
и количество соответствуют таким целям;
боеприпасы и устройства, специально
предназначенные для смертельного поражения
или причинения иного вреда за счет токсических
свойств химикатов, высвобождаемых в результате
применения таких боеприпасов и устройств;
любое оборудование, специально
предназначенное для использования непосредственно
в связи с применением указанных боеприпасов
и устройств.
Каждое государство-участник
также обязуется: уничтожить химическое
оружие, которое находится в его собственности
или владении или которое размещено в
любом месте под его юрисдикцией или контролем;
уничтожить все химическое оружие, оставленное
им на территории другого государства
— участника Конвенции; уничтожить любые
объекты по производству химического
оружия, которые находятся в его собственности
или владении или которые размещены в
любом месте под его юрисдикцией или контролем;
е использовать химические средства борьбы
с беспорядками в качестве средства ведения
войны.
Ограничение отдельных видов
оружия Одним из важнейших международно-правовых
актов в данной сфере является Договор
между СССР и США об ограничении систем
противоракетной обороны (Москва, 26 мая
1972 г.). Государства — участники СНГ как
государства — правопреемники СССР, согласно
решению Совета глав государств СНГ от
9 октября 1992 г., будут выполнять положения
настоящего Договора применительно к
своим территориям.
В соответствии с Договором
каждая из сторон обязуется ограничить
системы противоракетной обороны (ПРО),
не развертывать системы ПРО территории
своей страны и не создавать основу для
такой обороны, а также не развертывать
системы ПРО отдельного района, кроме
как предусмотрено в Договоре.
Важными документами в данной
области являются Договор между Союзом
Советских Социалистических Республик
и Соединенными Штатами Америки о сокращении
и ограничении стратегических наступательных
вооружений (Москва, 31 июля 1991 г.) и Договор
между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о дальнейшем сокращении
и ограничении стратегических наступательных
вооружений (Москва, 3 января 1993 г.), который
был ратифицирован Федеральным законом
от 4 мая 2000 г.
В соответствии с этим Договором
каждая из сторон сокращает и ограничивает
свои межконтинентальные баллистические
ракеты (МБР) и пусковые установки МБР,
баллистические ракеты подводных лодок
(БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые
бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды
БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков
таким образом, чтобы через семь лет после
вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем
суммарное количество для каждой из сторон
не превышало применительно к боезарядам,
которые числятся за развернутыми МБР,
развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми
бомбардировщиками, количество между
3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество,
которое определит для себя каждая из
сторон, но в любом случае не превышающее
4250 единиц.
Ограничение территорий размещения
некоторых видов оружия
Говоря о международно-правовых
документах в данной области, необходимо
назвать Договор о запрещении ядерного
оружия в Латинской Америке (Мехико, 14
февраля 1967 г.), а также Договор о запрещении
размещения на дне морей и океанов и в
его недрах ядерного оружия и других видов
оружия массового уничтожения (Москва
— Лондон — Вашингтон, 11 февраля 1971 г.),
в соответствии с которым государства-участники
обязуются не устанавливать и не размещать
на дне морей и океанов и в его недрах за
внешним пределом зоны морского дна какое-либо
ядерное оружие или любые другие виды
оружия массового уничтожения, а также
сооружения, пусковые установки и любые
другие устройства, специально предназначенные
для хранения, испытания или применения
такого оружия.
Ограничение и сокращение вооруженных
сил
Одним из важнейших международно-правовых
актов в данной области является Договор
об обычных вооруженных силах в Европе
(Париж, 19 ноября 1990 г.) и Протоколы к нему:
Протокол о существующих типах
обычных вооружений и техники (Париж, 19
ноября 1990 г.);
Протокол о процедурах, регулирующих
переклассификацию конкретных моделей
или вариантов учебно-боевых самолетов
в невооруженные учебные самолеты (Париж,
19 ноября 1990 г.);