орографические - проводятся
с учетом рельефа местности;
геометрические - устанавливаются
по прямой линии, проведенной между двумя
точками;
астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.
Водные
границы делятся на: речные, озерные, границы
других водоемов, морские.
Речные
границы устанавливаются по соглашению
прибрежных государств и проводятся по
линии тальвега (линии наибольшей глубины)
либо посредине реки. На озерах и иных
водоемах - по прямой, соединяющей выходы
сухопутной границы государств к берегам
водоема.
Морские
границы государства - внешние пределы
его территориального моря или линии разграничения
территории морей смежных или противолежащих
государств.
Воздушные
границы - боковые (вертикальная плоскость,
проходящая над линией государственной
границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная
плоскость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются
над уровнем моря в пределах боковых, воздушных
границ государства.
Границы,
как правило, устанавливаются договорами
(договорные границы). Существуют и «исторически
сложившиеся границы», признанные сопредельными
государствами в результате длительного
их соблюдения.
Существуют
следующие основания изменения государственной
границы:
осуществление нациями и народами
своего права на самоопределение, при
котором происходит разделение или восстановление
наций и народов и в результате устанавливаются
новые границы или восстанавливаются
старые;
обмен небольшими участками
государственных территорий сопредельных
государств в целях наиболее благоприятного
расположения границы;
обмен небольшими участками
в случае демаркации границы.
Государственная
граница устанавливается путем:
демаркации - уточнения сопредельными
государствами линии границы, которая
была или могла быть изменена в результате
природных или исторических факторов.
Редемаркация - проверка ранее демаркированной
границы с ремонтом ранее установленных
пограничных знаков;
делимитации - установления
границы между государствами впервые.
В
целях обеспечения неприкосновенности
и нерушимости границ, их охраны внутренним
законодательством и международными договорами
сопредельных государств устанавливается
специальный пограничный режим, который
предусматривает:
порядок охраны и пересечения
государственной границы на суше, на море
и в воздухе;
ведение сельскохозяйственной,
промысловой, производственной, транспортной
и иной деятельности в районе государственной
границы.
Территориальный спор – это разногласие
при делении какой-либо территории, будь
то суша, море или воздушное пространство.
Споры и разногласия о границах
или о принадлежности отдельных участков
территории являются в подавляющем большинстве
случаев отголосками исторического процесса
освоения новых территорий и становления
четких государственных границ. Среди
подобных споров можно выделить три типичных
случая. В первом случае не существует
ни делимитированной, ни демаркированной
границы и спор идет о том, где и как эта
граница должна быть установлена. Во втором
случае либо существуют две соперничающие
делимитации, происходящие из различных
договоров, и спор идет о том, какая из
них правомерна, либо спор происходит
из различного толкования одной и той
же делимитации. В третьем случае спор
идет о принадлежности определенного
участка территории, например острова.
Все эти споры составляют одну категорию
споров, а именно территориальных, в основе
которых лежит вопрос о юридической принадлежности
определенных участков территории.
Таким образом, территориальный
спор образуется из-за различных позиций
сторон (разногласий) относительно существования
или действия норм международного права,
договорных или обычных, определяющих
юридическую принадлежность того или
иного участка территории. При этом следует
подчеркнуть, что признание территориального
спора есть и признание существования
определенной территории, юридическая
принадлежность которой точно или окончательно
не установлена.
Не все разногласия образуют
территориальный спор. При демаркации
границы нередко возникают разногласия
относительно установления линии границы
на местности, которые разрешаются смешанными
комиссиями сторон по демаркации границы.
Однако из таких разногласий могут возникать
и споры в отмеченном выше значении. Не
образует территориального спора и односторонняя
территориальная претензия, при которой
заявившее эту претензию государство
не оспаривает норм международного права,
определяющих положение линии границы
или принадлежность определенной территории,
но по каким-то причинам считает, что эта
принадлежность должна быть изменена.
Территориальные споры, как
и все международные споры вообще, должны
разрешаться согласно принципу мирного
разрешения споров. Известно немало случаев,
когда обострение территориального спора
приводило к серьезным вооруженным конфликтам.
Поэтому в данном случае особое значение
приобретают положения принципа мирного
разрешения споров, которые обязывают
спорящие стороны прилагать соответствующие
усилия для разрешения спора и тем временем
воздерживаться от любых действий, которые
могут обострить его до такой степени,
что поставят под угрозу международный
мир и безопасность.
Среди множества доказательств,
применяемых для выявления истинного
положения границы, первое и основное
место занимают положения договоров, устанавливающих
данную границу, поскольку именно они
ясно выражают намерения, волю и согласие
сторон относительно положения границы.
Географические карты могут в определенной
степени служить доказательством того
или иного положения линии границы. Общепризнано,
что главную роль играют те географические
карты, которые прилагаются к договору
о делимитации, поскольку на них наносится
линия границы в соответствии с договорными
положениями. Карты, изданные правительственными
органами в одностороннем порядке и не
являющиеся приложением к договору о делимитации,
не обладают всеми теми качествами, которые
имеются у договорных карт. Однако и эти
карты в некоторых условиях могут иметь
существенное значение. Как правило, официальная
публикация карт одной из сторон спора
и признание или опротестование их другой
стороной являются важным показателем
позиции каждой стороны.
В территориальных спорах и
разногласиях нередко возникает вопрос
о признании одной из сторон фактически
существующей границы или владения определенным
участком территории (островом). Такое
признание имеет существенное значение,
поскольку оно ведет к ликвидации спора.
Оно может быть явно выраженным или молчаливым.
Явно выраженное признание может осуществляться
в письменной и устной формах. В обоих
случаях это выражение согласия с фактически
существующей границей или с фактическим
владением определенной территорией.
Под молчаливым признанием обычно понимается
отсутствие соответствующего протеста
в тех случаях, когда имеются для этого
основания. Концепция молчаливого признания
неоднократно применялась в решениях
международных судов и арбитражей относительно
территориальных споров. С молчаливым
признанием тесно связана концепция эстоппеля,
согласно которой государство должно
быть последовательным и не отрицать уже
признанного факта. В отечественной доктрине
эстоппель определяется как принцип, в
соответствии с которым нельзя отрицать
того, что до этого было принято или признано.
Первым доказательством отсутствия
какого-либо признания границы или владения
территорией является заявление протеста.
В территориальном споре — это протест
одной стороны по поводу действий другой
стороны в отношении спорной границы или
территории. Он предполагает какую-то
юридически обоснованную позицию в отношении
определенного положения границы и какие-то
права на спорную территорию одной стороны
и незаконность действий другой. Таким
образом, протест является средством утверждения
позиции государства в территориальном
споре, хотя и не разрешает самого спора
по существу. Протест позволяет заявившей
его стороне занять твердую позицию в
споре, что имеет немаловажное значение
для его разрешения.
21 ВОПРОС
Субъекты международного
права — это участники международных
отношений, обладающие международными
правами и обязанностями, осуществляющие
их на основе международного права и несущие
в необходимых случаях международно-правовую
ответственность.
1. Основными субъектами
международного права являются государства,
нации, борющиеся за государственную независимость,
и международные (межгосударственные)
организации. Эти субъекты обладают всеми
элементами международной правосубъектности
(право- и дееспособности), которая включает
в себя такие важные права, как право заключать
международные договоры, быть членами
международных организаций, иметь свои
официальные представительства (дипломатические,
консульские и др.), участвовать в работе
международных конференций и т.д.
2.К государственно-подобным
субъектам международного права относится
Ватикан. Ватикан имеет дипломатические
отношения со многими государствами в
различных частях мира (в том числе с Россией),
постоянных наблюдателей при ООН и некоторых
других международных организациях, принимает
участие в международных конференциях
государств. Ватикан является участником
большого числа многосторонних договоров,
заключенных в рамках ООН. Он — член Всемирного
почтового союза, МАГАТЭ, ряда других международных
организаций.
3. физические лица (индивиды) - в ограниченном
объеме.- Человек уже имеет некоторые юридические
возможности выступать на международной
арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы
индивидов становятся предметом рассмотрения
в международных организациях, прежде
всего в ООН.
В некоторых региональных организациях,
например в Европейском сообществе (теперь
Европейский союз), физические, а также
юридические лица вправе обращаться для
защиты своих прав в международные региональные
суды. Индивиды являются субъектами международной
уголовной ответственности за международные
преступления.
Традиционно
выделяют две основные категории субъектов
международного права: первичные и производные.
Первичные
субъекты международного права – это
государства и нации и народы, борющиеся
за независимость. Они являются таковыми
в силу факта своего существования.
Производный
субъект международного права – это субъект
международного права, который образовывается
первичным субъектом международного права,
основой его правосубъектности является
учредительный договор.
Международная
правосубъектность – это совокупность
прав и обязанностей субъектов международного
права, предусмотренных нормами международного
права. (международные организации; государственноподобные
образования).
Любой субъект международного
права обладает:
22 ВОПРОС
Особая категория правонарушений — преступления
против мира и безопасности человечества
— выделена в ряде международно-правовых
актов: Уставе Нюрнбергского трибунала,
Конвенции о предупреждении преступлений
геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенции
о пресечении преступления апартеида
и наказании за него 1973 г., Конвенции о
неприменимости срока давности к военным
преступлениям и преступлениям против
человечества 1968 г., а также в проекте Кодекса
преступлений против мира и безопасности
человечества, подготовленном Комиссией
международного права ООН.
Одним из важных шагов явилось предложение
КМП проводить при кодификации ответственности
различие между деликтами и международными
преступлениями. Данная классификация
предпринята на основе анализа обширного
фактического материала и международно-правовой
доктрины, и, как было отмечено в самой
Комиссии, позитивный вклад в разработку
данной проблемы внесла советская доктрина.
Статья 19 -проекта статей об ответственности
"Международные преступления и международные
правонарушения" гласит: "1. Деяние
государства, нарушающее международное
обязательство, является международно-противоправным
деянием, независимо от объекта нарушенного
обязательства. 2. Международно-противоправное
деяние, возникающее в результате нарушения
государством международного обязательства,
столь основополагающего для обеспечения
жизненно важных интересов международного
сообщества, что его нарушение рассматривается
как преступление международным сообществом
в целом, составляет международное преступление".
В числе таких деяний названы: агрессия,
установление или сохранение силой колониального
господства, рабство, геноцид, апартеид,
массовое загрязнение атмосферы и морей.