мирное урегулирование споров;
невмешательство во внутренние
дела;
уважение прав человека и основных
свобод, включая свободу мысли, совести,
религии и убеждений;
равноправие и право распоряжаться
своей судьбой;
сотрудничество между государствами;
добросовестное выполнение
обязательств по международному праву.
К специальным принципам
относят:
Принцип (режим) недискриминации
(nondiscrimination) – это право государства на
предоставление обычно на основе взаимности
ему (а также его гражданам и иным субъектам
его национального права) со стороны государства-партнера
общих условий, равных, не худших, чем те,
которые предоставляются этим государствам-партнерам
в отношении всех прочих государств.
Формы дискриминации
многообразны. К примеру, западными странами
и организациями - США, Евросоюзом и др.
- используется произвольное, политически
мотивированное "присвоение" тем
или иным государствам статуса страны
с плановой экономикой, или с переходной,
или с рыночной экономикой, и даже - страны-"изгоя".
Принцип (режим) наиболее
благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования)
(most favored nation) – это обязательство государства
предоставлять государству-партнеру,
обычно на основе взаимности, режим наибольшего
благоприятствования, т.е. все льготные
(наиболее благоприятные) условия, которые
действуют или могут быть введены для
любой третьей страны.
Принцип
наибольшего благоприятствования и основывающийся
на этом принципе режим наибольшего
благоприятствования представляет собой
главный, центральный принцип международного
экономического права, зарекомендовавший
себя на протяжении веков в качестве эффективного
правового метода либерализации межгосударственных
торговых отношений первоначально на
двусторонней основе, а затем - по мере
укоренения и применения между все большим
числом государств - формально или фактически
и на многосторонней основе. Этот принцип
пронизывает собой и все почти торговые
взаимоотношения государств в системе
ГАТТ/ВТО, не случайно будучи записанным
в первой же статье ГАТТ.
Принцип национального
режима (national treatment).Данный принцип, предусматриваемый
в некоторых соглашениях, означает, что
физические и юридические лица одного
государства или государств полностью
или частично приравниваются в своих правах
к физическим и юридическим лицам другого
государства по отдельным видам правовых
отношений. Национальный режим может по
отдельным видам прав предоставляться
в одностороннем, законодательном порядке.
Обычно это касается гражданской правоспособности
иностранных лиц, включая судопроизводство.
Принцип (режим) взаимной
выгоды. Принцип предполагает, что
отношения между государствами, не являющиеся
взаимно выгодными, а тем более кабальные,
прямо или косвенно принудительные, не
должны иметь места, но должно быть в целом
справедливое распределение выгод и обязательств
сравнимого объема.
В сложных межгосударственных,
в том числе экономических, взаимоотношениях
справедливое распределение выгод и обязательств,
разумеется, не может служить элементарным
эталоном для каждого конкретного правоотношения,
сделки, но должно рассматриваться именно
как сбалансированный общий международно-правовой
режим.
Принцип (режим) преференциальности
- означает всякую льготу,
лучшие, чем обычно, условия, предоставляемые
одним государством другому (другим).
Выделяют несколько
отраслей в международном экономическом
праве:
- Международное торговое право;
- Международное финансовое право;
- Международное инвестиционное
право;
- Право международной экономической
помощи;
- Международное трудовое право
и другие
Международное
торговое право
— это совокупность норм,
регулирующих отношения между государствами
в области международной торговли.
Международное
финансовое право
Международные хозяйственные
отношения с использованием денег представляют
собой особый вид международных экономических
отношений, главная составляющая которых
- платежно-расчетные и кредитные отношения.
Международное
инвестиционное право
Любой национальной
экономике необходимы постоянные ресурсные
вложения, которые называются «капиталовложениями»,
или «инвестициями».
15 ВОПРОС
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО
ДОГОВОРА (НАТО)
Организация Североатлантического
договора (НАТО) создана в соответствии
со ст. 9 Североатлантического договора
4 апреля 1949 г. Целями НАТОявляются
обеспечение свободы и безопасности всех
членов политическими и военными средствами
в соответствии с целями и принципами
Устава ООН. Организация намерена предпринимать
совместные действия и осуществлять всестороннее
сотрудничество с целью укрепления безопасности
государств-членов. НАТО призвана обеспечивать
справедливый и прочный мир в Европе на
основе общих ценностей, демократии, прав
человека и правового государства. Страны
НАТО решили объединить свои усилия для
коллективной обороны и сохранения мира
и безопасности. В соответствии со ст.
4 Североатлантического договора НАТО
служит трансатлантическим форумом для
проведения союзниками консультаций по
любым вопросам, затрагивающим жизненно
важные интересы его членов, включая события,
способные поставить под угрозу их безопасность.
НАТО сохраняет стратегическое равновесие
во всей Европе.
Участники Североатлантического договора
обязуются разрешать все международные
споры мирными средствами таким путем,
чтобы не были поставлены под угрозу международный
мир, безопасность и справедливость. Они
воздерживаются в своих международных
отношениях от угрозы силой или применения
силы каким бы то ни было способом, не совместимым
с целями ООН.
Согласно ст. 5 Североатлантического договора
вооруженное нападение против одной или
нескольких стран НАТО в Европе или Северной
Америке будет рассматриваться как нападение
против всех таких стран.
Руководящими органами
НАТОявляются Североатлантический
совет, Комитет оборонного планирования,
Группа ядерного планирования, другие
комитеты, Генеральный секретарь.
Военная структура НАТО состоит из военных
комитетов, Постоянного военного комитета
и Международного военного штаба.
На саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном
50-летию образования этой организации,
принята новая стратегическая концепция
НАТО. В ней провозглашается право альянса
на проведение военных операций за пределами
территории стран – членов НАТО, причем
в случае необходимости – без мандата
ООН, ее Совета Безопасности. Эта агрессивная
стратегия обосновывается тем, что права
человека и нормы демократии являются
более значимой категорией, чем государственный
суверенитет.
Основные принципы сотрудничества России
с НАТО закреплены в Основополагающем
акте о взаимных отношениях, сотрудничестве
и безопасности между Российской Федерацией
и Организацией Североатлантического
договора от 27 мая 1997 г.
Для осуществления деятельности и целей,
предусмотренных Основополагающим актом,
разработки общих подходов к европейской
безопасности и политическим вопросам
Россия и НАТО создали совместный постоянный
Совет России – НАТО. Центральной задачей
этого органа будет формирование более
высокого уровня доверия, единства целей
и навыков консультаций и сотрудничества
между Россией и НАТО.
Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.
16 ВОПРОС
ЮНЕСКО— Организация Объединённых Наций по
вопросам образования, науки и культуры.
Основные цели, декларируемые организацией, —
содействие укреплению мира и безопасности
за счёт расширения сотрудничества государств и народов в
области образования, науки и культуры; обеспечениесправедливости и
соблюдения законности, всеобщего
уважения прав и
основных свобод человека,
провозглашённых в УставеОрганизации
Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии
Штаб-квартира располагается в Париже, во Франции.
Среди вопросов, которые
охватывает деятельность организации:
проблемы дискриминации в области образования инеграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных
кадров; проблемы социальных наук, геологии,океанографии и биосферы[1].
Основные направления
деятельности представлены в пяти программных
секторах: образование, естественные науки,
социальные и гуманитарные науки, культура,
коммуникация и информация. Существует
также ряд сквозных тем, которые являются
составной частью всех направлений. С 2008 года сквозными темами объявлены
Африка и гендерное равенство
Международное
агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) международная организация для развития сотрудничества
в области мирного использования атомной энергии. Штаб-квартира расположена
в Вене.
Агентство было создано как
независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространенииядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое
значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным
для каждого государства-участника заключить
с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.
Цель работы Агентства в стране —
констатировать, что работы в мирной ядерной
области не переключались на военные цели.
Государство, подписывая такое соглашение
как бы гарантирует, что не проводит исследований
военной направленности, поэтому этот
документ и называется соглашением о гарантиях.
При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический.
Оно не может давать политической оценки
деятельности того или иного государства.
МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство
работает только с наличными фактами,
основывая свои выводы исключительно
на осязаемом результате инспекций. Система
гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать
переключению ядерного материала с мирных
целей на военные, а только позволяет обнаружить
переключение находящегося под гарантиями
материала или использование не по назначению
поставленной под гарантии установки
и инициировать рассмотрение таких фактов
в ООН. При этом выводы Агентства отличаются
крайней осторожностью и корректностью.
В функции Агентства входит:
поощрение исследований и разработок
по мирному использованию атомной энергии;
поощрение обмена научными достижениями
и методами;
формирование и применение системы гарантий
того, что гражданские ядерные программы
и разработки не будут использоваться
в военных целях;
разработка, установление и адаптация
норм в области здравоохранения и безопасности
17 ВОПРОС
Все общие принципы международного
права применимы и в международном экономическом
сотрудничестве. Но некоторые из них получили
дополнительное содержание в экономической
сфере. В соответствии с принципом суверенного
равенства все народы имеют право свободно
выбирать свою экономическую систему
и осуществлять экономическое развитие.
В соответствии с принципами неприменения
силы и невмешательства запрещены применение
силы или угрозы силой и все иные формы
вмешательства, направленные против экономических
основ государства; все споры в экономических
отношениях должны решаться исключительно
мирными средствами.
Согласно принципу сотрудничества
государства обязаны сотрудничать друг
с другом с целью содействия экономической
стабильности и прогрессу, общему благосостоянию
народов. Понятно, что принцип добросовестного
выполнения обязательств относится и
к международным экономическим соглашениям.
Основополагающие международные
акты, относящиеся к международному экономическому
сотрудничеству, подчеркивают значение
общих принципов международного права
для международного экономического порядка.
Одновременно они формулируют специальные
принципы международных экономических
отношений и международного экономического
права. К ним относятся:
принцип всеучастия, означающий
полное и эффективное участие на основе
равенства всех стран в разрешении мировых
экономических проблем в общих интересах;
принцип неотъемлемого суверенитета
государства над своими природными ресурсами
и всей экономической деятельностью, включающий
право государства на владение, использование
и эксплуатацию природных ресурсов, право
регулировать и контролировать иностранные
инвестиции и деятельность ТНК в пределах
действия своей национальной юрисдикции;
принцип преференциального
режима для развивающихся стран;
принцип международной социальной
справедливости, означающий развитие
международного экономического сотрудничества
на основе равенства и взаимной выгоды
с предоставлением определенных односторонних
выгод для развивающихся стран для достижения
фактического равенства;
принцип свободного доступа
к морю для стран, не имеющих к нему выхода.
Кроме общих международно-правовых
принципов и специальных принципов международного
экономического права, существуют правовые
режимы, которые также служат правовой
основой для осуществления экономического
сотрудничества. Однако в отличие от принципов
правовые режимы не являются общеприменимыми.
Это - договорные режимы, т.е. они применяются
только тогда, когда заинтересованные
государства договорятся об этом.
Режим наибольшего благоприятствования
означает, что одно государство предоставляет
другому государству, его гражданам и
юридическим лицам столь же благоприятный
режим (права, льготы, привилегии), который
предоставлен или будет предоставлен
в будущем любому третьему государству.
При этом согласовывается область взаимоотношений,
в которой режим будет применяться. Как
правило, это торговые отношения: ввоз
и вывоз товаров, таможенные формальности,
транспортировка, транзит. Большое значение
имеют изъятия из режима, оговоренные
в соглашениях. Типичным является нераспространение
режима на преимущества, которыми пользуются
соседние страны в сфере приграничной
торговли, государства - члены интеграционных
объединений, развивающиеся страны.
Национальный режим означает,
что граждане и юридические лица одного
государства пользуются на территории
другого государства теми же правами,
которые предоставлены местным гражданам
и юридическим лицам. По сравнению с режимом
наибольшего благоприятствования национальный
режим является общим, так как применяется
во всей сфере частноправовых отношений.
Некоторые аспекты этой сферы имеют важное
значение для осуществления экономического
сотрудничества: правоспособность иностранных
граждан и юридических лиц, право на судебную
и иную защиту своих прав. За этими пределами
национальный режим во внешнеэкономической
сфере не применяется. Уравнивание иностранцев
с местными гражданами и юридическими
лицами в экономической деятельности
может представлять угрозу национальной
экономике.
Преференциальный режим - предоставление
особых преимуществ какому-либо государству
или группе государств. Он используется
во взаимоотношениях соседних государств
либо в рамках интеграционных систем.
Предоставление преференций развивающимся
странам является принципом международного
экономического права.
18 ВОПРОС
Международное публичное право
и международное частное право тесно связаны
между собой. Международное публичное
право представляет собой самостоятельную
правовую систему. Нормы международного
публичного и международного частного
права направлены на создание правовых
условий всестороннего развития международного
сотрудничества в различных областях.
Международное частное право представляет
собой совокупность норм, регулирующих
частноправовые отношения, имеющие международный
характер.