Различие между международным
публичным и международным частным правомможет быть проведено по следующим
основаниям:
по содержанию регулируемых
отношений общественные отношения, регулируемые
международным публичным правом, носят
межгосударственный характер. Отличительной
их особенностью является специфическое
качество, присущее их основному субъекту
(государству), – суверенитет. Международное
частное право регулирует отношения, складывающиеся
между иностранными физическими и юридическими
лицами, между физическими и юридическими
лицами и иностранным государством в неполитической
сфере;
по субъектам отношений – основными
субъектами международного публичного
права являются государства, а основными
субъектами международного частного права
выступают физические и юридические лица;
по источникам – источниками
международного публичного права являются
международные договоры, международно-правовые
обычаи, акты международных организаций
и акты международных конференций, в то
время как источники международного частного
права – внутреннее законодательство
каждого государства, международные договоры,
международно-правовые обычаи и судебные
прецеденты;
в состав международного частного
права входят нормы двух видов: материально-правовые
(непосредственно устанавливающие права
и обязанности) и коллизионные (отсылающие
к национальному праву конкретного государства);
порядок рассмотрения споров
– в международном публичном праве споры
разрешаются либо на государственном
уровне (межгосударственные споры), либо
в специализированных органах по защите
прав человека (споры, касающиеся нарушений
в области прав человека);
международное частное право,
в отличие от международного публичного
права и национально-правовых систем,
не составляет особую правовую систему.
Правовые нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения, являющиеся объектом международного частного права, по своему источнику находятся как в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.
Отграничение международного
частного права от международного публичного
права не носит абсолютного характера.
Тесная связь международного частного
и международного публичного права вытекает
из того, что в международном частном праве
речь идет хотя и не о межгосударственных
отношениях, но все же о таких отношениях,
которые имеют место в международной жизни.
Отсюда ряд основных начал международного
публичного права имеют определяющее
значение и для международного частного
права.
Целями норм международного
публичного и международного частного
права является создание правовых условий
развития международного сотрудничества
в различных областях. Общим здесь представляется
то, что в обоих случаях речь идет о международных
отношениях. Однако содержание международных
отношений, которые регулируются нормами
международного частного права, в корне
отличается от международных отношений,
регулируемых нормами международного
публичного права. Предметом регулирования
международного публичного права являются
политические взаимоотношения государств
— вопросы обеспечения мира и международной
безопасности, суверенитет государств,
проблемы разоружения, которые носят межгосударственный
характер. Что же касается международного
частного права, то оно регулирует особую
группу гражданско-правовых отношений,
которые имеют международный характер.
К ним относятся, прежде всего, имущественные
отношения, а также связанные с ними неимущественные
отношения (например, в области авторского
и патентного права), содержащие иностранный
элемент. Отличие предмета регулирования
международного публичного и международного
частного права тесно связано с отличием
- по субъектам отношений. Круг субъектов
международного публичного права ограничен
государствами, межгосударственными организациями,
народами и нациями, борющимися за свое
освобождение, государственно-подобными
образованиями. В международном же частном
праве основным субъектом является не
государство, хотя государство и может
выступать в этом качестве, а отдельные
лица - физические и юридические. Физические лица
- это граждане, а юридические лица - это
государственные организации, частные
фирмы, предприятия, научно-исследовательские
и иные организации. Отношения между государствами
- сфера регулирования международного
публичного права, в то время как отношения
между юридическими лицами и гражданами
государств - сфера международного частного
нрава. Межгосударственные договоры о
торговле и мореплавании, например, являются
предметом регулирования международного
публичного права, в то время как внешнеторговые
сделки, заключаемые внешнеторговыми
организациями и иными промышленными
предприятиями и фирмами, регулируются
международным частным правом. Иногда
бывают случаи, когда и государство становится
субъектом отношений, регулируемых международным
частным правом. Например,если государством
выпускается заем или предоставляется
концессия, либо, если государство является
наследником имущества, которое осталось
за границей. Но в подавляющем большинстве
случаев в качестве субъекта международного
частного права выступают граждане или
юридические лица различных государств.
Основным источником международного публичного
права является международный договор.
В международном частном праве международные
договоры также имеют большое значение,
однако, их положения не могут применяться
к гражданам и юридическим лицам без имплементации
во внутригосударственное право. Международное
частное право имеет и другие отличия
от международного публичного права, обусловленные,
в конечном счете неодинаковым характером
предмета регулирования (разный порядок
рассмотрения споров, применения санкций
в случае нарушения прав и т. д.). Тем не
менее, существует тесная связь между
нормами и институтами международного
публичного права и международного частного
права. Так, в качестве источника международного
частного права применяются нормы международного
договора, трансформированные затем в
нормы внутреннего законодательства.Темсамым данные
нормы с одной стороны регулируют международно-правовые
обязательства государств, с другой стороны
они являются нормами гражданского права
потому, что они призваны регулировать
отношения гражданско-правового характера.
Таким образом, проявляется правовая связь
между международным публичным и международным
частным правом. Кроме того, в международном
публичном и международном частном праве
используется ряд общих начал. Это, прежде
всего общеобязательные принципы международного
права, такие как, суверенитет государства,
невмешательства во внутренние дела,недопущения
дискриминации (принцип недискриминации)
и др.
19 ВОПРОС
Ответственность в международном
праве - это те юридические последствия,
которые наступают для субъекта международного
права, в случае нарушения им международно-правового
обязательства. При этом необходимо отметить,
что ответственность наступает только
в том случае, если не имеется оснований,
освобождающих от ответственности.
Институт ответственности
базируется на некоторых принципах, являющихся
основополагающими во всех без исключения
отраслях современного международного
права.
1. Государство не
может быть освобождено от
международно-правовой ответственности
путем ссылки на внутреннее
законодательство.
2. Принцип ответственности
государства за издание законов,
находящихся в противоречии с
общепризнанными нормами международного
права, так и ответственность
за не издание законов, необходимых
для выполнения международно-правовых
обязательств субъектов права.
3. Принцип ответственности
субъектов международного права
за принудительное удержание
под своей властью или зависимостью
других, за любые проявления насилия.
4. Принцип ответственности
перед международным сообществом
за подготовку, планирование и
совершение актов агрессии.
5. Принцип применения
международно-правовых санкций в
отношении субъекта права, нарушившего
обязательства, а также вменение
в обязанность возместить причиненный
ущерб.
Международно-правовая
ответственность не является просто обязанностью
устранить вред и восстановить международный
правопорядок. Ответственность в международном
праве - это реализация этой обязанности,
действительное возмещение вреда, защита
прав потерпевшей стороны.
Субъектами международно-правовой
ответственности являются только субъекты
международного публичного права. Физические
и самостоятельные юридические лица не
несут такой ответственности за обычные
правонарушения, поскольку в этих случаях
ответственность является гражданско-правовой.
Государство за их действия
отвечает в принципе всем национальным
достоянием, а физические и юридические
лица - лишь в пределах своего имущества.
При этом не имеет значения, принадлежит
ли орган или должностное лицо к системе
законодательной, исполнительной, судебной
или иной конституционной власти, а также
является ли этот орган нижестоящим или
вышестоящим в рамках структуры государства,
носят ли функции органа международный
или внутренний характер.
Государство несет
ответственность за деятельность своих
органов и должностных лиц даже в случае,
когда последние превысили свои полномочия,
установленные внутригосударственным
правом, или нарушили инструкции, касающиеся
их деятельности. Например, если дипломатический
представитель совершил действия, представляющие
собой вмешательство во внутренние дела
государства пребывания, ответственность
за это несет представляемое государство.
К органам государства приравниваются
подразделения его вооруженных сил.
Поведение отдельного
лица или группы лиц рассматривается как
деяние государства, если установлено,
что это лицо или группа лиц фактически
действовали от имени данного государства
или осуществляли прерогативы государственной
власти в случае отсутствия соответствующих
возможностей для официальных властей
и при обстоятельствах, которые оправдывали
осуществление таких прерогатив.
1.2 Основания международно-правовой
ответственности государств
Доктрина права определяет
категорию "основание ответственности"
как общеправовую, имеющую две взаимосвязанные
стороны: нормативную (правовую) и юридико-фактическую.
Под нормативным (правовым)
основанием понимается нарушение юридически
обязательных предписаний международно-правовых
актов, на основе которых определенное
поведение квалифицируется как международное
правонарушение. К этому виду основания
ответственности относятся любые международно-правовые
акты, предписывающие юридически обязательные
для государства правила поведения. Эта
система актов состоит из международного
договора и международного обычая; решения
международных судов и международных
(межправительственных) организаций, имеющих
обязательную силу; односторонние международно-правовые
акты, адресованные другим государствам,
положения которых устанавливают юридически
обязательные правила поведения для государства,
издавшего этот акт.
Юридико-фактическим
основанием международно-правовой ответственности
государства является правонарушение
- виновное, противоправное поведение
субъектов международного права, направленное
против международного правопорядка и
нарушающее общепризнанные и нормы и принципы
международного права. При правомерном,
невиновном деянии ответственность не
наступает, а возникает обязанность возместить
причиненный ущерб.
Для определения конкретного
деяния основанием международно-правовой
ответственности необходимо наличие совокупности
признаков, образующих состав правонарушения.
Общий состав международного правонарушения
состоит из объекта противоправного деяния;
противоправное поведение субъектов международного
права, выраженного в форме активного
действия или пассивного бездействия;
причиненного вреда (ущерба); причинной
связи между противоправным деянием и
наступившими негативными последствиями;
наличие вины как субъективного элемента
правонарушения.
Объект международного
правонарушения. Объектом противоправного
деяния будут все материальные и нематериальные
блага. Эти блага самые разнообразные,
например, мир и безопасность, честь, достоинство
иностранного гражданина, неприкосновенность
дипломатических и консульских представительств,
окружающая среда, космическое пространство
и т.д. реальным объектом правонарушения
является нарушенная правовая норма.
Противоправное поведение
субъекта международной ответственности,
как было отмечено, выражается в действии
или бездействии. Примером противоправного
деяния являются военные мероприятия
- агрессия, захват чужой территории. Противоправное
бездействие охватывает такие нарушения,
как неоказание медицинской помощи раненным,
больным, военнопленным.
Вред (ущерб) как следствие
противоправного поведения государства.
Наличие причиненного вреда позволяет
определить потерпевшую сторону, дает
основания предъявлять требования к государству-правонарушителю,
а также применять международно-правовые
санкции. Существует два вида ущерба: материальный
- имущественный потери; нематериальный
- в зависимости от характера вреда выделяют
положительный (действительно материальный)
и упущенную выгоду.
Причинная связь между
правонарушением и наступившими вредными
последствиями. Основываясь на философском
понимании причинности и изучения всех
обстоятельств, возможно, определить случайный
и необходимый характер причинной связи.
Вина как субъективный
элемент международного правонарушения.
Вина субъектов международно-правовой
ответственности зависит от действия
или бездействия. Она всегда связана с
нарушением общих международно-правовых
норм и принципов или конкретных договорных
обязательств.
Правонарушение может
быть умышленным или неумышленным. Если
в национальном законодательстве вина
отражает психическое отношение субъекта
международного права к совершенному
им действию, то в международном праве
вина имеет несколько иное значение.
Вина в международном
праве означает сам факт совершения субъектом
действия, причиняющего вред другому субъекту.
В политических взаимоотношениях государств
вина может проявится в форме нарушения
обязательства, без намерения причинить
ущерб, из-за небрежности в ходе выполнения
договорных обязательств. Примером виновной
небрежности являются многочисленные
случаи хулиганских выходок отдельных
граждан в отношении иностранного дипломатического
представительства. В этих случаях речь
идет не о преступных действиях органов
государства или их намерении причинить
ущерб. Здесь необходимо констатировать
вину государства в форме небрежности,
заключающейся в том, что согласно международным
конвенционным нормам правительство страны
пребывания обязано принимать меры для
обеспечения безопасности на всей своей
территории иностранному представительству.
20 ВОПРОС
Государственной
границей считаются линия и проходящая по этой
линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную
территорию от территории, на которую суверенитет
государства не распространяется. Различают
сухопутные, водные и воздушные границы
государственной территории. Сухопутные
границы устанавливаются на основе договоров
между сопредельными государствами и
согласно этим договорам отмечаются на
местности. Существует три типа сухопутных
границ: