Шпаргалка по "Международное публичное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

шпаргалки Международное публичное право

Вложенные файлы: 1 файл

Готовые МПП.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Презумпция разнообразия источников международного права присуща  Уставу Организации Объединенных Наций, в преамбуле которого выражена решимость  народов Объединенных Наций "создать  условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Если бы разработчики Устава, а в их числе были выдающиеся юристы-международники, основывали свое суждение исключительно на практике того времени (1945 г.), то им достаточно было добавить к договорам международные обычаи. Они же явно формулировали текст с ориентацией на перспективу, не связывая государства в их решениях.

Традиционно сложились  и на протяжении веков применялись  два источника международного права — международный договор и международный обычай. Их широчайшее распространение в практике международных отношений — с учетом, естественно, того уже отмеченного обстоятельства, что кодификация и прогрессивное развитие международного права сопровождаются вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором, — породило представление о том, что только они являются и способны быть источниками международного права.

Между тем дипломатическая  практика государств, деятельность проводимых государствами международных конференций, функционирование международных межправительственных организаций свидетельствуют о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо в принципе документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а имен¬но те акты, которые принимаются в целях установления и за¬крепления новых правил поведения и взаимоотношений государств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Естественно, такие  акты должны отвечать общим началам  процесса нормообразования, т. е. в них  государства должны выражать свои согласованные решения относительно как содержания, так и юридического значения фиксируемых положений именно как правовых норм.

Такие акты должны также соответствовать признанным условиям их действительности: во-первых, они не могут противоречить основным принципам международного права, императивным нормам jus cogens; во-вторых, они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

При рассмотрении вопроса об источниках международного права существенное значение имеет ст, 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд при решении споров "на основании международного права" применяет международные конвенции (т. е. договоры), международные обычаи, так называемые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями*, а также "судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм". Как видно, здесь наряду с источниками международного права упомянуты судебные решения и научные концепции, которые нормативными документами не являются. Не случайно в самом тексте статьи они именуются вспомогательным средством для определения правовых норм, т. е. ориентиром при толковании, но не средством (или формой) закрепления норм. Такое пояснение необходимо потому, что в некоторых изданиях можно встретить утверждение, что в указанной статье перечислены источники международного права, признаваемые всеми государствами, причем в дальнейшем изложении воспроизводится истинное значение слов о вспомогательном средстве.

Толкование формулировки об "общих принципах" в литературе неоднозначно: одни ученые понимают их как традиционные юридические постулаты, известные еще римскому праву (например, закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, до¬говоры должны соблюдаться и т. д.); другие склоняются к отождествлению общих принципов с основными принципами международного права (см.: Корецкий В. М. "Общие принципы права" в международном праве // Корецкий В. М. Избр. труды. Кн. 2. Киев, 1989. С. 165—199).

 

 

 

8. Субъекты  современного международного права.  Содержание их правосубъектности.

Субъекты международного права - самостоятельные образования, способные непосредственно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и осуществлении его норм.

Характерные черты  международного права определяются особенностями его субъектов, так  как право существует для регулирования  отношений между суверенными  субъектами, для обслуживания их интересов. Существенная особенность статуса субъектов международного права состоит в том, что они непосредственно участвуют в создании и осуществлении его норм. Только образования, отвечающие указанным требованиям, способны быть субъектами международного права. Поэтому круг субъектов не может произвольно расширяться. Это следует иметь в виду прежде всего в связи с довольно многочисленными попытками юристов придать статус субъектов международного права физическим и юридическим лицам.

Международная правосубъектность есть юридическое выражение членства в международном сообществе. Субъект должен обладать независимым международным статусом и быть подчинен непосредственно международному праву. Если же связь с международным правом опосредована каким-либо иным политико-правовым образованием, то в лучшем случае можно говорить о какой-то особой, производной правосубъектности.

Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты - Ватикан, вольный город.

 

 

 

9. Государства  как субъекты международного  права. Юридическая природа современных  международных межправительственных  организаций (ММПО).

на участие  в создании международно-правовых норм, право на участие в международных  организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов  международного права). В Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств, разрешение международных споров мирными средствами и др.).

Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность  не может быть возложена на государство  без его на то согласия.Основу международно-правового  статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность  присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства  имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет –  это юридическое выражение самостоятельности  государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также  независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что  международное право рассматривает  в качестве своего субъекта и участника  международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное  верховенство и политическую независимость  государственной власти внутри страны и за рубежом.

 

 

10. Международные  организации как субъекты международного  права.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права.

Неправительственные международные организации учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом».

Неправительственные организации не вправе создавать  нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации  не обладают суверенитетом, не имеют  собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они  создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют вмеждународном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников.

При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права  международных организаций следующие:

- право участвовать  в создании международно-правовых  норм;

право органов  организации пользоваться определенными  властными полномочиями, в том  числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

- право пользоваться  привилегиями и иммунитетами, предоставленными  как организации, так и ее  сотрудникам; 

- право рассматривать  споры между участниками, а  в некоторых случаях и с  не участвующими в данной организации государствами.

 

11. Нации  и народы как субъекты международного  права.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность  государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на

самоопределение, включая право на свободный выбор  и развитие своего социально-политического  статуса. Принцип самоопределения  народов является одним из основных принципов международного права.

Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения – не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций – нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом.

Различают права, которыми нация уже обладает (они  вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание которыми она борется (вытекают из государственного суверенитета). Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявление; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в международных организациях и конференциях; право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации  характеризуется тем, что он не зависит  от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охраняются международным правом; нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

 

12. Признание  и его юридические последствия.  Виды и формы признания.

Международно-правовое признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо  или косвенно оно заявляет либо о там, что рассматривает данное государство как субъект международного права и натрию поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на его территории, достаточно эффективный, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Признание это  право государства, а не его обязанность. 

Виды признания: .

1. традиционные  виды признания : признание государств ; признание правительств

2. Предварительные  (промежуточные) признание наций  , признание восставшей или воюющей  стороны

признание сопротивления  признание правительства эмиграции  Предварительные виды признания  применяются в ожидании дальнейшего  развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, лябо стабилизации положения в стране, где власти билв улшжлеяа ИечяЮм iуннонкьш путем. Формы признания:

Признание «де  факта» фактическое признание государства  путем установления с ним экономических отношений, без установления дипломатических отношений (отношения с иностранных государств с СССР в период с 1918 по 30-е годы).

Признание «де  юре» открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве. Признание « аd hoc* - призвание государства для данного конкретного случая.  Отличие де факто от признания «де юре» Различие тех форм признания Проявляется в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных правоотношениях. При признании «де факто» этот объем уже.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"