Шпаргалка по "Международное публичное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

шпаргалки Международное публичное право

Вложенные файлы: 1 файл

Готовые МПП.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

27.Специализированные  учреждения ООН. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Специализированные  учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты: 1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций; 2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов; 3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культур-ной, гуманитарной и др.; 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Организация была создана в 1946 году. ЮНЕСКО: Служит мозговым центром, который содействует пониманию важнейших мировых проблем, и разрабатывает руководящие принципы интеллектуального и этического плана;Обязывает правительства устанавливать соответствующие цели в области политики, образования, науки, культуры и коммуникации, а также содействует развитию международного права, разрабатывая нормативные документы в этих областях;Является международным центром обмена информацией о новинках в области образования, науки, культуры и коммуникации;Содействует прогрессу, передаче знаний и обмену ими, поощряя исследовательскую деятельность, профессиональную подготовку и образование;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Европейские  региональные международные организации (Совет Европы, Европейский Союз, ОБСЕ) и участие России в их деятельности.

К ним относятся  Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Африканский союз, Организация  американских государств и др.Наряду с универсальными международными организациями в теории международного права выделяют региональные организации. Называются они так, потому что их членами являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. Их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем.Совет Европы. Основанный в 1949 г. Совет Европы является межправительственной политической организацией, которая:— объединяет в своем составе 46 европейских демократических государства, в том числе 23 государства Центральной и Восточной Европы;— отличается от Европейского Союза («Общий рынок»);— имеет в качестве своей постоянной штаб-квартиры Дворец Европы в Страсбурге (Франция).Цели:— защита прав человека и плюралистической демократии;— содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;— поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания и т.д.);— развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы;— помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституционных реформ.Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах.1. Правовое обеспечение прав человека.2. Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности.Целями Совета Европы являются: защита прав человека и расширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран Европы. Высшим органом Совета Европы является Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов.На уровне министров он проводит сессии не реже двух раз в год, а также регулярно работает на уровне постоянных представителей государств-членов. Комитет обсуждает политические аспекты сотрудничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий бюджет, рассматривает рекомендации Парламентской ассамблеи. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 1995. Цели - содействие улучшению взаимных отношений, создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между гос-вами-членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.Европейский союз.1993 г. состоит из Европейских сообществ, а те из Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского объединения угля и стали и Европейского экономического сообщества. Цели - образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты; утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе - и совместной оборонной политики; сохранение и приумножение общего достояния. РФ и ЕС1999 г. заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Цель - обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, способствующего развитию тесных отношений между ними в этой области; содействие торговле, инвестициям и экономическим отношениям между сторонами, базирующимися на принципах рыночной экономики.

29. Юридическая  природа Содружества Независимых  стран (СНГ). Устав СНГ.

СНГ – объединение гос-в, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр). Цели: 1. сотрудничество в политической экономической, экологической, гуманитарной, культурной иных областях; 2. общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4. сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прав человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование общеэкономического пространства общеевропейского и евроазиатского рынков; 4. таможенная политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная политика и охрана границ. Органы: 1.Совет глав гос-в (СГГ) – представлены все, 2 раза в год; 2. Совет глав правительств (СГП) – координация сотрудничество правительств в эконом., культур.сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение. Ни первоначальные учредительные акты, ни Устав СНГ не содержат четкой характеристики юридической природы Содружества, его правового статуса. Алма-Атинская декларация ограничилась лишь негативным тезисом, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". В Устав СНГ включена (ч. 3 ст. 1) аналогичная формула: "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями".Надлежащая оценка не может ограничиваться отрицанием, она должна включать позитивное решение. Отрицание надгосударственного статуса, наднациональных полномочий не исключает квалификации СНГ как межгосударственного образования с координационными полномочиями.С развитием и совершенствованием организационной структуры СНГ и особенно с принятием Устава и введением в действие его норм юридическая природа СНГ обретает достаточно ясные очертания.1. Содружество создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации.2. Содружество имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональнуюправосубъектность международной организации.3. Содружество имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов (так они квалифицируются в отдельных актах СНГ).И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами международного права (ч. 1. ст. 1), есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права. Советом глав государств 24 декабря 1993 г. было принято Решение о некоторых мерах по обеспечению международного признания Содружества и его уставных органов. В числе этих мер — обращение к Генеральному секретарю ООН с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Такая резолюция принята Генеральной Ассамблеей в марте 1994 г.

30. Понятие и основания международно - правовой ответственности.

МПО - юридические последствия, наступающие для субъекта МП, нарушившего действующие нормы МП и свои международные обязательства. И одно из юр. средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Юридические последствия: а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам; б) обязанность гос-ва- правонарушителявозместить причиненный ущерб другим субъектам МП, а в отдельных случаях и их юр. и физ. лицам; в) применение в соответствии с МП к гос-ву- правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы. Закреплена в: в Уставе ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, и т.д.Основание МПО - совершение им международного правонарушения (действие или бездействие субъекта МП, в результате чего нарушаются нормы МП и международные обязательства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другомусубъекту или группе субъектов МП или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера). МПО субъектов МП может наступать не только в силу нарушения норм МП или обязательств по договорам, но и за вредные последствия правомерной деятельности. Она может наступить при нанесении материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (так называемая ответственность за риск).Гос-ва договорились также признавать обязательность возмещения материального ущерба, нанесенного судами с ядерной энергетической установкой, возникшего не в связи с каким-либо международным правонарушением, а исключительно в силу самого факта причинения такого ущерба (ответственность без вины или абсолютная ответственность).

31.Понятие  и виды международных правонарушений.С юридической точки зрения в качестве МНП рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава МНП. Признаки: международная общественная опасность (способность МНП причинять вред отношениям и объектам, охраняемым МП), противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость. Виды: 1. международные преступления (деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество), преступления международного характера (деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков;субъекту или группе субъектов МП или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера). МПО (международно-правовая ответственность) субъектов МП может наступать не только в силу нарушения норм МП или обязательств по договорам, но и за вредные последствия правомерной деятельности. Она может наступить при нанесении материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (так называемая ответственность за риск).Гос-ва договорились также признавать обязательность возмещения материального ущерба, нанесенного судами с ядерной энергетической установкой, возникшего не в связи с каким-либо международным правонарушением, а исключительно в силу самого факта причинения такого ущерба (ответственность без вины или абсолютная ответственность).

32. Виды и формы  международно - правовой ответственности  государств.

Различают два вида ответственности  государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.Репарация — это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

33.Понятие и  формы материальной международно-правовой  ответственности.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.К материальной ответственности относят, с определенными оговорками, следующие формы:Репарации — возмещение причинённого вреда товарами, работами или услугами (см. компенсация)Реституция — возвращение состояния в положение, существовавшее до совершения правонарушения. Это может быть освобождение задержанных лиц, возвращение имущества, например, морских судов и т.д. Реституция не может применяться, если она является материально невозможной или если она влечет за собой бремя, непропорциональное выгоде от реституции в сравнении с компенсацией[1]. Некоторые формы реституции могут иметь нематериальный характер, например, отмена закона или иного нормативного акта, противоречащего международному праву, отмена судебного решения, нарушившего права другого государства и т.д.Компенсация - термин, используемый в современном международном праве для обозначения финансового возмещения материального ущерба. Может включать проценты с суммы, в которую оценивается причиненный ущерб. Компенсация является наиболее употребительной формой возмещения ущерба в международных отношениях. Субституция - это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

34. Понятие и формы политической международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.Существуют два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.Наиболее распространенной формой политической ответственности являются: санкции – это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления; реторсии – это принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого (отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства); репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (приостановление или разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя); сатисфакция (удовлетворение) – это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству (официальное принесение извинения, выражение сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем, оказание почестей флагу потерпевшего государства или исполнение его гимна в соответствующей торжественной обстановке); ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"