35.Международная уголовная
ответственность физических лиц.
Физические лица (граждане государств и лица без гражданствасовершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера
и другие международные правонарушения
(международные деликты),
могут быть привлечены к уголовной ответственности в
соответствии с действующими международными договорами,
предусматривающими наказания за такие
правонарушения, а также национальным
законодательством государства, гражданами
которых они являются или на территории
которого они постоянно проживают. За
совершение отдельных преступлений, например
за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут
быть привлечены к ответственности по
законам государства захвативших пиратов
или угонщиков воздушного судна. Например,
в 1990 г. группа советских граждан угнала
в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота.
Террористы сдались местному спецназу
и были осуждены к пожизненному заключению.К физическим лицам применимы
положения Конвенции о неприменимости
срока давности к военным преступлениям
и преступлениям против человечества
1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу
преступников по отдельным видам преступлений
(например, за угон воздушного судна), конвенций,
заключенных государствами по вопросам
оказания правовой помощи по уголовным, семейным
и гражданским делам. Главный принцип,
которого придерживаются практически
все государства, состоит в неотвратимости
наказания за совершенное международное правонарушение,
особенно за международные преступления,
затрагивающие жизненно важные интересы
большинства государств или всего международного
сообщества. В середине 90-х годов в целях
привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы
Международный трибунал для судебного
преследования лиц, ответственных за
серьезные нарушения международного гуманитарного
права, совершенные на территории бывшей
Югославии, и Международный уголовный трибунал
для судебного преследования лиц, ответственных за
геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного
права, совершенные на территории Руанды,
и граждан Руанды, ответственных за
геноцид и другие подобные нарушения,
совершенные на территории соседних государств.
Эти трибуналы полномочны осуществлять
судебное преследование физических лиц, ответственных за
убийство, истребление, порабощение, депортацию,
заключение в тюрьму, пытки, изнасилование,
преследование по политическим, расовым
или религиозным мотивам и другие бесчеловечные
акты.Международная конференция 17 июля
1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда
ООН.
36.Правовые формы
и основные направления сотрудничества
государств в борьбе с преступностью.
Международное сотрудничество
в борьбе с преступностью осуществляется
по различным направлениям, в определенных
формах и Видах.Если рассматривать направления
международного сотрудничества в борьбе
с преступностью как пути развития, как
определенные тенденции в этом развитии,
то можно выделить:побуждение государств
и способствование им в заключении договоров
и соглашений в сфере борьбы с международной
преступностью, включая ее предупреждение
и обращение с правонарушителями;выработку
международных стандартов в области предупреждения
преступности, уголовного преследования
и отбывания наказания за совершение международных
преступлений и преступлений международного
характера;разработку рекомендаций для
борьбы национальных правоохранительных
органов с общеуголовными преступлениями,
информационную и консультативную помощь
государствам (с учетом того, что каждое
государство ведет эту борьбу в рамках
суверенитета, в пределах своей территории
и в соответствии с собственными социальными
и экономическими условиями).В зависимости
от содержания (круга вопросов) международного
сотрудничества в борьбе с преступностью
целесообразно выделить следующие его
направления (виды):договорно-правовую
координацию усилий государств в борьбе
с преступлениями, затрагивающими интересы
всего мирового сообщества, многих или
нескольких государств;правоприменительную
и организационную деятельность компетентных
международных организаций и соответствующих
внутригосударственных органов в борьбе
с такими преступлениями;научно-информационное
обеспечение этой деятельности;4) материально-техническую
помощь нуждающимся государствам для
обеспечения эффективной борьбы с преступностью.По
другому критерию - с учетом характера
преступности - такие направления можно
классифицировать следующим образом:сотрудничество
в борьбе с международными преступлениями;сотрудничество
в борьбе с преступлениями международного
характера (транснациональными преступлениями);сотрудничество
в борьбе с общеуголовной преступностью.В
свою Очередь каждое из названных направлений
(видов) может быть структурировано в зависимости
от опасности и распространенности того
иди иного преступления (группы преступлений).
Соответственно этому критерию можно
выделить направления международного
сотрудничества в борьбе со следующими
преступными деяниями:международным и
внутригосударственным терроризмом;захватом
заложников;незаконным оборотом наркотических
средств; незаконным оборотом химических
и ядерных материалов;незаконной торговлей
оружием и боеприпасами;незаконными операциями
в сфере высоких технологий (прежде всегокомпьютерными
преступлениями);международной и национальной
коррупцией;незаконными банковскими операциями
и фальшивомонетничеством;кражами автомобилей
и их контрабандой;незаконным перемещением
людей через границу;торговлей женщинами
и детьми в целях их сексуальной эксплуатации;торговлей
людьми в целях пересадки человеческих
органов.Приоритет того или иного направления
международного сотрудничества определяется
международным сообществом или отдельными
государствами, отражается в международно-правовом
и внутригосударственном законодательстве
и соответствующих организационных структурах
конкретных государств с учетом общественной
опасности, характера и распространенности
рассматриваемых преступлений, а также
иных обстоятельств (политической конъюнктуры,
экономического состояния, социального
развития, религиозной ориентации, сложившихся
традиций и т.п.).Международное сотрудничество
в борьбе с преступностью может осуществляться
в следующих основных формах:а) оказание
взаимной правовой помощи по уголовным
делам;б) выдача лиц, совершивших преступления,
для привлечения к уголовной ответственности
или исполнения приговора;в) передача
осужденных к, лишению свободы для дальнейшего
отбывания наказания в государства их
гражданства или постоянного места жительства;г)
обмен оперативной, правовой и иной информацией;д)
выполнение поручений по международному
розыску;е) обеспечение прав и свобод граждан
данного государства при осуществлении
уголовного правосудия в другой стране;ж)
подготовка кадров, обмен опытом работы
правоохранительных органов различных
государств в борьбе с международной преступностью;з)
предоставление экспертных и консультативных
услуг, специальных научно-технических
средств и оказание иной материально-технической
помощи;и) совместное изучение проблем
преступности и борьбы с ней, прогнозирование
и программирование этой деятельности;к)
участие в официальных мероприятиях (конгрессах,
совещаниях) и научно-практических конференциях
(семинарах, симпозиумах), обсуждающих
проблемы международного сотрудничества
в предупреждении преступности, борьбе
с ней и при обращении с правонарушителями.В
зависимости от масштабности и комплексности
международного сотрудничества в борьбе
с преступностью могут быть выделены такие
его формы, как многостороннее и двустороннее
сотрудничество. В свою очередь многостороннее
сотрудничество подразделяется на глобальное
и региональное. Примером глобального
сотрудничества является подготовка,
подписание и реализация Международной
конвенции по борьбе с захватом заложников
(1979 г.), принятой Генеральной Ассамблеей
ООН. Региональное сотрудничество осуществляется,
например, в рамках Совета Европы. Каждая
из названных форм
37. Юридические основания
и принципы международного сотрудничества
государств в борьбе с преступностью.
Глобализация
социальных и экономических процессов породила и глобализацию
преступности, делая ее все более организованной
и транснациональной. Поэтому мировое
сообщество стремится объединить усилия
в поисках рецептов противодействия преступности.
Принцип сотрудничества государств является
нормой juscogens (Принципы международного
права), одним из принципов международного
права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации
о принципах международного права 1970 г.
и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Сотрудничество
государств в борьбе с преступностью обусловлено
рядом факторов, в частности: — особым
характером определенных преступлений,
посягающих на интересы нескольких или
многих государств либо представляющих
опасность для международного сообщества;
— потребностями координации усилий по
предотвращению и пресечению преступных
деяний; — потребностями по оказанию взаимной
правовой помощи по уголовным делам.В
вопросах сотрудничества государств в
борьбе с преступностью можно выделить несколько
направлений. Прежде всего это: — разработка
многосторонних конвенций по регламентации
отдельных отраслей или институтов международного
права, в которых имеются нормы, касающиеся
определенных международных правонарушений;
— совмещение договорных и институционных
форм межгосударственного сотрудничества
с использованием потенциала специальных
учреждений (например, Интерпола) и универсальных
международных организаций и органов
системы ООН; — сочетание универсальных
и локальных (прежде всего двусторонних)
средств сотрудничества; — согласование
международно-правовых и внутригосударственных
норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые
и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.
Таким образом, сотрудничество государств
в борьбе с преступностью развивается
по двум основным направлениям — сотрудничество
путем заключения международных договоров
и сотрудничество в рамках международных
организаций.
38. Сотрудничество государств
в борьбе с международными преступлениями.
Агрессия и борьба с ней.
Международными преступлениями признаются особо опасные для
человеческой цивилизации нарушения основных
принципов и норм международного права.
Впервые классификация международных преступлений была
дана Уставом Международного военного
трибунала 1945 г. В соответствии с Уставом
все международные преступления можно
разделить на три группы:- преступления против
мира - планирование, подготовка, развязывание
или ведение агрессивной войны в нарушение
международных договоров, соглашений
или заговоры, направленные на осуществление
любого из вышеперечисленных действий;-
военные преступления, т.
е. нарушение законов и обычаев ведения
войны: убийства, истязания или увод в
рабство или для других целей гражданского
населения оккупированной территории;
убийства или истязания военнопленных
или лиц, потерпевших кораблекрушение
на море; убийства заложников, ограбление
общественной или частной совбственности;
бессмысленное разрушение городов и деревень,
разорение, не оправданное военной необходимостью,
и т. д.;- преступления против
человечности - убийства, истребление,
порабощение, ссылка и другие жестокости,
совершенные по политическим, расовым
или религиозным мотивам.Можно выделить
следующие международные преступления:а) преступления геноцида;б) преступления против
человечности;в) военные преступления;г) преступления агрессии.Юридическое
содержание геноцида раскрывается в Конвенции
о предупреждении преступления геноцида
и наказании за него 1948 г. Геноцид - это
действия, направленные на уничтожение
полностью или частично какой-либо расовой,
национальной, этнической или религиозной
группы путем убийства членов этой группы;
причинения серьезных телесных повреждений
или доведения до умственного расстройства;
предумышленного создания условий, невозможных
для проживания; применения мер, направленных
на прекращение деторождения, а также
мер по насильственной передаче детей
из одной группы в другую. Статья 6 Статута
включает геноцид в юрисдикцию Международного
уголовного суда.Преступления против
человечности можно определить как совершение
следующих действий:- предумышленное убийство;-
истребление - предумышленное убийство
большого количества людей; включает также
лишение людей пищи и медикаментов с намерением
их уничтожения;- порабощение - осуществление
прав собственности над человеком; включает
торговлю людьми, в частности детьми и
женщинами;- депортация или насильственное
переселение людей -принуждение покинуть
свои законные земли без учета требований международного законодательства;
депортация подразумевает пересечение
государственных границ, тогда как насильственное
переселение имеет место внутри страны;-
заключение в тюрьму или применение других
жестоких методов лишения свободы, нарушающих
основные принципы международного законодательства;-
пытки - умышленное причинение физических
или душевных страданий человеку, находящемуся
в заключении или под следствием;- изнасилование,
обращение в сексуальное рабство, принуждение
к занятию проституцией, насильственное
оплодотворение, насильственная стерилизация
и прочие виды нарушений законов, связанные
с сексуальной сферой, сравнимой тяжести
-изнасилование и другие формы сексуального
насилия могут также попасть под юрисдикцию
Международного уголовного суда как пытки
или военные преступления;-
преследование определенной группы людей
по политическим, расовым, национальным,
этническим, культурным, религиозным,
половым или другим мотивам, недопустимым
с точки зрения международного права-
насильственное сокрытие человека - арест,
задержание или похищение человека государством
или политической организацией, с их разрешения
или согласия и с последующим отказом
подтвердить факт лишения свободы или
отказом в информации о судьбе «исчезнувшего»
с намерением лишить его покровительства
закона на продолжительный срок;Преступления
против человечности могут совершаться
как в мирное, так и в военное время.Военные преступления традиционно
определяются как нарушения законов и
обычаев ведения войны.Преступления против
человечности – это все деяния, связанные
с массовым истреблением и порабощением
гражданского населения;геноцид; расоваядискриминация;апартеид.
Как правило, такие деяния связаны с военными
преступлениями. По определению Конвенции
о борьбе с геноцидом (1948 г.) геноцид совершаетсяснамерениемуничтожить
какую-либо расовую, национальную,этническую
или религиозную группу. Объективнаясторонаэтогопреступления:
убийство членовтакойгруппы; причинениетяжелыхтелесных
поврежденийилиумственногорасстройства;умышленноесоздание
жизненных условий, рассчитанных на физическое
уничтожение; ограничение рождаемости;
насильственная передача детей из одной
группы в другую.Апартеидпредставляетсобойпреступление,
непосредственносвязанноесгеноцидом
и являющееся следствием политики расовой
дискриминации. Это международное преступление,таккаклюбоеразделениелюдейпопризнакурасы,
цвету кожи или этническому происхождению
нарушает права человека и способно нарушить
международный мир.
39. Сотрудничество
государств в борьбе с международными
преступлениями. Конвенция о предупреждении
преступления геноцида и наказания за
него 1973 г.
Преступления
против человечности – это все
деяния, связанные с массовым истреблением и порабощением
гражданского населения; геноцид; расовая
дискриминация; апартеид. Как правило,
такие деяния связаны с военными преступлениями.
По определению Конвенции о борьбе с геноцидом
(1948 г.) геноцид совершается с намерением
уничтожить какую-либо расовую, национальную,
этническую или религиозную группу. Объективная
сторона этого преступления: убийство
членов такой группы; причинение тяжелых
телесных повреждений или умственного
расстройства; умышленное создание жизненных
условий, рассчитанных на физическое уничтожение;
ограничение рождаемости; насильственная
передача детей из одной группы в другую.
Апартеид представляет
собой преступление, непосредственно
связанное с геноцидом и являющееся
следствием политики расовой дискриминации.
Это международное преступление,
так как любое разделение людей по признаку
расы, цвету кожи или этническому происхождению
нарушает права
человека и
способно нарушить международный мир.Непосредственно
нормы о борьбе с расовой дискриминацией
и апартеидом закреплены в Конвенции о ликвидации
всех форм расовой дискриминации (1965 г.)
и Конвенции о пресечении преступления
апартеида и наказании за него (1973 г.). Объект
преступных посягательств – права человека,
основные свободы, справедливость, человеческое
достоинство, в конечном счете – всеобщий
мир и безопасность.
40. Сотрудничество
государств в борьбе с преступлениями
международного характера. Декларация о мерах по ликвидации
международного терроризма 1994 г
Международный
государственный терроризм –
это подрывная деятельность одного государства
против другого либо поощрение такой деятельности
на территории одного государства с целью
терроризирования другого. Основное отличие
терроризма от агрессии: агрессия – это
явное деяние, а
терроризм –
тайное.
Субъект международного государственного
терроризма – государство, организующее
или поощряющее подобную деятельность;
непосредственный исполнитель – физическое
лицо, по своему должностному положению
не связанное с государством.
Спецификой терроризма,
выделяющей его из общей массы насильственных уголовных
преступлений, является то, что террористы
пытаются достичь своих преступных целей
путем воздействия на лиц, непосредственно
не являющихся жертвами преступления.
Один из существенных
элементов международного терроризма
– это преступление совершается
в невоенное время.
Совершение подобных
акций во время вооруженных конфликтов
представляет собой военное преступлениеНа
Женевской конференции ООН по
вопросам терроризма (1987 г.) была принята
Декларация о борьбе с терроризмом.
Понятие терроризма включает
в себя 11 составов преступлений, в том
числе размещение на территории иностранного
государства ядерного оружия, развертывание
систем ядерного и космического оружия,
продажу оружия участникам региональных
конфликтов.
Государственный терроризм как международное
преступление еще нормативно не оформлен
и находится в стадии становления. Кроме
того, следует иметь в виду, что одним термином
«терроризм» обозначаются разные деяния
– и международное преступление, и преступление
международного характера.
41. Сотрудничества
государств по борьбе с преступлениями
международного характера. Конвенция о борьбе против незаконного
оборота наркотических средств и психотропных
веществ 1988 г.
Конвенция ООН
о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ 1988 года является типичной многосторонней
конвенцией о борьбе с отдельным видом
преступления международного характера.
На сегодняшний день она является основополагающим
документом, на базе которого страны-участники
Конвенции строят свое национальное законодательство
в этой сфере.
Конвенция акцентировала
внимание на необходимости налаживания
межгосударственных связей в борьбе
с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
В документе
определен перечень наркотических средств и
видов действий (оборота) с ними, которые
преследуются согласно международному
и национальным законодательствам.
Конвенция внесла
несколько принципиально новых
составов преступлений, в том числе
организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
Конвенция не исключает
какой-либо уголовной юрисдикции, устанавливаемой
любой стороной в соответствии с
ее национальным законодательством. Особо
подчеркивается, что при осуществлении
своих обязательств по данной Конвенции
стороны принимают необходимые меры,
в т. ч. организационного и законодательного
характера, соответствующие основополагающим
статьям своих внутренних законодательных
систем.
Участники Конвенции
могут предоставлять друг другу
самую широкую форму взаимной
юридической помощи, рассматривать возможность
взаимной передачи материалов для уголовного
преследования правонарушений, связанных
с незаконным оборотом наркотических
и психотропных средств, если такая передача
отвечает интересам надлежащего отправления
правосудия.