Шпаргалка по "Международное публичное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

шпаргалки Международное публичное право

Вложенные файлы: 1 файл

Готовые МПП.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Признание «де  факто»- выражение уверенности в  том. что государство или правительство  доотаточяю долговечны.

Признание «де  факто» может перейти в признание  «де юре» и наоборот. Так . 1911 г. Франция  отозвала свое признание у Финляндии, которое тем повторно вернула ей. ЦО Теории прюмам  Две теории признания: Декларативная - самостоятельное признание государством себя в качестве субъекта МП;

Конститутивная  признание государства ( дестинатора ) в качестве субъекта МП другими членами международного сообщества. Однако не установлено столько государств должно признать дестинатора, для того, чтобы последний стал субъектом МП.

 

 

13. Правопреемство  и его виды. Венская конвенция  о правопреемство государств  в отношении международных договоров 1978 г.

Международное правопреемство государств, – это  переход международных прав и  обязанностей от одного госуд-ва к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена  в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственные  границы (территория), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство  при возникновении нового государства  в результате социальной революции. В этом случае к государству-преемнику  полностью переходит территория государства-предшественника, а также  государственная собственность  и государственные архивы. Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника.Возникновение нового госуд-ва в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип, по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Госуд-ные границы – новые, в соответствии с территорией объединившихся государств. Госуд-ная собственность и госуд-ные архивы переходят новому государству.

Правопреемство  при частичных изменениях государственной  территории. На переданной территории начинают действовать международные  договоры того государства, к которому она перешла. Госуд-ные долги, как  правило, за каждым государством остаются собственные.

Правопреемство  при разделении госуд-ва и образовании  на его территории двух и более  независимых государств. Венская  конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое  госуд-во, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового госуд-ва, и для того, из состава которого оно выделилось.

 

14.  Понятие и классификация основных принципов международного права. Декларация о принципах международного права 1970г.

Перечень принципов был также дополнен еще двумя - территориальной целостности и нерушимости границ. Будучи первоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение, что не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН <*>. Они стали общепризнанными обычными нормами. Значение этого положения не раз подчеркивалось Международным Судом ООН <**>.

Декларация принципов 1970 г. подчеркнула значение этого  аспекта: "При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов и раскрытие их содержания явилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделано максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.

Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное  содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.

Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов  международного права и системы  их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем  закрепления правового статуса  субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.

 

15.  Соотношение принципа самоопределения наций, народов и принципа территориальной целостности государств.

В науке международного права  по поводу соотношения между принципом  самоопределения народов и принципом  территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:

1) принцип территориальной  целостности имеет приоритет  по отношению к принципу самоопределения  народов;

2) принцип самоопределения  народов имеет приоритет по  отношению к принципу территориальной  целостности;

3) оба принципа обладают равной юридической силой.

Как полагают польские авторы Владислав Чаплинский и Анна Вырозумска, "право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В практике принцип самоопределения был подчинен принципу территориальной целостности».

Интересную позицию  относительно соотношения между  принципами самоопределения народов  и территориальной целостности  занял Конституционный суд РФ, который в своем постановлении  от 13 марта 1992 года заявил: "Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека".

Вторая точка  зрения представляется более обоснованной и более соответствует смыслу принципа самоопределения. Вот что  говорится по этому поводу в статье "право на самоопределение" в  электронной энциклопедии Википедия: "Между тем, существует мнение, что  принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: "Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций", и в Декларации о принципах международного права: "Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Право  международных договоров как  отрасль международного права, его источники и кодификация.

Право международных  договоров - это отрасль международного пра¬ва, представляющая совокупность международно-правовых норм, регу¬лирующих  отношения государств и других субъектов  международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров. Международный договор означает международное соглашение, за¬ключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связан¬ных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор является основным источником междуна¬родного права, важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функ¬ционируют межгосударственные организации. Изменения, которые про¬исходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право междуна¬родных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей1. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних догово¬ров.

Объектом права  международных договоров являются сами междуна¬родные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.

Кодификация и  источники права международных  договоров. Под ко¬дификацией права  международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепри¬знанных принципов международного права. Первые попытки кодифика¬ции договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с са¬мого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных дого¬воров. Ею были разработаны проекты международных актов, составляю¬щих основу источников права международных договоров. Такими явля¬ются следующие конвенции.

Венская конвенция  о праве международных договоров  от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем: рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения международ¬ных договоров, значение международною договора для третьих госу¬дарств, основания недействительности договоров, право на оговорку; за¬крепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных до¬говорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с примене¬нием договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права  междуна¬родных договоров.

Венская конвенция  о правопреемстве государств в отношении  договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессив¬но  развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты право¬преемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учреди¬тельных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значе¬ние института правопреемства как средства укрепления правовой осно¬вы международных отношений.

Венская конвенция  ООН о праве договоров между  государствами и меж¬дународными  организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция  применяется к договорам между  государст¬вами (одним или несколькими) и международными организациями (од¬ной или несколькими) и к договорам между международными организа¬циями. Она применяется также к договорам, являющимся учредитель¬ными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламен¬тирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступле¬нии их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, примене¬нии и толковании указанных договоров и т. д. Эта Конвенция как бы до¬полняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

 

17. Международный  договор: понятие, форма и структура.  Венская конвенция о праве  международных договоров 1969г.

Венская конвенция  о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В зависимости  от субъекта, заключающего договор, различают  три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств – органов исполнительной власти).

Международные договоры могут заключаться как  в письменной, так и в устной форме. В отношении устных договоров  нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Международные договоры, как правило, состоят из преамбулы (в ней обычно указываются  цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральной  части (предмет договора, права и  обязанности сторон), заключительной части (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия,порядок прекращения и т.д.). Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила, процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"