Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:48, шпаргалка
шпаргалки Международное публичное право
22. Устав Организации
Объединенных Наций: разработка,
принятие, цели, принципы, структура
и содержание. Учет опыта
деятельности предшественницы
ООН Лиги Наций.Организация Объединенных
Наций — это универсальная международная
организация, созданная для поддержания
мира и международной безопасности, развития
сотрудничества между государствами.
Организация Объединенных Наций функционирует
на основе учредительного акта — Устава
ООН, принятого в Сан-Франциско и вступившего
в силу 24 октября 1945 г. Согласно Уставу
ООН ее целями являются:
1) поддержание мира и международной безопасности;
2) развитие дружественных отношений между
нациями на основе принципа равноправия
и самоопределения народа; 3) осуществление
сотрудничества в разрешении международных
проблем экономического, социального,
культурного и гуманитарного характера;4)
поощрение и развитие уважения к правам
человека и основным свободам для всех
без различия расы, пола, языка или религии;
5) согласование действий наций в достижении
общих целей. Согласно ст. 4 Устава ООН
членами ООН могут быть любые миролюбивые
государства, которые примут на себя обязательства
по Уставу ООН и которые, по мнению организации,
могут и желают эти обязательства выполнять.
Для приема в члены ООН необходимы рекомендация
Совета Безопасности ООН, принятая не
менее чем девятью голосами, включая пять
совпадающих голосов постоянных членов
ООН, и постановление Генеральной Ассамблеи
ООН, вынесенное двумя третями присутствующих
и участвующих в голосовании государств.
В случае систематического нарушения
принципов Устава ООН государство-член
может быть исключено из Организации.
Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие
главных органов организации, как то: Генеральная
Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический
и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке,
Секретариат и Международный суд. Генеральная
Ассамблея ООН состоит из всех членов
ООН. Она наделена широкой компетенцией,
уполномочена рассматривать любые вопросы
в пределах Устава ООН и давать рекомендации
государствам-членам и Совету Безопасности
ООН. Совет Безопасности
ООН выполняет главную функцию по поддержанию
международного мира и безопасности. Он
действует от имени всех государств-членов.
Государства-члены обязаны подчиняться
решениям Совета Безопасности и выполнять
их.
Экономический и Социальный
Советы ООН выполняют следующие функции:
повышение уровня жизни; разрешение международных
проблем в области экономики, культуры;
содействие всеобщему уважению и соблюдению
прав человека. В Организации Объединенных
Наций различаются первоначальные и принятые
члены. Первоначальными членами являются
50 государств, принимавших участие в конференции
в Сан-Франциско.Секретариат ООН —
главный административно-технический
орган ООН.
Международный суд
ООН состоит из 15 независимых судей,
избранных вне зависимости от их гражданства,
являющихся юристами с признанным авторитетом
в области международного права.Лига Наций — была
создана в 1919 году после первой мировой
войны. Ее главная задача заключалась
в поддержании мира. Однако в Лигу вошли
не все страны. Так, например, Соединенные
Штаты никогда не были ее членом. Некоторые
страны, вступившие в Лигу, позже вышли
из нее, и во многих случаях Лига не принимала
никаких мер. Хотя опыт Лиги оказался неудачным,
она возродила мечту о создании всемирной
организации. В итоге появилась Организация
Объединенных Наций.
23.Место и роль Генеральной Ассамблеи ООН в системе ООН.
Генеральная Ассамблея
является главным совещательным, директивным
и представительным органом Организации Объединенных Наций.
В Генеральной
Ассамблее представлены все члены Организации
Объединенных Наций (на данный момент 193).Каждая
страна, богатая или бедная, большая или
маленькая, имеет один голос. Решения по
таким вопросам, как международный мир
и безопасность, прием новых членов и бюджет
ООН, принимаются большинством в две трети
голосов. По другим вопросам решения принимаются
простым большинством голосов. В последние
годы прилагаются особые усилия к тому,
чтобы решения принимались на основе консенсуса,
а не путем официального голосования.Очередные
сессии Генеральной Ассамблеи проводятся
ежегодно. Они начинаются в сентябре и
продолжаются в течение всего года. В начале
каждой очередной сессии Ассамблея проводит
общую дискуссию, в ходе которой главы
государств или правительств и другие
участники излагают свои мнения по широкому
кругу вопросов, представляющих интерес
для международного сообщества, — от войн
и терроризма до борьбы с болезнями и ликвидации
нищеты.В 2005 году мировые лидеры собрались
в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке
насовещание Генеральной
Ассамблеи на высоком уровне и мероприятия по случаюшестидесятилетнего
юбилея Организации. Каждый год Ассамблея избирает Председателя, который руководит работой
заседаний.Функции:
Обсуждение разных вопросов (за исключением
вопросов, рассматриваемых одновременно
Советом Безопасности) и вынесение рекомендаций;обсуждение
вопросов, касающихся военных конфликтов
и гонки вооружений;обсуждение путей и
средств улучшения положения детей, молодежи,
женщин и других категорий людей;обсуждение
вопросов устойчивого развития и прав
человека;установление размера взноса
каждого государства-члена в бюджет Организации
Объединенных Наций и порядка расходования
этих средств.Главные
комитетыОсновную часть вопросов
рассматривают шесть главных комитетов
Генеральной Ассамблеи:Первый комитет (вопросы разоружения и международной
безопасности)Второй комитет (экономические и финансовые
вопросы)Третий комитет (социальные, гуманитарные и
культурные вопросы)Четвертый комитет (специальные политические вопросы
и вопросы деколонизации)Пятый комитет (административные и бюджетные
вопросы)Шестой комитет (правовые вопросы.Некоторые
недавние решения Генеральной АссамблеиВ
2006 году государства — члены Организации
Объединенных Наций приняли решение о реформировании работы Ассамблеи
с целью ускорения процесса принятия решений,
упорядочения повестки дня Ассамблеи
и усиления роли и авторитета Председателя
Ассамблеи.В 2006 году Ассамблея постановила создать новый, более авторитетный Совет по правам
человека вместо вызывавшей много нареканий
Комиссии ООН по правам человека. Новый
Совет, официально приступивший к работе
19 июня 2006 года в Женеве, имеет более высокий
статус в системе Организации Объединенных
Наций, являясь вспомогательным органом
Генеральной Ассамблеи.Ассамблея провозглас
24.Место и роль Совета Безопасности в системе органов ООН.
Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24 Устава). В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав. Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены. Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, являются пять государств: Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась). Генеральная Ассамблея избирает десять других государств — членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности (до расширения состава было шесть непостоянных членов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избрании непостоянных членов уделяется должное внимание степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности, а также справедливому географическому распределению. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1963 г., предусмотревшей расширение состава Совета, места непостоянных членов распределяются следующим образом: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и других государств* — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения двухгодичного срока непостоянных членов избираются государства того же географического района. Функции Совета Безопасности обусловлены его ролью в обеспечении международного мира и безопасности. Согласно ст. 24 (п. 1), для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности определяет, согласно ст. 41 Устава, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к которым относятся полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением государствами, в том числе с использованием внутригосударственных правовых средств. Начиная, с 1963 г. в рамках ООН принимались предусмотренные Уставом меры в отношении Южно-Африканской Республики в связи с ее политикой апартеида. В течение всех лет применения санкций Правительство СССР, а затем Правительство РФ добросовестно выполняли решения ООН. Происшедшие в ЮАР в 1993—1994 гг. существенные изменения политической системы, постепенный отказ от апартеида обусловили прекращение ограничительных мер в отношении ЮАР. Резолюцией Совета Безопасности 919 от 25 мая 1994 г. санкции были отменены. Соответственно 12 июля 1994 г. Президент РФ подписал распоряжение, предписывающее всем государственным и иным учреждениям, предприятиям, фирмам, банкам, частным лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, исходить в своей деятельности из указанной резолюции Совета Безопасности. Если Совет Безопасности сочтет, что перечисленные в ст. 41 меры являются недостаточными для выполнения его решений, то он уполномочивается (ст. 42) предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН. В этих целях Совет Безопасности наделен правом формирования и применения вооруженных сил Организации Объединенных Наций для поддержания международного мира и безопасности. В соответствии со ст. 43 Устава все члены ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых .соглашений между Советом Безопасности и соответствующими государствами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляемых средств обслуживания. Важное место в деятельности Совета Безопасности в современных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции). Полномочия Совета Безопасности не затрагивают, согласно ст. 51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер. Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п. 3 ст. 27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.
25.Экономический и Социальный Совет ООН: порядок формирования, компетенция, решения.
26.Международный Суд ООН: состав, порядок образования, компетенция.
Международный суд создан в 1945 как часть системы ООН.Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций. Суд сменил Постоянную палату международного правосудия Лиги наций, в создании которой значительную роль сыграла Россия. Старый Всемирный суд был одним из наиболее успешно действующих институтов Лиги. За 18 лет своей работы он вынес приговоры по 32 крупным делам и представил 27 консультативных заключений. Новый Международный суд, как и его предшественник, учрежден и располагается в Гааге (Нидерланды). Международный суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Право вето Большой пятерки в нем не предусматривается. Статут Суда утверждает, что судьи избираются «из числа лиц с высокими морально-этическими характеристиками, обладающими... общепризнанной компетенцией в международном праве» и представляют «основные формы цивилизации и основополагающие юридические системы мира». Судьи должны представлять различные географические регионы, в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Предполагалось, что эти положения будут гарантировать беспристрастность Суда и превратят его в объективный международный трибунал. Вместе с тем страна-истец имеет право при рассмотрении конкретного дела ввести в состав Суда дополнительного судью, своего представителя, если такового не имеется среди постоянных членов Суда. На протяжении многих лет одним из судей является представитель России. Ни одну страну нельзя заставить вынести на слушание Международного суда спор с другой, но любая страна, которая обратится в Суд с соответствующим ходатайством, при этом заранее должна быть подтвердить, что готова принять решение Суда. Механизмов принуждения не предусмотрено. Отдельный гражданин может обратиться к Суду лишь в случае представления его правительством. Суд принимает решения большинством голосов. Полномочия Суда обеспечиваются Советом Безопасности.
Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"