Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:01, дипломная работа
Цель данной работы - определить степень развития международных отношений, тенденции в развитии различных форм международных расчетов в Республике Беларусь, выявить проблемы и перспективы развития. Для этого следует рассмотреть степень применения в стране международных правовых актов, регулирующих порядок проведения этих расчетов. Необходимо рассмотреть также особенности белорусского законодательства в данной области, проанализировать причины преобладания той или иной формы расчетов, сделать выводы о влиянии таких предпочтений субъектов хозяйствования на состояние их финансового положения. Интерес представляет также мировой опыт применения данных форм расчетов, возможность использования достижений экономической мысли и компьютерных технологий в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….4
Теоретические основы организации международных расчетов……………..8
1.1 Сущность, значение и особенности организации международных банковских расчетов…………………………………………………………....8
1.2 Формы международных расчетов…………………………………………16
1.3 Правовое обеспечение международных расчетов………………………..33
2. Анализ применения и эффективности международных расчетов в ОАО «Белвнешэкономбанк»……………………………………………………………..40
2.1 Аккредитив………………………………………………………………….40
2.2 Инкассо……………………………………………………………………...51
2.3 Банковский перевод………………………………………………………...57
3. Проблемы и перспективы развития международных форм расчетов в ОАО «Белвнешэкономбанк» и тенденции развития банковских услуг……………….71
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованных источников
1.3 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
РАСЧЕТОВ
На сегодняшний день важнейшими международно-правовыми актами в финансовой и
банковской сферах, принятыми на межгосударственном
уровне еще в рамках Лиги Наций, являются
Женевские вексельные и чековые
конвенции 1930-1931 гг. Помимо них для подписания
и присоединения были открыты Конвенции
ООН о международных переводных и простых
векселях 1988г. и о независимых гарантиях
и резервных аккредитивах 1995г. Конвенции
ЮНИДРУА о международном финансовом лизинге
и о международном факторинге 1988г. Типовые
законы ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых
переводах и об электронной торговле (ЮНСИТРАЛ
- Комиссия ООН по праву международной
торговли (United Nations Commission on International Trade Law).
Правотворчество МТП отличается гораздо большей результативностью, поскольку среди разработанных Палатой Унифицированных правил - такие, широко применяемые на практике банками на всех континентах, как Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и Унифицированные правила по инкассо.
Таким образом, наиболее важными правовыми инструментами, регулирующими банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности являются:
Необходимость практического использования вышеназванных правовых инструментов обусловлено тем, что в настоящее время Республикой Беларусь заключено свыше 1000 двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве. В республике открыто 25 иностранных представительств, аккредитовано свыше 300 представительств иностранных фирм. Более чем в двадцати странах работают советники и сотрудники посольств Беларуси по торгово-экономическим вопросам. Перспективным направлением становятся торговые дома и центры. Ныне они функционируют в России, Польше, Германии, Монголии. Объединенных Арабских Эмиратах, Румынии и других странах.
Немаловажным фактором явилось принятие
Республики Беларусь в 1992 году в состав таких международных организаций,
как Международный
валютный фонд (МВФ), Международный банк
реконструкции и развития
(МБРР), Международная финансовая корпорация
(МФК), Международная
ассоциация развития (MAP), Многостороннее
инвестиционное гарантийное
агентство (МИГА), Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР).
Беларусь получила выход на международные
ярмарки, выставки, симпозиумы, конференции.
Международные соглашения являются важной частью нормативно-правовой базы организации расчетов по внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь. Другая составляющая этой базы - национальные нормативные документы.
За последние несколько лет в Беларуси создана национальная нормативная база, регулирующая процесс осуществления международных расчетов уполномоченными банками и субъектами хозяйствования страны. К основным нормативным документам международных расчетов необходимо отнести следующие:
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-3 определяет общие подходы к проведению международных расчетов. В нем указано, что в международных расчетах используются банковский перевод, инкассо, аккредитив, а также даны критерии отнесения аккредитива и инкассо к международным.
Непосредственное влияние на международные расчеты оказывают нормативные акты Национального банка, предметом которых является валютное регулирование, такие как Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 01.08.1996г. № 768 (с изменениями и дополнениями).
В данном нормативном акте приведены определения используемых при проведении международных расчетов понятий («резиденты», «нерезиденты», «иностранная валюта», «валютные операции» и др.). Им регламентируются операции между резидентами и нерезидентами, а также операции по счетам нерезидентов в белорусских рублях, открытым в уполномоченных банках Республики Беларусь (счета типа «Т» (текущие), типа «И» (инвестиционные).
Национальным банком Республики Беларусь установлено, что расчеты между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь производятся в свободно конвертируемых валютах (перечень таких валют также устанавливается Национальным банком). Расчеты в белорусских рублях и других валютах производятся, если это предусмотрено межправительственными или межбанковскими (между центральными (национальными) банками) соглашениями. В то же время расчеты между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях с использованием счетов нерезидентов, открытых в банках Республики Беларусь, производятся вне зависимости от наличия межправительственных (межбанковских) соглашений. Однако ограниченность операций по счетам и довольно сложная процедура открытия счетов нерезидентов (в ряде случаев для открытия счета необходимо согласие центрального банка государства принадлежности нерезидента) не способствуют использованию данных счетов в расчетах.
Таким образом, Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь содержит существенные ограничения по валютным расчетам, что сдерживает применение некоторых валют, в первую очередь, белорусского рубля в международных экономических отношениях Республики Беларусь и не может не препятствовать развитию внешней торговли страны.
Одним из основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих отношения субъектов РБ в сфере внешнеторговой деятельности является Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000г. № 7 (с изменениями и дополнениями). В нем отражены ключевые положения проведения расчетов по внешнеторговым договорам, определены основные термины внешнеторговой деятельности (экспорт, импорт, внешнеторговый договор, паспорт сделки и т.д.), установлены сроки проведения экспортно-импортных операций, регламентирован порядок осуществления контроля за проведением внешнеторговых операций, оговорены экономические санкции за нарушение установленного порядка проведения данных операций.
В последние годы в нашей стране неоднократно возникала ситуация, когда официальный курс Национального банка Республики Беларусь значительно отличался от рыночного курса. В таких условиях на международные расчеты не мог не оказывать влияния порядок обязательной продажи средств в иностранной валюте белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.1997 № 311(с изменениями и дополнениями). Обязательная продажа 30 % валютной выручки по заниженному курсу не способствовала поступлению в страну валютных средств и стимулировала не проведение расчетов через банки, а проведение бартера, использование услуг компаний, специализирующихся на безлицензионной деятельности по конверсии и проведению международных расчетов.
Среди других документов необходимо упомянуть постановление Правления НБ РБ от 28.04.2001г. № 100, которое устанавливает единый порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала; постановление Правления НБ РБ от 31.01.2002г. № 16, которое определяет порядок совершения юридическими лицами и предпринимателями сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РБ; постановление Правления НБ РБ от 13.06.2000г. № 13.3г, определяющее функции банков как агентов валютного контроля; постановление Правления НБ РБ от 13.06.2000г. № 13.2г, регламентирующее порядок визирования банками паспорта сделки и осуществление контроля внешнеторговых операций.
Кроме документов по валютному регулированию, Национальным банком Республики Беларусь был разработан ряд нормативных документов, предметом которых непосредственно является методология и методика расчетов, в том числе валютных; рекомендации по установлению корреспондентских отношений с иностранными банками, открытию и ведению счетов для международных расчетов от 09.09.1997г. № 947; инструкция о банковском переводе от 29.03.2001г. № 66 (далее Инструкция № 66); инструкция о порядке совершения банковских документарных операций от 29.03.2001г. № 67.
Эти документы определяют для банков Республики Беларусь:
Эти и многие другие документы позволили
создать в Республике
Беларусь нормативную и методологическую
базу международных расчетов, во многом основанную
на положениях международных
документов и общепринятой в
мире банковской практике, позволяющая
белорусским банкам осуществлять весь
спектр возможных услуг по международным
расчетам. В то же время некоторые нормы
валютного регулирования служат определенным
препятствием для эффективной внешнеэкономической
деятельности.
В свете интеграционных процессов РБ и России интересен проект новой редакции российского закона о валютном регулировании. Согласно данному проекту основными направлениями предлагаемой валютной реформы должны стать:
В заключение данного раздела хотелось бы сказать, что установление разного рода запретов и ограничений в рамках валютного законодательства является мерой временного характера, которая имела место в большинстве развитых стран в период становления рыночных отношений. И эти меры, прежде всего, направлены на укрепление стабильности денежной системы, курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов внутри государства и недопущение незаконного вывоза валютных ценностей за рубеж. Система валютного контроля достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Ирландии, Испании и многих других государствах. В настоящее время практически во всех развитых странах валютный контроль де-факто отменен, так как он выполнил свои функции. Но даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, осуществляется статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов.
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ И
2.1 АККРЕДИТИВНАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ
Аккредитивы в расчетах по импорту в Республику Беларусь товаров, работ, услуг открываются управлением международных расчетов департамента международных и межбанковских расчетов ОАО "Белвнешэкономбанк" (далее - департамент международных и межбанковских расчетов) на основании заявлений, принятых учреждениями банка, обслуживающими импортеров-приказодателей аккредитивов.
Для открытия аккредитива клиенты представляют в учреждение банка надлежащим образом оформленное заявление в трех экземплярах. Первый и второй экземпляр заявления заверяется подписями клиента и оттиском печати согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати клиента.
К заявлениям прилагаются документы, необходимые для выполнения учреждением банка функций агентов валютного контроля - договоры, паспорта сделок, лицензии и т.п.. Если аккредитив открывается частично или полностью за счет предоставляемого клиенту кредита, первый экземпляр заявления на аккредитив должен быть удостоверен руководителем кредитной службы учреждения банка (директором департамента международных проектов (уполномоченным лицом).
Первый экземпляр заявления клиента на открытие аккредитива используется учреждением банка для составления поручения на открытие аккредитива (форма поручения аналогична заявлению клиента) для отправки в департамент международных и межбанковских расчетов; второй экземпляр подшивается в документы дня, третий экземпляр с подписью ответственного исполнителя валютной службы учреждения банка, принявшего заявление, датой приема и оттиском штампа учреждения банка возвращается приказодателю.