Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:17, дипломная работа
Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
• Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
• Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
• Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
• Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.
• На основании рассмотренных в Совете Безопасности конфликтных ситуаций, дать оценку деятельности СБ ООН и взаимоотношениям постоянных членов данного Совета.
• Определить роль ООН в поддержании баланса сил на международной политической арене.
• Обосновать необходимость реформирования ООН, и в частности СБ ООН, в соответствии с меняющейся международной ситуацией.
• Проанализировать основные факторы, снижающие эффективность деятельности ООН.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ООН КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРЕ 5
1.1 История создания ООН (Опыт Лиги Наций) 5
1.2 Устав, функции и органы ООН 14
1.3 ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира 24
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА 28
2.1 Операции ООН по поддержанию мира и безопасности 28
2.2 Глобальность операций ООН по поддержанию мира 36
2.3 Значение операций ООН по поддержанию безопасности в мире 40
Глава III. МЕСТО ООН В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ 43
3.1 Система регулирования коллективной безопасности 43
3.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении 63
3.3 Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации. Участники обязались немедленно консультироваться с государством, нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную безопасность.
Был утвержден принцип, согласно
которому вооруженные силы страны-участника
должны поддерживаться на уровне, необходимом
для осуществления
Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и усиления мер доверия и безопасности.
Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы, находящиеся вне контроля конституционной власти определенной страны.
С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта, миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др.
Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению роли военно-политических союзов в Европе.
Деятельности ООН в разрешении международных конфликтов на международной арене всегда была, есть и будет актуальна, потому что мир под постоянной угрозой. Если рассматривать ее деятельность на сегодня, то с можно утверждать что ООН как регулирующая организация слабо начала справляться со своей задачей.
Как уже было сказано Кофи Аннаном в 2002 году: “ Те, кто занимается поддержанием мира и миростроительством, должны всегда оказывать поддержку национальным усилиям и содействовать тому, чтобы страны могли действовать самостоятельно… Цель всегда должна заключаться в том, чтобы обеспечить устойчивый мир так же, как мы стремимся обеспечить устойчивое развитие. По сути, устойчивое развитие само по себе является одной из предпосылок прочного мира ” .
Государства-члены, региональные
организации и Секретариат ООН
проводят работу в целях повышения
общей готовности, укрепления оперативного
потенциала, совершенствования системы
материально-технического обеспечения
и профессиональной подготовки. К 2001
году 91 государство-член выразило готовность
заключить резервные соглашения
с ООН. Шестьдесят восемь из них указали,
какие конкретно ресурсы они
смогут предоставить, если решат принять
участие в какой-либо операции, а
36 — подписали резервные
Деятельность ООН в
настоящее время менее
Ещё одна проблема, вокруг которой
активно идёт полемика, - это проблема
необходимости реформирования ООН
с целью повышения
Рассмотрение деятельности ООН в связи со сложной серией проблем, возникших вокруг Ирака, Ирана, Ливии и других арабских стран, показывает важность этой всемирной межгосударственной организации, обладающей общепризнанной легитимностью. Анализ событий, проведённый в дипломной работе показывает, что именно эта организация может принимать ответственные решения (пресечение агрессии Ирака против Кувейта). В то же время отчётливо высвечивается проблема недочётов в деятельности Совета Безопасности (характер и объём санкций после ликвидации иракской агрессии, неспособность предотвратить вторжение в Ирак под надуманными предлогами американо-британских войск). Всё это с исключительной остротой ставит вопрос о совершенствовании деятельности ООН. Наряду с широко обсуждаемыми предложениями, связанными с её реформированием, представляется важным вопрос о моральной (а может быть, политической и материальной) ответственности государств, особенно постоянных членов СБ, за неуклонное соблюдение Устава ООН. Притом эта ответственность должна быть документально закреплена в международном праве.
Но как бы то не было, ООН в настоящее время является единственной и главенствующей организацией по сохранению стабильности во всем мире. Поэтому ее роль в укреплении мира является очень важным для всех государств.
1 Никитин А.И. Миротворческие операции: концепция и практика. М., 2000.
2 Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999.
3 Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. ООН: организация, цели, практика. Москва, вид. Международные отношения, 1971 г.
4 Внешняя политика Советского Союза в период отечественной войны. Т. 1. Москва, 1970. С. 120
5 http://www.un.org/ru/
6 http://www.un.org/ru/
8 В. Д. Панкратов,
Р. С. Маковик
ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА"
№5,2001
9 http://www.un.org/ru/
10 http://www.un.org/ru/
11 Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о Коллективной Безопасности от 10.02.1995. Консультант Плюс
12 Тункин Г.И. Международное право. Москва, 1982. С.307
13 Подробнее о функции Совета Безопасности ООН в области поддержания мира см. предыдущий раздел
14 Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 1995. С. 303-304
15 Цыганков П.А. Теория международных отношений. Москва, 2002
16 Цыганков П.А. Теория международных отношений. Москва, 2002
17 Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития. Полис, 2000, №1. С. 42, С. 52
18 Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М., 2004.
19 Организация Объединенных Наций. Сборник документов. Москва, 1981. С. 448
20 Последняя расходовала 80% своего годового промышленного производства на военные цели. Военные расходы США также были очень высоки. Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. Книга 1. Москва, 2000. С. 230
21 Осипов Г. А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия. Москва, 1987. С. 78
22 Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, 1998. С. 233
23 Игнатенко Г.В. Международное право. Москва, 1995. С. 311
24 Бекяшев К.А. Международное публичное право. Москва, 1999, С. 353-354
25 Торкунов А. В. Современные международные отношения. Москва, 2001. С. 314
26 Лукашук И. И. Международное право – Особенная часть. Учебник для юридических факультетов и вузов. Москва, 1998. С. 226