Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа
Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации. В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Анализ основных дефиниций, сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры.
Оценка современного состояния корпоративной культуры в экономически развитых странах, анализ технологий формирования культуры
Создание организационной культуры в организации, на примере Интерне-клуба “Южэнерго”.
Введение__________________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии_______________________________________________________________ 5
1.1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры__________________________ 5
1.2. Элементы корпоративной культуры________________________________________ 13
1.2.1. Система ценностей, стандарты поведения_________________________________ 13
1.2.2. Девизы, лозунги, символы______________________________________________ 17
1.2.3. Мифы, легенды, герои__________________________________________________ 19
1.2.4 Ритуалы, традиции, мероприятия_______________________________________ 20
Глава.2. Корпоративная культура:__________________________________________ 22
современное состояние____________________________________________________ 22
2.1. Мировой опыт по формированию корпоративной культуры________________ 22
2.2. Технологии формирования корпоративной культуры______________________ 26
Глава 3. Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго” 33
Заключение_______________________________________________________________ 42
Список литературы________________________________________________________ 43
П. Добсон, А. Уильямс, М. Уолтерс (1993 г.): “Культура - это общие для всех и относительно устойчивые убеждения, отношения и ценности, существующие внутри организации”.
Э. Браун “Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющей тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации”.
М.Х. Мескон: “Атмосфера или климат в организации называется её культурой. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и отражения в организации”
С. Мишон и П. Штерн: “Организационная
культура есть совокупность поведений,
символов, ритуалов и мифов, которые
соответствуют разделяемым
П.Б. Вейлл: “Культура - это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию”.
Е.Н. Штейн: “Организационная культура есть набор приёмов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность”.
Н. Лемэтр: “Культура предприятия
- это система представлений, символов,
ценностей и образцов поведения,
разделяемая всеми его членами”
Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований организационной культуры, в них есть общие моменты.
Для унификации дефиниции была сделана попытка сравнить между собой понятия. Сделано это было с помощью контент-анализа, т.е. были выделены наиболее часто встречающиеся понятия или термины, которые употребляют обычно исследователи, работающие в данной области.
Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что “клиент всегда прав”, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
И, наконец, третьим общим
атрибутом понятия
Таким образом, вполне допустимо
использование понятие “
Термин “корпоративная культура”
появился в XIX веке. Он был сформулирован
и применен немецким фельдмаршалом
Мольтке, который применял его, характеризуя
взаимоотношения в офицерской среде.
В то время взаимоотношения
Таким образом, многие “узловые”
вопросы, связанные с организационной
культурой, сами по себе новыми не являются.
Об этом свидетельствует поток
Надо заметить, что, в принципе, исследования в области культуры организации имеют довольно длительную историю. Профессор Корнелльского университета (США) Харрисон Трайс склонен считать первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте работу группы американских учёных во главе с Э. Мэйо в начале 30-х годов при проведении известного Хоуторнского эксперимента в копании Western Electric в Чикаго. Этот эксперимент проводился в 4 этапа в течение пяти лет (1927-1932 гг.) и имел целью выяснение влияния на производительность труда отобранных для исследования работников компании самых разных факторов. Результаты первых двух этапов поставили вопрос о несостоятельности некоторых посылок “классической” теории менеджмента, и “виноваты” в этом были ранее не оценивавшиеся, “скрытые” психологические и социальные факторы.
Для подтверждения своей
гипотезы Э. Мэйо и его ближайший
коллега У. Уорнер разработали на
третьем этапе широкую
В 50-е годы известный американский
социолог М. Далтон провёл исследования
в десятках крупных и средних
фирм США и Канады на предмет изучения
естественного возникновения
Практически одновременно с Далтоном (и независимо от него) группа английских социологов из Тавистокского института провела достаточно детальное исследование организаций как культурных систем, опубликовав результаты в нескольких работах.
В 1969 г. в США вышла книга, написанная группой исследователей из Корнелльского университета во главе с Х. Трайсом и посвященная различным производственным традициям и обрядам.
На рубеже 80-90 годов феномен организационной культуры оказался в центре внимания большого круга исследователей. В начале 80-х были изданы известные книги-бестселлеры: “Теория Z” преподающего в США японца Оучи и “В поисках эффективного управления” (Питерс и Уотерман). В них среди прочих присутствовали и тезисы о том, что организационная культура является важным фактором экономической эффективности фирмы, а также её адаптации к внешней среде.
В 1982 г. увидела свет ставшая популярной книга экспертов Бостонской консультационной группы Дила и Кеннеди “Корпоративные культуры”. Только в период с марта 1983 г. по октябрь 1984 г. в Канаде и Европе были проведены пять значительных конференций по проблемам организационной культуры, организационного фольклора и символизма. Научные протоколы трёх из них изданы в виде отдельных книг.
Ученые сформулировали сущность
корпоративной культуры несколько
по-иному. Корпоративная культура –
это набор наиболее важных предположений,
принимаемых членами
Вот как выглядят результаты опроса, проведенного журналом “Деньги”: руководители коммерческих банков, торговых и консалтинговых фирм, считают, что корпоративная культура прежде всего включает в себя (факторы ранжированы по значимости в организации):
Профессионализм.
Преданность и лояльность по отношению к фирме.
Материальное и моральное стимулирование и поощрение квалифицированных специалистов.
В то же время, сотрудники этих компаний представили свое мнение о корпоративной культуре так:
Дружеские взаимоотношения с коллегами.
Возможности профессионального роста.
Материальные льготы и вознаграждения[7].
Как отмечалось ранее, при более или менее одинаковом контексте понятия “корпоративная культура”, у разных авторов возникают существенные разночтения в определениях и комментариях этого явления.
Согласно мнению немецкого исследователя Л. Розенштиля, понятие “корпоративная культура” в значительной степени отражает усвоенные нормы, которые определяют поведение работников данной фирмы[8]. А американские экономисты Р.Пэскэйл и Э.Этос понимают под этим “высшие цели” и “духовные ценности”, которые в Японии, например, имеют корни, уходящие в дзен-буддизм. Американец японского происхождения У.Оухи по образу известной “теории “Х” и “У””, разработанной МакГрегором, создал “теорию “Z””[9]. Для Оухи культура состоит из собрания символов, церемоний и мифов, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях[10]. Антрополог М.Мид характеризует культуру, в том числе корпоративную, как основу усвоенного поведения, которую группа людей, имеющих общее прошлое, передает новым членам коллектива[11].
И, тем не менее, главными элементами корпоративной культуры, большинство авторов называет: человеческий фактор, лояльность работника к фирме, набор традиций, призванных укреплять внутреннюю структуру организации.
Таким образом, корпоративную
культуру можно определить как комплекс
разделяемых членами
При рассмотрении проблематики
корпоративной культуры у исследователей
неизбежно возникает
Очень интересной в этой связи представляется схема четырех типов корпоративной культуры.
1. Клановая культура. Очень
дружественное место работы, где
у людей масса общего. Организации
похожи на большие семьи.
Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
В клановой культуре выделяют два типа лидеров:
пособник - ориентирован на людей и процессы. Личность, улаживающая конфликты и занятая поиском консенсуса. В основании его влияния лежит вовлечение людей в принятие решений и разрешение проблем. Активно поощряются участие в бизнесе и открытость.
наставник - заботливый и проявляющий участие. Личность, осознающая других и проявляющая заботу о нуждах отдельных лиц. В основании его или ее влияния лежат взаимное уважение и доверие. Активно поощряются следование моральным принципам и преданность делу.
2. Адхократическая культура.
Динамичное
В адхократической культуре
лидер - это новатор - талантлив и
созидателен. Личность, способная предвидеть
изменения. В основании его или
ее влияния лежит предвидение
лучшего будущего и питание надеждами
других. Активно поощряются новаторство
и приспособляемость. Или же провидец
— ориентирован помыслами в будущее.
Личность, озабоченная тем, куда идет
организация, делающая акцент на возможностях
и оценивающая вероятности. Признак
этого стиля лидерства —
3. Иерархическая культура.
Очень формализованное и
Информация о работе Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”