Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа
Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации. В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Анализ основных дефиниций, сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры.
Оценка современного состояния корпоративной культуры в экономически развитых странах, анализ технологий формирования культуры
Создание организационной культуры в организации, на примере Интерне-клуба “Южэнерго”.
Введение__________________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии_______________________________________________________________ 5
1.1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры__________________________ 5
1.2. Элементы корпоративной культуры________________________________________ 13
1.2.1. Система ценностей, стандарты поведения_________________________________ 13
1.2.2. Девизы, лозунги, символы______________________________________________ 17
1.2.3. Мифы, легенды, герои__________________________________________________ 19
1.2.4 Ритуалы, традиции, мероприятия_______________________________________ 20
Глава.2. Корпоративная культура:__________________________________________ 22
современное состояние____________________________________________________ 22
2.1. Мировой опыт по формированию корпоративной культуры________________ 22
2.2. Технологии формирования корпоративной культуры______________________ 26
Глава 3. Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго” 33
Заключение_______________________________________________________________ 42
Список литературы________________________________________________________ 43
Роли лидера в иерархической культуре:
Инструктор - технический, хорошо информированный эксперт. Личность, отслеживающая детали и знающая дело. В основании его или ее влияния лежит управление информацией. Активно поощряются документирование и информационный менеджмент.
Координатор - заслуживает доверия и надежен. Личность, поддерживающая структуру и рабочий поток. В основании его или ее влияния лежат инжиниринг по ситуации, управление календарными графиками, распределение назначений, размещение ресурсов и т. д. Активно поощряются стабильность и контроль.
4. Рыночная культура. Организация,
ориентированная на результаты,
главной заботой которой
В рыночной культуре лидер это - Боец — агрессивный и решительный. Личность, активно преследующая решение задач и достижение целей, получающая заряд энергии в конкурентных ситуациях. Достижение победы — доминантная цель, фокус внимания — на внешних конкурентах и позиции на рынке. Возможен и тип Постановщика. Ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов упорным трудом. В основании его влияния лежит настойчивая и разумная аргументация в пользу доведения дела до конца. Активно поощряется продуктивность.
Корпоративная культура включает в себя:
Объединяющие и отделяющие нормы - то, что общее у членов данного коллектива, по ним легко отличать “своих” от “чужих”.
Ориентирующие и направляющие нормы - то, что определяет функционирование коллектива, отношение к “своим”, “чужим”, равным, нижестоящим и вышестоящим, ценности, потребности, цели и способы их достижения, комплексы необходимых для существования в данном коллективе знаний, умений, навыков, типичные для данного коллектива способы воздействия на людей и т.д.
Культура организации может сознательно создаваться ее ведущими членами или она формируется произвольно с течением времени под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Идея организационной культуры носит достаточно абстрактный характер, однако, как воздух в комнате, она окружает все и влияет на все, что происходит в организации.
Значение корпоративной культуры для развития любой организации определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, она придает
сотрудникам организационную
Во-вторых, знание основ организационной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.
В-третьих, внутриорганизационная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).
Все существующие организации
уникальны. Каждая имеет свою собственную
историю, организационную структуру,
виды коммуникаций, системы и процедуры
постановки задач, внутри организационные
ритуалы и мифы, которые в своей
совокупности и образуют уникальную
корпоративную культуру. Большинство
организационных культур
1.2. Элементы корпоративной культуры
1.2.1. Система ценностей, стандарты поведения
Культура корпорации представляет собой как бы два организационных уровня. На верхнем уровне представлены такие видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое представление. На более глубоком уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Ценности второго уровня тесно связаны с визуальными образцами (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они как бы вытекают из них и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным ценностям.
Рис. 1.1 Уровни корпоративной культуры
Ценности организации являются ядром организационной культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.
С точки зрения аксиологии,
ценности представляют собой свойства
общественного предмета удовлетворять
определенным потребностям отдельного
человека или группы. Ценностные отношения
не возникают до тех пор, пока субъект
не обнаружил для себя проблематичность
удовлетворения актуальной потребности.
Применительно к
В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.
Выделяют ценности благосостояния,
под которыми понимают те ценности,
которые являются необходимым условием
для поддержания физической и
умственной активности людей. Известный
социолог С.С. Фролов относит к ним
следующие ценности: благополучие (включает
в себя здоровье и безопасность),
богатство (обладание различными материальными
благами и услугами), мастерство
(профессионализм в
Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя, например, следующее:
предназначение организации и ее “лицо” (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство и другие);
старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство как критерий власти и т.д.);
значение различных
обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);
критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп и т.д.);
организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и другое);
стиль руководства и управления
(стили авторитарный, консультативный
или сотрудничества; использование
целевых групп; личный пример; гибкость
и способность
процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов и т.д.);
распространение и обмен
информацией (информированность
характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);
характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);
пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);
оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты)[13].
Вряд ли возможно привести какой-либо обобщенный перечень корпоративных ценностей, поскольку организационная культура почти всегда является оригинальной смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, присущих только данной организации. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Этот аспект ценностей широко используется в организационной культуре, поскольку позволяет направлять активность людей на достижение поставленных целей.
Как показывают проведенные
исследования, современный
Каждая организация
Разделяя и развивая взгляды
современного отечественного психолога
Д.А. Леонтьева, можно выделить три
основные формы существования
идеалы - выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации,
воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации,
внутренние мотивационные
структуры личности сотрудников
организации, побуждающие к воплощению
в своем поведении и
Эти формы имеют иерархическую
структуру осознания
Американские социологи Томас Питерс и Роберт Уотерман, авторы книги “В поисках эффективного управления. (Опыт лучших компаний)”, на основании обследований таких компаний как IBM, Boeing, Dana, McDonald's, Behtel и других, пришли к выводу, что преуспевающие фирмы отличаются прочной ориентацией на ценности[14].
Система ценностей находит свое отражение в формулировке кредо организации. Кредо компании включает цель ее деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персоналу, обществу. Четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы, эти принципы и обязательства позволяют сплачивать сотрудников вокруг единых ясно определенных целей и ценностей[15].
Деловое кредо организации
- это концентрированное
Информация о работе Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”