Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:40, курсовая работа
Несомненно, движение кадров на предприятии, представляет собой не хаотичное перемещение персонала из одного структурного подразделения в другое, а напротив, носит четко-упорядоченную и законно-регламентированную динамику, управление которой, является одной из наиболее важных функций менеджмента в организации. Поэтому, каждый управляющий, а для функционального менеджера это является основной задачей, должен не только, хорошо представлять себе этот процесс, но и стараться как-либо, усовершенствовать, улучшить его, с точки зрения управления, не нарушая установленных законодательством норм.
Под движением кадров обычно понимают:
- прием на работу;
- перевод на другую работу;
- увольнение;
- предоставление отпусков;
- командирование.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………....5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ
1.1 Общее понятие и характеристика персонала……………………...………8
1.2 Состав и структура персонала предприятия……………………..………16
1.3 Классификация персонала по категориям работающих………..……….23
1.4 Показатели движения рабочих кадров…………………………..……….30
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Характеристика предприятия, анализ основных показателей……...….38
2.2 Анализ трудовых показателей в компании………………………...…….49
2.3 Анализ показателей движения персонала………………………..………56
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ
3.1 Разработка системы управления деловой карьерой персонала как
фактора снижения текучести кадров………………………………..……66
3.2 Совершенствование системы социально-психологических факторов
в управлении персоналом…………………………………………………78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Сплоченность коллектива филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске может быть повышена следующим образом:
Можно выделить следующие основные методы формирования и поддержания организационной культуры, которые могут быть использованы в филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске;
- поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.
- реакция руководства на
- обучение персонала. Обучение
и повышение квалификации
- поддержание оргкультуры в
процессе реализации основных
управленческих функций. Значительное
влияние на оргкультуру
- организационные традиции и
порядки. Организационная культура филиа
- широкое внедрение
Каждый работодатель, принимая нового человека на должность, оговаривает и подчеркивает период испытательного срока. По существующему трудовому законодательству период испытательного срока не может составлять более трех месяцев. За это время новичок должен освоить новую деятельность, познакомиться с коллективом.
В связи с этим, можно предложить филиалу Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске разработать четкий план адаптации нового сотрудника. В него должны входить следующие этапы:
1) Знакомство с руководством финансово-кредитной организации, подчиненными, ключевыми работниками;
В первый день работы нового сотрудника, он должен быть представлен всему коллективу, а администрация в свою очередь должна позаботиться о том, чтобы коллектив был представлен должным образом.
2) Знакомство с историей финансово-кредитной организации, ее традициями и менталитетом.
Администрация должна рассказать новому сотруднику, как и когда была основана финансово-кредитной организация, как она развивалась со временем. Здесь же можно рассказать про корпоративные праздники. Познакомить нового сотрудника с особенностями финансово-кредитной организации, выработанными привычками.
Руководство филиалу Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске должно стремится к тому, чтобы новый сотрудник не только осознал идеалы организации, правила и нормы поведения, но и внутренне принял корпоративные ценности, правила и нормы. В дальнейшем это поможет ему ощутить принадлежность к компании, в которой он работает.
Знакомство с географической «зоной ответственности», где находится рабочее место нового сотрудника. Администрация филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске должна не только предоставить рабочее место новому сотруднику, а также оборудовать его должным образом, предоставить в его распоряжение все необходимое для нормальной работы.
3) Обратить особое внимание на социально-психологические особенности личностей соседей по офису или другому рабочему месту.
Будет полезно, если руководитель подразделения филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске даст краткие характеристики будущих коллег по работе. Возможно, даже представит неформальную структуру. Часто неформальные связи и влияние, неформальное лидерство определяют жизнь организации. Чем раньше новый сотрудник сумеет в этом разобраться, тем полезнее это будет для его дальнейшей работы.
4) Знакомство с услугами, которые предоставляет финансово-кредитная организация.
До начала непосредственного профессионального обучения, ознакомить нового сотрудника с ассортиментом и ценами. Обратить внимание на их рыночные конкурентные преимущества.
5) Ознакомление с должностной инструкцией.
Руководителям подразделений филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске следует тщательно объяснить новому сотруднику должностные инструкции, так чтобы не осталось никаких «белых пятен».
6) Представление системы оплаты.
Руководители филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске должны разъяснить систему оплаты, премиальных выплат и других социальных льгот, принятых в компании. Предоставить сотруднику график выплат зарплат, авансов и т.д.
7) Ознакомление с планами и перспективами развития компании в целом и отдельного подразделения, где работает новичок.
Так как филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске планирует развитие свое сети за счет открытие дополнительного операционного офиса в 2014г., новым сотрудникам должны быть представлены возможные перспективы развития финансово-кредитной организации, а также их личные перспективы, как специалистов.
Завершающей стадией процесса включения нового человека в филиал Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске должен стать его переход в полноправные члены финансово-кредитной организации. С точки зрения организации, этот переход может осуществляться тогда, когда новый член организации реально освоил ее нормы и ценности. Для человека этот процесс состоит в том, что организация делает его полноправным членом и соответствующим образом указывает на это.
В целом, совершенствование системы социально-психологических факторов в управлении персонала филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске должно привести по мнению В.В. Кафидова автора учебного пособия «Управление человеческими ресурсами» к снижению текучести кадров на 5-10%. [17, c.142] Согласно данных таблицы 2.10 текучесть кадров финансово-кредитной организации в 2012г. составила 16,3%. Исходя из этого, применение социально-психологических методов управления персонала в филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске позволит сократить текучесть кадров до уровня 14,7%.
Таким образом, в предложенной для филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске улучшенной системе мотивации труда определяющими факторами мотивации будут система материальной мотивации и программа управления карьерным развитием. Методы же социально-психологической мотивации носят вспомогательный, хотя и не менее важный характер.
Для совершенствования системы мотивации труда персонала филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске необходимо применить систему управления деловой карьерой. Эффективность внедрения данного мероприятия оценивается на основании данных прошлого года экономией затрат в 428,69 тыс. рублей.
Для усовершенствования социально-психологических методов управления персонала в целях сокращения текучести кадров в филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске необходимо: поддержание благоприятного психологического климата в коллективе на основе развития системы управления конфликтами, формирование и развитие организационной культуры.
Создание в анализируемой финансово-кредитной организации системы предупреждения конфликтных ситуаций, мотивации их позитивных последствий позволит обеспечить высокую эффективность функционирования системы управления на предприятии, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Внедрение предложенных мероприятий в сочетании с совершенствованием иных методов управления позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах своего труда и эффективность всей системы управления предприятием. Указанные мероприятия позволят сократить текучесть кадров до уровня 14,7%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня текучесть кадров - также одна из многих проблем, с которыми сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3-5% от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери. Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники - в таком режиме живет каждое предприятие.
Другое дело, когда текучесть существенно превышает 3-5%. В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров.
Как правило, отток связан с увольнением работников. За последнее время наиболее остро проблема массовых увольнений возникает в виде реакции на экономико-политическую ситуацию, взять хотя бы последствия кризиса в августе 1998 года, когда наблюдались массовые сокращения работников, например, финансовой сферы. Затем, приспособившись к новым условиям, предприятия были вынуждены опять набирать персонал. В результате непродуманной политики повального сокращения персонала и последовавшего затем аврального набора происходит разрушение сложившихся коллективов.
В последние годы на российских фирмах и предприятиях дела нередко складывались так, что в другие организации работники уходили целыми отделами или бригадами.
При этом, отдельные участки или целые производства были практически парализованы. Пока набираются новые сотрудники, пока они срабатываются друг с другом и становятся коллективом, проходит время, в течение которого предприятие несет убытки, связанные не только с затратами на трудовую адаптацию новых сотрудников.
Высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия, хотя в некоторых случаях уровень текучести высок из-за специфики производства (например, большой объем сезонных работ).
В практической части дипломной работы анализ движения персонала был произведен на примере филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске.
Банк ВТБ - 24 (ЗАО) входит в десятку крупнейших финансовых институтов РФ. Датой создания данной структуры, входящей в состав международной банковской группы «ВТБ», считается 1 августа 2005 года. Основная специализация финансово-кредитной организации - осуществление розничных операций: для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса.
На данный момент собственная филиальная сеть Банка ВТБ - 24 (ЗАО) насчитывает более 600 офисов во всех регионах России. Банк ВТБ - 24 (ЗАО) в Хабаровске и Хабаровском крае представлен семью отделениями, обслуживающими юридические и физические лица.
По финансовым показателям Банк ВТБ - 24 (ЗАО) уверенно входит в первую десятку ведущих российских банков.
Миссия Банка - содействие социально-экономическому прогрессу на Дальнем Востоке. С помощью филиалов во всех экономически важных регионах Дальнего Востока, развивая корреспондентские отношения с ведущими банками России и мира, Банк ВТБ - 24 (ЗАО) помогает своим клиентам продвигать бизнес, расширяет их присутствие в крупнейших городах региона. Используя передовые банковские технологии, банк гарантирует клиентам высокое качество обслуживания и стабильный доход.
То есть, Банк ВТБ - 24 (ЗАО) является одним из сильнейших региональных банков на Дальнем Востоке. Миссия Банка ВТБ - 24 (ЗАО) - содействие социально экономическому прогрессу на Дальнем Востоке. Главной целью банка является стремление стать лидером в отрасли предоставления банковских услуг на Дальнем Востоке России. Банк предоставляет своим клиентам самый широкий спектр услуг для ведения бизнеса и накопления сбережений. Частные и юридические лица пользуются преимуществами обслуживания в Банке с разветвленной филиальной сетью.