Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 09:40, курсовая работа
Несомненно, движение кадров на предприятии, представляет собой не хаотичное перемещение персонала из одного структурного подразделения в другое, а напротив, носит четко-упорядоченную и законно-регламентированную динамику, управление которой, является одной из наиболее важных функций менеджмента в организации. Поэтому, каждый управляющий, а для функционального менеджера это является основной задачей, должен не только, хорошо представлять себе этот процесс, но и стараться как-либо, усовершенствовать, улучшить его, с точки зрения управления, не нарушая установленных законодательством норм.
Под движением кадров обычно понимают:
- прием на работу;
- перевод на другую работу;
- увольнение;
- предоставление отпусков;
- командирование.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………....5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ
1.1 Общее понятие и характеристика персонала……………………...………8
1.2 Состав и структура персонала предприятия……………………..………16
1.3 Классификация персонала по категориям работающих………..……….23
1.4 Показатели движения рабочих кадров…………………………..……….30
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Характеристика предприятия, анализ основных показателей……...….38
2.2 Анализ трудовых показателей в компании………………………...…….49
2.3 Анализ показателей движения персонала………………………..………56
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ
3.1 Разработка системы управления деловой карьерой персонала как
фактора снижения текучести кадров………………………………..……66
3.2 Совершенствование системы социально-психологических факторов
в управлении персоналом…………………………………………………78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Таблица 2.9
Движение рабочей силы
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Изменение 2012г./2010г. | |
чел. |
% | ||||
Среднесписочная численность рабочих |
45 |
47 |
49 |
4 |
8,89 |
Принято в течении года новых работников |
8 |
9 |
10 |
2 |
25,00 |
Выбыло работников |
6 |
8 |
8 |
2 |
33,3 |
в том числе по причинам: |
|||||
уход на пенсию, на учебу |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
по собственному желанию |
5 |
7 |
6 |
1 |
20,00 |
уволенных за нарушение трудовой дисциплины |
1 |
0 |
2 |
1 |
100 |
Из данных таблицы 2.9 можно сделать следующие выводы:
- среднесписочная численность персонала в 2012г. по сравнению с 2010г. возросла на 7,9%, что составило 4 человека. Рост данного показателя осуществлялся поступательно – ежегодно филиал Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске увеличивал количество сотрудников в своем штате на 2 человека;
- в течении года за
- среди причин увольнения
Для последующего анализа движения персонала выполним расчеты необходимых коэффициентов.
Расчет текучести кадров производится на основании следующей формулы:
Кт = Чув / Чср.сп. *100% (9)
где Кт - текучесть кадров, %;
Чув - численность сотрудников уволившихся по собственному желанию и
за нарушение трудовой дисциплины, чел.;
Чср.сп. – среднесписочная численность сотрудников, чел.
Произведем необходимые расчеты текучести кадров филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО):
Кт2010г. = 6 / 45 * 100% = 13,3
Кт2011г. = 7 / 47 * 100% = 14,9
Кт2012г. = 8 / 49 * 100% = 16,3
Расчет оборота по приему рабочих кадров производится на основании формулы 6. Произведем необходимые расчеты оборота по приему кадров филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске:
Кприн2010г. = 8 / 45 * 100% = 17,8
Кприн2011г. = 9 / 47 * 100% = 19,2
Кприн2012г. = 10 / 49 * 100% = 20,4
Расчет оборота по увольнению рабочих кадров производится на основании формулы 5. Произведем необходимые расчеты оборота по увольнению кадров филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске:
Кув2010г. = 6 / 45 * 100% = 13,3
Кув2011г. = 8 / 47 * 100% = 17
Кув2012г. = 8 / 49 * 100% = 16,3
Расчет коэффициента общего оборота производится на основании формулы 4. Произведем необходимые расчеты оборота по увольнению кадров филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске:
Коб2010г. = 8 + 6 / 45 * 100% = 31,1
Коб011г. = 9 + 8 / 47 * 100% = 36,2
Коб2012г. = 10 + 8 / 49 * 100% = 36,7
Расчет коэффициента постоянства кадров производится на основании формулы 7. Произведем необходимые расчеты оборота по увольнению кадров филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске:
Кпост2010г. = 39 / 45 * 100% = 86,7
Кпост011г. = 39 / 47 * 100% = 82,9
Кпост2012г. = 41 / 49 * 100% = 83,7
Показатели текучести кадров в филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске представлены в таблице 2.10.
Данные таблицы 2.10 указывают на то, что в филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске коэффициент текучести рабочей силы в отчетном 2012г. больше, чем в 2010г. на 3%.
В целом, значение данного показателя выше среднего по отрасли и составляет 16,3%. Причем за период с 2010г. по 2012г. наблюдается рост данного показателя, что свидетельствует о проблемах в управлении персонала финансово-кредитной организации.
Таблица 2.10
Показатели текучести кадров
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Изменение 2012г./2010г., % |
текучесть кадров |
13,3 |
14,9 |
16,3 |
3 |
оборота по приему рабочих кадров |
17,8 |
19,2 |
20,4 |
2,6 |
оборота по увольнению рабочих кадров |
13,3 |
17 |
16,3 |
3 |
общий оборот рабочих кадров |
31,1 |
36,2 |
36,7 |
5,6 |
коэффициент постоянства кадров |
86,7 |
82,9 |
83,7 |
-3 |
Коэффициент оборота по приему рабочей силы вырос в 2012г. по сравнению с 2010г. на 2,6%, что может быть вызвано улучшениями условий работы персонала филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске. Наряду с этим негативной тенденцией является увеличение оборота по увольнению в 2012г. на 3% по сравнению с предыдущим 2010г., что могло произойти за счет улучшения трудовой дисциплины и уменьшения количества увольнений по собственному желанию.
Текучесть рабочей силы филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске тормозит рост производительности труда, выполнения плана реализации товаров продуктовой группы.
Негативным является и тот факт, что коэффициент постоянства кадров в отчетном 2012г. по сравнению с 2010г. упал на 3%.
Это означает снижения численности персонала, работающего в филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске на постоянной основе и имеющих соответствующий опыт.
Оценку уровня удовлетворенности сотрудников филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске работой, рассмотрим, используя метод анкетирования. Данный метод состоит из трех этапов:
- разработка анкеты оценки уровня удовлетворенности работников основными факторами производственной ситуации;
- проведение анкетирования;
- анализ уровня удовлетворенности сотрудников работой (кредитно-финансовым учреждением).
При составлении анкеты был определен перечень наиболее характерных показателей и критериев их оценки. Критериями оценки показателей служат следующие качественные характеристики:
- совершенно удовлетворен;
- удовлетворен;
- затрудняюсь ответить;
- не удовлетворен;
- совершенно не удовлетворен.
Дополнительно каждому респонденту было предложено заполнить графу «Ваши пожелания и замечания». В ходе предварительной аналитической работы нами было выделено 14 факторов мотивации персонала, представленные в таблице 2.11.
Филиал Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске относится к средним предприятиям, поэтому не было необходимости рассчитывать оптимальную репрезентативную выборку, в анкетирование были вовлечены все сотрудники предприятия.
Работники заполняли анкеты анонимно. Они раздавались по подразделениям и профессиональным группам подразделений финансово-кредитной организации.
Такой подход позволил оценить не только индивидуальный уровень удовлетворенности сотрудников работой, но и зафиксировать данные о микроклимате в каждом отдельном подразделении и группе.
Таблица 2.11
Анкета для оценки удовлетворенности сотрудников работой
№ |
Наименование фактора производственной ситуации |
Совершенно удовлетворен |
Удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Не удовлетворен |
Совершенно не удовлетворен |
1 |
хороший заработок |
* |
||||
2 |
работа должна оставлять время и силы, для того чтобы пользоваться тем, что дает жизнь |
* |
||||
3 |
интересная работа, доставляющая удовольствие |
* |
||||
4 |
возможность продвижения по службе |
* |
||||
5 |
возможность приносить пользу |
* |
||||
6 |
возможность получить жилье, мест в детских дошкольных учреждениях |
* |
||||
7 |
возможность выполнить свой долг перед обществом |
* |
||||
8 |
возможность повышать квалификацию |
* | ||||
9 |
возможность выпускать продукцию пользующуюся спросом |
* |
||||
10 |
возможность заслужить уважение |
* |
||||
11 |
возможность общения с людьми |
* |
||||
12 |
возможность применять свои знания |
* |
||||
13 |
быть самостоятельным в работе |
* |
||||
14 |
возможность обеспечить достаток в доме |
* |
Для математического обоснования опроса, каждому качественному критерию оценки удовлетворенности присваиваются соответствующее числовое значение - коэффициент:
- совершенно удовлетворен (+1,0);
- удовлетворен (+0,5);
- затрудняюсь ответить (0,0);
- не удовлетворен (-0,5);
- совершенно не удовлетворен (-1,0).
Суммарный показатель удовлетворенности - индекс удовлетворенности (Iуд) по каждому из факторов рассчитывался по формуле:
Iуд = (1,0 ×n1 ×0.5 ×n2 + (-0.5) ×n3 + (-1.0) ×n4) /(n1+ n2+ n3+ n4) (10)
где n1, n2, n3, n4 - соответствующее число респондентов, объединенных
по одному из четырех возможных вариантов ответов
по шкале удовлетворенности.
Таблица 2.12
Интерпретация числовых значений (Iуд)
Числовое значение |
Интерпретация |
от + 1,0 до + 0,6 |
Высокий уровень удовлетворенности |
от + 0,59 до + 0,2 |
Средний уровень удовлетворенности |
менее 0,19 |
Низкий уровень удовлетворенности |
Далее суммарные показатели удовлетворенности, полученные по отдельным подразделениям и профессиональным группам сотрудников филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске, внесены в сводную таблицу индекса удовлетворенности, таблицу 2.13.
Согласно результатам, занесенным в таблицу 2.13 можно оценить не только средний индекс удовлетворенности по конкретному фактору, но и общий индекс удовлетворенности производственной ситуацией в конкретном подразделении или группе сотрудников.
Как видно из таблицы, общие индексы факторов «хороший заработок» и «возможность общения с новыми людьми» находятся на низком уровне удовлетворенности. Кроме того, значимым можно считать фактор возможности повышения квалификации.
В результате анкетирования видно, что работники филиала Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске не удовлетворены возможностями продвижения по службе, возможностями горизонтального общения с людьми.
Таблица 2.13
Сводные значения индексов удовлетворенности
Наименование фактора производственной ситуации |
Касса |
Операционный отдел |
Отдел технического сопровождения |
Кредитный отдел |
Общий индекс по фактору |
хороший заработок |
0,5 |
0,49 |
0,45 |
0,48 |
0,48 |
работа должна оставлять время и силы, для того чтобы пользоваться тем, что дает жизнь |
0,72 |
0,68 |
0,68 |
0,65 |
0,68 |
интересная работа, доставляющая удовольствие |
0,67 |
0,74 |
0,63 |
0,68 |
0,68 |
возможность продвижения по службе |
0,14 |
0,14 |
0,15 |
0,13 |
0,14 |
возможность приносить пользу |
0,8 |
0,74 |
0,69 |
0,72 |
0,74 |
возможность получить жилье, мест в детских дошкольных учреждениях |
0,49 |
0,51 |
0,47 |
0,32 |
0,45 |
возможность выполнить свой долг перед обществом |
0,74 |
0,68 |
0,8 |
0,71 |
0,73 |
возможность повышать квалификацию |
0,23 |
0,28 |
0,37 |
0,21 |
0,27 |
возможность выпускать продукцию пользующуюся спросом |
0,68 |
0,71 |
0,54 |
0,32 |
0,56 |
возможность заслужить уважение |
0,63 |
0,64 |
0,63 |
0,68 |
0,65 |
возможность общения с новыми людьми |
0,29 |
0,24 |
0,17 |
0,23 |
0,23 |
возможность применять свои знания |
0,7 |
0,62 |
0,6 |
0,64 |
0,64 |
быть самостоятельным в работе |
0,42 |
0,34 |
0,36 |
0,48 |
0,40 |
возможность обеспечить достаток в доме |
0,49 |
0,53 |
0,55 |
0,5 |
0,52 |
Общий индекс по подразделению |
0,54 |
0,52 |
0,51 |
0,48 |
Проанализируем потенциальную текучесть в филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске также на основе анкетирования с использованием таблицы 2.14.
Таблица 2.14
Потенциальная текучесть в филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске
Потребности |
Численность рабочих,чел. |
Удельный вес, % |
Не собираются менять работу ни при каких условиях |
30 |
61,22 |
Готовы поменять работу, если предложат лучший вариант |
14 |
28,57 |
Работают, но одновременно ищут другую работу |
5 |
10,20 |
Итого: |
49 |
100 |
Тенденция текучести кадров в 2013 году также сохраняется, 5 человек из 49 тоже могут поменять работу при определенных условиях. Стабильно работаю чуть больше половины персонала.
В филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) в г.Хабаровске отсутствует система управления деловой карьерой сотрудников. В филиале Банка ВТБ - 24 (ЗАО) имеет место практика поиска и приема на работу новых сотрудников на руководящие должности всех звеньев со стороны.
С моей точки зрения данная практика имеет ряд недостатков, не позволяющих фирме развиваться еще более быстрыми темпами:
- большие затраты на поиск, отбор,
прием на работу новых
- значительные усилия при
- потери в эффективности выполнения должностных обязанностей на время адаптации сотрудников к новым условиям работы;
- отсутствие стимула у
- угроза возникновения
Другой характерной чертой, оказывающей негативное влияние на эффективность работы персонала является слабое развитие на предприятии социально-психологического стимулирования персонала. В частности, работники предприятия в рабочее время одеваются в устаревшего вида спецовки и халаты, оборудование раздевалок не является современным. В финансово-кредитной организации не используется опыт в организации, так называемых, «комнатах релаксации», которые были распространены на предприятиях СССР.