Анализ и совершенствование системы управления персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого в дипломной работе вопроса – проблемы управления персоналом – подчеркивается важностью этого направления в хозяйственной деятельности любого предприятия, так как не существует предприятий без сотрудников, т.е. персонала. Западные компании давно считают, что персонал входит в ключевую тройку факторов бизнеса наряду с финансами и информационными технологиями.

Содержание

Введение 3
1. Анализ системы управления персоналом предприятия ООО "Фасад" 7
1.1.Общая характеристика предприятия 7
1.2. Анализ деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели за 2 года 11
1.3. Общий анализ системы управления персоналом и кадровой политики 23
1.4. Организационно-функциональный анализ персонала 28
1.5. Анализ системы мотивации и развития персонала 41
2. Теоретические основы системы управления персоналом на предприятии ООО "Фасад" 45
2.1. Понятие, сущность и задачи системы управления персоналом на предприятии 45
2.2. Методы и технологии управления персоналом 50
2.3. Кадровая служба предприятия как основа системы управления персоналом 61
3. Формирование программы совершенствования системы управления персоналом предприятия ООО "Фасад" 67
3.1. Разработка системы мероприятий по совершенствованию программы мотивации персонала 67
3.2. Внедрение системы мер управления карьерой сотрудников 77
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 83
4. Анализ и совершенствование условий безопасности труда на предприятии ООО "Фасад" 88
4.1. Цель и решаемые задачи 88
4.2. Характеристика объекта управления 89
4.3. Управление безопасностью труда 90
4.4. Управление здоровьем и работоспособностью персонала 95
4.5. Сохранение здоровья и работоспособности персонала 99
4.6. Экономическая эффективность мероприятий по снижению заболеваемости персонала 106
4.7. Управление чрезвычайными ситуациями (взрывопожарной и пожарной безопасности) 106
4.8. Управление экологической безопасностью 111
Выводы 123
Список используемой литературы 126

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ и совершенствование системы управления персоналом предприятия.docx

— 495.56 Кб (Скачать файл)

- нарушения законов о  труде (увольнение беременной  женщины или кормящей матери, похищение или подделка документов).

Наконец, третьей группой  методов управления персоналом являются социально-психологические методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Социологические методы позволяют  оценить место и назначение сотрудников  в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала  для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных  конфликтов в коллективе. К числу  социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические  исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Социальное планирование позволяет сформировать социальные цели и критерии, разработать социальные нормативы (уровень жизни, оплата труда, условия труда и т.п.) и плановые показатели, способствует достижению конечных социальных результатов: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования  и квалификации сотрудников, сокращение производственного травматизма  и т.п.

Социологические исследования служат инструментом в работе с персоналом и обеспечивают специалистов по управлению персоналом необходимыми данными, позволяющими принимать обоснованные решения  при подборе, оценке, расстановке, адаптации  и обучении персонала. Современные  методы социологических исследований весьма разнообразны и могут включать в себя: анкетирование, интервьюирование, социометрические наблюдения, собеседования  и т.п.

Личностные качества определяют внутренний мир сотрудника, который  достаточно стабильно отражается в  процессе трудовой деятельности и является неотъемлемой частью социологии личности. Эти качества принято делить на деловые (организационные), которые определяют результативность решения конкретных задач и выполнения ролевых функций, и моральные (нравственные), отражающие личные моральные качества сотрудника.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующей действия и поведение человека в  социальной среде посредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративной  морали находят отражение в философии  организации.

Партнерство имеет важное значение для обеспечения разнообразных  форм взаимоотношений в коллективе. В отличие от формальных связей соподчиненности, которые определяют взаимозависимость  сотрудников, в партнерстве все  выступают равноправными членами  группы. Различают следующие формы  партнерства: деловые, дружеские, по увлечениями  и т.п. Партнерские отношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда способствуют созданию хорошего социально – психологического климата в коллективе.

Соревнование проявляется  в стремлении людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Принципы соревнования нашли отражение  в современных теориях "Y" и "Z" мотивации персонала [9, с. 348].

Психология управления изучает  поведение человека в процессе общественного  производства. Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов  является то, что они направлены на внутренний мир человека, его  личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить  внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.

Способы психологического воздействия  являются важнейшими составляющими  психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные  законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации  действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.

Внушение представляет собой  целенаправленное психологическое  воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям  и мотивам побуждения к труду.

Убеждение основано на аргументированном  и логическом воздействии на психику  сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного  примера руководителя или иного  лидера, образцы поведения которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим  приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового  или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.).

Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в  коллективе, когда подчеркиваются положительные  качества сотрудника, его опыт и  квалификация, мотивация к успешному  выполнению порученной работы.

Принуждение – это крайняя  форма психологического воздействия  при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.

Осуждение является приемом  психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или  результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться  в отношении сотрудников со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть  коллектива.

Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным  только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или  пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.

Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки  хищения и т.п.).

Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда  сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание  воспринимается как менторское назидание.

Командование применяется  тогда, когда требуется точное и  быстрое исполнение поручений без  обсуждений и критических замечаний.

Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход  мыслей, обнаруживший свою несостоятельность  и позволяющий без возражений воспринять новую идею.

Намек – это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути намек  обращается не к сознанию и логическому  рассуждению, а к эмоциям. Поскольку  намек представляет собой потенциальную  возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния  сотрудника.

Комплимент не следует  смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом  комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся  к конкретному сотруднику.

Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия  на личность и оказывает более  сильное воздействие, чем осуждение.

Просьба представляет собой  весьма распространенную форму неформального  общения и является эффективным  методом руководства, так как  воспринимается подчиненным как  доброжелательное распоряжение и демонстрирует  уважительное отношение к его  личности.

Совет – это психологический  метод, основанный на сочетании просьбы  и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует  ограничить.

Ответной реакцией на психологические  приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.

Современные российские экономические  отношения не способствуют поддержанию  комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине  важно прогнозировать воздействие  социально-психологических методов  управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой  наиболее тонкий инструмент воздействия  на социальные группы и личность конкретного  сотрудника, такой инструмент требует  дозированного и дифференцированного  применения.

2.3. Кадровая  служба предприятия как основа  системы управления персоналом

Термин "кадровая политика" имеет двоякое – широкое и  узкое – толкование:

а) система принципов и  норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что  все мероприятия по работе с кадрами  – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение  – заранее планируются и согласовываются  с общим пониманием целей и  задач организации) [15, с. 107];

б) набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей  и организации: в этом смысле, например, слова "кадровая политика нашей фирмы  состоит в том, чтобы брать  на работу людей только с высшим образованием", могут использоваться в качестве аргумента при решении  конкретного кадрового вопроса [5, с. 44].

В общем виде кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) – это специфический набор  основных принципов, правил и целей  работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной  стратегии, организационного и кадрового  потенциала, а также типа кадровой политики [20, с. 186].

Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания  для их группировки.

Первое основание может  быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат  в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного  влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:

- пассивная;

- реактивная;

- превентивная;

- активная.

Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной  политике кажется алогичным. Однако встречаются ситуации, в которых  руководство организации не имеет  выраженной программы действий в  отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации  характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда  и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в  ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток  понять причины и возможные последствия.

Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство  предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния  в работе с персоналом, причинами  и ситуацией развития кризиса: возникновение  конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному  труду. Руководство предприятия  предпринимает меры по локализации  кризиса, ориентировано на понимание  причин, которые привели к возникновению  кадровых проблем. Кадровые службы таких  предприятий, как правило, располагают  средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия  кадровые проблемы выделяются и рассматриваются  специально, основные трудности возникают  при среднесрочном прогнозировании.

Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство  фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Кадровая служба подобных предприятий располагает  не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный  и среднесрочный прогнозы потребности  в кадрах, как качественный, так  и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций – разработка целевых кадровых программ.

Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия  на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами  внешней и внутренней ситуацией, то можно говорить о подлинно активной политике.

Но механизмы, которыми может  пользоваться руководство в анализе  ситуации, приводят к тому, что основания  для прогноза и программ могут  быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).

Информация о работе Анализ и совершенствование системы управления персоналом предприятия