Анализ методов управления на примере Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО горда Оренбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью ВКР − является специфика методов управления в органах власти на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
исследование теоретических и методологических основ методов управления персоналом;
анализ методов управления на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО города Оренбурга

Вложенные файлы: 1 файл

Введение дип.docx

— 108.57 Кб (Скачать файл)

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:

приказа,

постановления,

распоряжения,

инструктажа,

команды,

рекомендаций.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства [8].

Административные методы управления − мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности − высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычною уклада жизни в семье [10].

Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

При командном (административном) методе управления − отношения субъекта и объекта − власти и подчинения.

Таким образом, рассмотрев организационно-административные методы управления персоналом можно выделить основные их достоинства: обеспечивается единство воли руководства в достижении цели, не требует крупных материальных затрат, в малых организациях оперативно достигаются цели, и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. И недостатки метода: подавляется инициатива, творческая работа, отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы, в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).

 

1.3 Социально-психологические и экономические методы управления персоналом

 

Социально-психологические методы управления − осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работника

Результаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим климатом в коллективе, удовлетворением культурных, бытовых и других потребностей работающих.

Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают:

воздействие руководителя на межколлективные отношения;

изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры;

изучение условия включения в коллектив новых членов;

изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда;

учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива;

влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива;

влияние отдельной личности в коллективе;

психологические основы авторитета личности.

 Тщательное изучение социальных  и психологических аспектов менеджмента  необходимо, так как происходит  постоянное обогащение межличностных  отношений в результате роста  общеобразовательного и квалификационного  уровня работников. Рыночные отношения, интенсивно развивающиеся в последние годы, предъявляют более высокие требования к психологическим особенностям работников.

Область применения социальных и психологических аспектов менеджмента в организации очень широка: управление людьми; регулирование межличностных, межгрупповых и групповых отношений; управление отдельными явлениями и сторонами жизни коллектива.

Социальные аспекты менеджмента – это аспекты, которые основаны на взаимоотношениях между людьми в обществе, коллективах и направлены на укрепление отношений в обществе и повышение результативности труда.

Социальные методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологические аспекты менеджмента, регулируют отношения между людьми в трудовом коллективе, используя индивидуальные свойства личности (особенности психики, характера, темперамента).

Психологические методы составляют новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности в трудовом коллективе. Психологические методы предполагают постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Метод управления  − это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

К группе экономических методов управления персоналом относятся прогнозирование и планирование работы с персоналом, расчет баланса рабочих мест и трудовых ресурсов, определение основной и дополнительной потребности в персонале, источников ее обеспечения и др.

Организационно-административную группу представляют методы, реализующие различные способы воздействия па работников и основывающиеся на использовании установленных организационных связей, правовых положений и норм (например, правил внутреннего трудового распорядка, положений о порядке оценки и высвобождения работников и т.д.).

Социально-психологическая группа методов управления персоналом представляет собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития трудового коллектива и отдельных работников, в связи, с чем подразделяются на социальные и психологические.

Первые из них призваны в большей степени воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального социально-психологического климата и др.), а вторые − на отдельных работников (методы психологического отбора, оценки персонала и др.).

Экономические методы управления  − это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы [6].

Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы. Экономические методы управления представляют собой разновидность воздействия на ход производства, конкретные формы которого преломляются через широкое развитие товарно - денежных отношений и действие экономических рычагов управления. К таким рычагам относятся производственные задания, лимиты использования ресурсов и хозрасчетные нормативы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;

методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, то есть экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

система материального поощрения работников;

система ответственности за качество и эффективность работы;

экономические нормативы формирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и так далее), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включая бизнес-план;

коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;

бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;

участие работника в распределении прибыли организации;

предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечении безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации и лечении отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

предоставление работнику льготных кредитов;

льготное страхование жизни работника и другое.

Наряду с перечисленными формами стимулирования, возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономическое рычаги  и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а так же прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, то есть охватывать все рычаги без исключения, и системы  –  охватывать весь объект управления по всей ее иерархии.

Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а так же на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.

Система экономических рычагов на различных уровнях управления используется по-разному. Она конкретизируется и видоизменяется в зависимости от содержания задач управления. На общегосударственном уровне управление экономической системой осуществляется на базе разработанных показателей межотраслевого баланса. В этом случае рычаги экономического управления определяются на основании укрупненных показателей. На уровне объединения предприятий характер действия рычагов управления экономической системой осуществляется через производственные ресурсы и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К производственным ресурсам относится управление использованием трудовых, энергетических, природных и денежных ресурсов, средств и предметов труда.

Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования размера фонда заработной платы с учетом выполнения показателей по объему производства и мер по материальному стимулированию повышения норм выработки. [6]

Информация о работе Анализ методов управления на примере Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО горда Оренбурга