Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:02, дипломная работа
Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на примере изменения системы мотивации работников центра урегулирования убытков Екатеринбургского Территориального управления ОАО «Государственная страховая компания «Югория».
РЕФЕРАТ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 9
1.1 Понятие мотивации 9
1.2 Теоретические подходы изучения трудовой мотивации 13
1.3 Мотивационные типы работников 25
1.4 Специфика мотивационного профиля кадрового состава страховых организаций 37
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» 41
2.1 Краткая характеристика ЕТУ ОАО «ГСК «Югория» 41
2.2 Анализ и характеристика кадрового состава ОАО «ГСК «Югория» на примере Екатеринбургского Территориального управления 50
2.2.1 Оценка уровня производительности труда в ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «Югория» 54
2.2.2 Действующая (денежная) система мотивации управления персоналом в ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «Югория» 58
2.2.3 Диагностика кадрового состава по мотивационному типу на примере отделов ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «Югория» 67
3 ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «ЮГОРИЯ» 71
3.1 Обоснование мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда 71
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 87
4.1 Техника безопасности 87
4.2 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы 88
4.3 Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данной производственной деятельности 94
4.4 Правила электробезопасности 94
4.5 Чрезвычайные ситуации 96
4.6 Условия труда в ОАО «ГСК «Югория» 98
4.7 Выводы 100
5 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 101
5.1 Экологическая безопасность - это защита человека от воздействия на него видоизмененной и зараженной среды 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
Приложение А Образец листа оценки специалистов отделов урегулирования убытков 109
Приложение Б Образец листа оценки работников юридического отдела 110
Приложение В Анкета по проведению тестирования работников для определения мотивационного типа 111
Приложение Г Регламент обработки результатов анкетирования 117
Приложение Д Образец листа оценки специалистов отдела урегулирования убытков при сдельной оплате труда 121
Приложение Е Наряд на сдельные работы для специалистов отдела урегулирования убытков при сдельной оплате труда 122
СОДЕРЖАНИЕ
Дипломный проект, 121 с., 18 рис., 20 табл.
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ВЫРАБОТКА, ТРУДОЁМКОСТЬ, СТИМУЛИРОВАНИЕ.
В данном дипломном проекте проведена разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала на примере ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «Югория» и разработан комплекс мероприятий организационно-экономического и технического характера, направленных на повышение эффективности работы персонала.
Изменение системы оплаты труда и введение новых методов стимулирования с учетом мотивационного типа работника позволяет увеличить производительность труда на 45%, что приведет к снижению фонда оплаты труда на 25%.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей [16].
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Мотивация - это:
совокупность доводов, мотивов в пользу чего-либо;
мотивировка;
состояние предрасположенности или готовности, склонности действовать (поступать) определенным образом. В основе поведения человека значительное место занимают ориентации личности, под которыми в социологии понимаются устойчивые установки на те или иные социальные ценности;
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может, осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводит к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия [18].
Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на примере изменения системы мотивации работников центра урегулирования убытков Екатеринбургского Территориального управления ОАО «Государственная страховая компания «Югория».
Задачи:
- изучить теоретические основы
мотивации и стимулирования
- провести анализ системы
- предложить мероприятия по повышению мотивации и стимулированию труда работников страховой компании;
Объект исследования – центр урегулирования убытков Екатеринбургского Территориального управления ОАО «Государственная страховая компания «Югория».
Предмет исследования – система мотивации и стимулирования труда работников ЦУУ ЕТУ ОАО «Государственная страховая компания «Югория».
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотиваций на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [2].
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
• что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;
• каково соотношение внутренних и внешних сил;
• как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.
Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения.
Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату [8].
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.
Стимулы исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно, на отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей [6].
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится, что это следующие характеристики деятельности:
• усилие;
• старание;
• настойчивость;
• добросовестность;
• направленность.
Одним из мало разработанных аспектов теории мотивации является вопрос о соотношении «внутренней мотивации» и «внешней мотивации». Суть проблемы состоит в том, что деятельность человека находится под воздействием как мотивов, которые возникают при замкнутом взаимодействии человека и задачи, так и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи, когда субъект внешней среды вызывает мотивы, побуждающие человека к решению задачи [12].
В первом случае мотивацию условно можно назвать «внутренней», так как мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей. Они как бы возникают внутри человека. Примером такого рода мотивации могут быть стремление к достижению, стремление к завершению работы, стремление к познанию, желание побороться, страх и т.п.
Во втором случае мотивы деятельности по решению задачи вызываются воздействием субъекта извне. Поэтому условно мотивацию можно назвать «внешней». Такого рода мотивацией являются процессы мотивирования. Например, оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.
Очевидно, что мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Может быть так, что человек, очень высоко мотивированный на выполнение своей работы, дает результаты худшие, чем человек менее мотивированный, либо даже слабо мотивированный. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов, таких, например, как квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения, удачливость и т.п.
Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного работника и как его вознаграждать? Если вознаграждать только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затрачивавшего большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных, но производительных работников. По-видимому, решение данной проблемы носит ситуационный характер [21].
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию.
В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
* теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
* теория ERG, разработанная Альдерфером;
* теория приобретенных
* теория двух факторов Герцберга.
Теория иерархии потребности Маслоу
Информация о работе Анализ системы мотивации персонала ЦУУ ЕТУ ОАО «ГСК «Югория»