Безработица: причины возникновения и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы - изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления на примере г. Таганрога
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятия сущности и видов безработицы;
проанализировать причины возникновения безработицы, ее последствия;
рассмотреть способы регулирования уровня безработицы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА: СТРУКТУРА, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
7
1.1 Сущность и понятие безработицы
7
1.2. Типы безработицы
8
1.3. Причины возникновения безработицы
13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
20
2.1. Способы регулирования занятости и последствия безработицы
20
2.2. Анализ уровня безработицы в г. Таганроге в 2012 году
27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
34
3.1. Направления работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога» по преодолению безработицы
34
3.2. Анализ результатов работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога» в 2012 году
41
3.3. Исследование качества и доступности услуги подбора персонала ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога»
55
3.4. Предложения по совершенствованию работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога»
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица, причины возникновения и пути преодоления.docx

— 204.36 Кб (Скачать файл)

В специальной  программе занятости приняли  участие 190 граждан, испытывающих трудности в поиске работы (2011 г. – 200чел.), распределение по категориям имеет следующий вид:

После завершения участия во временных работах  из 190 граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, 115 чел. трудоустроено  на постоянной основе (2011 г. – 156 чел.).

Рабочие места по профессиям гардеробщик, санитарка, электромонтер, слесарь-ремонтник, подсобный  рабочий, котельщик, сторож, наладчик, кассир, кладовщик, лифтер и другие предоставили: ООО «Мегалист-Таганрог», ОАО ТАНТК им. Бериева, ОАО ТКЗ «Красный Котельщик», МУП «ТТУ», ИП Тремполец С.Н., ОАО «ТАГМЕТ», ООО «Каравай-Юг», МАУ «ЦКДД» и многие другие.

Для трудоустройства выпускников  учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые  Центром занятости заключено 61 договор  с предприятиями: ОАО «ТАГМЕТ», ОАО  ТКЗ «Красный котельщик», ОАО «МРСК-Юга»- «Ростовэнерго», ТАНТК им. Г.М. Бериева, ОАО «Таганрогский завод «Прибой», ОАО «Таганрогстальконструкция», ОАО  «Таганрогский морской торговый порт», индивидуальные предприниматели  и др. По данной программе в 2012 году трудоустроено 97, из них: 68 чел. со средним  профессиональным образованием, 29 чел. с начальным профессиональным образованием, по следующим специальностям: бухгалтер, секретарь, менеджер по туризму, медсестра, тальман, слесарь механосборочных  работ, машинист башенного крана  и др.

Заработная плата молодых специалистов составляет от 4,6 до 26,0 тыс. рублей.

В рамках осуществления административного  регламента по предоставлению государственной  услуги по содействию самозанятости  безработных граждан организована работа по привлечению безработных  граждан к предпринимательской  деятельности. Для посетителей ЦЗН  сформирован информационный стенд  с указанием организаций и  учреждений, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, проводились групповые консультации по организации собственного дела.

В таблице 3.1. приведены значения достигнутых количественных показателей, характеризующих результаты предоставления государственной услуги по содействию самозанятости и количество зарегистрированных в качестве предпринимателей граждан в сравнении с предыдущим отчетным периодом.

Таблица 3.1.

Результаты  предоставления услуги по содействию самозанятости

 

 

2011 год

2012 год

Консультации по организации собственного дела

290 чел

62 чел.

Зарегистрированы в качестве предпринимателей

117 чел

55 чел.

Созданы дополнительные субсидируемые  рабочие места

28 чел

-


 

Постановлением Администрации  города Таганрога от 13.11.2010 № 5542 утверждена долгосрочная целевая программа  развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Таганроге  на 2011-2013 годы, в рамках которой реализуются  мероприятия финансовой поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства [49].

Финансирование мероприятий программы  предусмотрено из бюджета города, областного и федерального бюджетов и внебюджетных источников.

В мероприятия программы входит поддержка начинающих предпринимателей, осуществляющих приоритетный вид деятельности для данного региона.

В целом, в 2012 году достигнуты следующие  результаты:

Количество  граждан, признанных безработными в 2012году, снизилось по сравнению с 2011 годом  на 64 чел. (темп роста составил 97,9%).

В текущем  году уменьшилось количество безработных  граждан в возрасте от 16 до 29 лет  до 83,2%. Доля молодежи от общего количества зарегистрированных безработных снизилась с 43% -2010г., до 36,6% -2011г. Значительно снизилось количество признанных безработными инвалидов - на 12,8%. Количество признанных безработными мужчин уменьшилось на 5,4% по отношению к 2011г.

Положительной динамикой является в 2012г. темп роста  доли трудоустроенных безработных  граждан (103,4% по сравнению с 2011г.) и  рост трудоустроенных граждан по направлению службы занятости до признания безработными (в первые 10 дней).

В таблице  3.2. приведены значения достигнутых количественных показателей, в сравнении с показателями за 2011 по г. Таганрогу:

Таблица 3.2.

Общие показатели работы Центра занятости

 

2011 г.

2012г.

в % к  2011г.

Зарегистрировано в качестве безработных  всего в отчетном периоде (чел.),

из них:

- граждане в возрасте 

от 16 до 29 лет

- женщины

- инвалиды

3099

 

 

 

 

 

1338

1836

327

3035

 

 

 

 

 

1113

1840

285

97,9

 

 

 

 

 

83,2

100,2

87,2

Жители сельской местности

270

272

100,7

Трудоустроено  всего 

1813

1820

100,4

Уровень трудоустройства безработных  граждан

58 %

60%

103,4

Направлено на профессиональное обучение

874

746

85,4

Трудоустроено (после профессионального  обучения)

782

745

110,8

Уровень трудоустройства  после профессионального  обучения

90%

99,9%

111


 

В 2012 году в центр занятости населения  города Таганрога за содействием  в поиске работы обратились 14620 человек (на 4,85 % меньше, чем в 2011 году). Признано безработными 3035чел. (на 2,06% меньше, чем  в 2011 году). Трудоустроено на постоянной основе 6444 граждан, что на 4,2% больше по сравнению с 2011 годом, из них по направлению службы занятости под  заявленные вакансии увеличилось на 13,38%. Показатели отражены в таб. 3.3.

Таблица 3.3.

Наименование показателей

2011 г. 

2012 г. 

в % к 2011 году

Численность граждан обратившихся за содействием в поиске подходящей работы всего (чел.)

15366

14620

95,14

Трудоустроено г. Таганрог

13254

12343

93,13

Трудоустроено на постоянной основе

6184

6444

104,2

Трудоустроено по направлению службы занятости под заявленные вакансии всего (чел).

3998

4533

113,38





Показатели работы Центра занятости  по трудоустройству граждан

 

 

Данный  результат по увеличению трудоустройства  граждан на постоянной основе обеспечили следующие мероприятия, проводимые центром занятости населения:

  1. проведение Координационных комитетов содействия занятости населения города Таганрога по проблемам реализации кадровой политики, формирование стратегии подготовки кадров на долгосрочную перспективу;
  2. организация семинаров с представителями кадровых служб предприятий и организаций всех форм собственности, что позволило значительно увеличить банк вакансий;
  3. реализация Соглашения с Администрацией города Таганрога, Таганрогским институтом экономики и управления и центром занятости о проведении мониторинга потребности в кадрах до 2015 года;
  4. проведение информационных встреч с выпускниками учебных заведений всех уровней образования;
  5. проведение ежегодного мониторинга трудоустройства молодых специалистов;
  6. работа информационно-консультативного пункта во Дворце молодежи г. Таганрога;
  7. расширение информационного пространства по оказанию центром занятости государственных услуг.

Таким образом, мероприятия, проводимые Центром занятости  имеют системный характер, в работе используется творческий подход, внедряются новые методы работы с населением. Все это, несомненно, влияет на положительную  динамику сокращения безработицы.

Эффективность работы Центра занятости можно повысить за счет увеличения количества сотрудничающих с Центром  работодателей.

В 2012 году служба занятости сотрудничала с 583 работодателями города. В общем числе  действующих предприятий их доля составляет 9,7%. Всего в базе данных сведения о 4 тыс. работодателях города, пользующихся услугами службы занятости  в вопросах подбора персонала. Численность  работников этих предприятий (без учета  индивидуальных предпринимателей) 55 тыс. чел. Доля работников этих предприятий  в числе занятых в экономике  города составляет 45,3%.

Таким образом, необходимо исследовать причины  такого сравнительно с общим количеством  предприятий, небольшого числа предприятий, сотрудничающих с Центром занятости.

 

 

3.3. Исследование качества и доступности услуги подбора персонала ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога»

 

Несмотря  на предлагаемые мероприятия, во взаимодействии работодателей и Центра занятости  существуют проблемы, которые требуют  решения. Для понимания сути этих проблем было проведено анкетирование  работодателей малого и среднего бизнеса. Выборка составила 40 человек. В анкете было предложено ответить на 7 вопросов, касающихся качества и  доступности услуги по подбору подходящих работников.

Результаты исследования представлены на рисунках 3.4.- 3.10.

 

 

рис.3.4. Результаты ответов на вопрос анкеты: «Ползуетесь ли Вы услугами центра занятости для подбора персонала?»

рис. 3.5. Результаты ответов на вопрос анкеты: «Укажите причину, которая является препятствием для постоянного сотрудничества:»

рис.3.6. Результаты ответов на вопрос анкеты: «Удовлетворяют ли Вас результаты взаимодействия с центром занятости?»

 

      

рис. 3.7. Результаты ответов на вопрос анкеты: «Если на предыдущий вопрос вы ответили: «Не удовлетворяет», укажите причину»

 

рис. 3.8. Результаты ответов на вопрос анкеты:

«Уровень доступности  получения услуг по пятибалльной шкале»

 

рис. 3.9. Результаты ответов на вопрос анкеты:

«Уровень комфортности получения услуг по пятибаддбной шкале»

 

рис. 3.10. Результаты ответов на вопрос анкеты:

«Что, по Вашему мнению нужно  улучшить в работе Центра занятости?»

 

Таким образом, из рисунков 3.4 – 3.10. видно, что работодатели  иногда пользуются услугами Центра занятости, но не верят в эффективность подбора персонала через сотрудничество с ним. Компании, сотрудничающие с Центром занятости, отмечают, что основной проблемой является несоответствие направляемых кандидатов требованиям работодателя.  Также работодатели отмечают высокий уровень доступности услуг Центра занятости, но в то же время уровень комфортности поучения услуг не выше среднего.

 Подводя  итог, можно сказать, что  анкетирование выявило следующие проблемы взаимодействия работодателей и Центра занятости:

-  Работодатели  не удовлетворены качеством отбора  кандидатов.

-  Требует  улучшения оперативность в подборе  персонала.

- Направляемые кандидаты не соответствуют предъявляемым работодателем требованиям.

Выявленные  проблемы не способствуют эффективной  работе, созданию атмосферы доверия  и сотрудничества между предприятиями  и Центром занятости и соответственно требуют решения.

 

3.4. Предложения по совершенствованию работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога»

 

Для совершенствования  работы Центра занятости населения можно предложить следующее:

Для оперативности  в подборе персонала можно  предложить в действие проект «Электронный работодатель». Он  позволит повысить качество предоставления государственных услуг службы занятости работодателям в части оперативного обмена информацией и экономии времени работодателей на предоставление в центр занятости необходимых сведений и отчетности. Проект «Электронный работодатель» предусматривает организацию электронного документооборота между работодателями (юридическими лицами и частными предпринимателями) и центром занятости населения. При этом не будет необходимости подтверждения документов на бумажном носителе.

Работодатель  сможет предоставлять в центр  занятости населения в электронном  виде следующие сведения:

  • заявление – анкета;
  • сведения о потребности в работниках; 
  • уведомления о привлечении иностранных работников;
  • сведения о высвобождении работников;
  • сведения о составе и перспективной потребности кадров;
  • сведения о неполной занятости;
  • отчет по квотированию. 

Информация о работе Безработица: причины возникновения и пути преодоления