Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:39, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления на примере г. Таганрога
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятия сущности и видов безработицы;
проанализировать причины возникновения безработицы, ее последствия;
рассмотреть способы регулирования уровня безработицы;
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА: СТРУКТУРА, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
7
1.1 Сущность и понятие безработицы
7
1.2. Типы безработицы
8
1.3. Причины возникновения безработицы
13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
20
2.1. Способы регулирования занятости и последствия безработицы
20
2.2. Анализ уровня безработицы в г. Таганроге в 2012 году
27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
34
3.1. Направления работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога» по преодолению безработицы
34
3.2. Анализ результатов работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога» в 2012 году
41
3.3. Исследование качества и доступности услуги подбора персонала ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога»
55
3.4. Предложения по совершенствованию работы ГКУ РО «Государственного центра занятости населения города Таганрога»
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, западные экономисты признают, что безработица - неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, а в своем "естественном" варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.
Но до сих пор не одно экономическое учение не является бесспорным с точки зрения объяснения причин безработицы и занятости.
Все эти
причины безработицы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
2.2 Способы регулирования занятости и последствия безработицы
В современной экономической
Инфляция
Безработица
Рис.2.1 Кривая Филлипса
Выведенная им закономерность долгое время оставалась основой для проведения макроэкономической политики. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данный метод борьбы с безработицей стал неэффективным. Альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная экономистом М. Фридменом. В отличии от кейнсианцев, монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна лишь в краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса. В долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценке предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство не стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства [30].
Экономические последствия
безработицы целесообразно
Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы. Она имеет не только негативные последствия, но и является одним из условий нормальной и бесперебойной функции экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.
Социальные последствия
Под влиянием информатизации и трансформации
рынка труда самым «
Новые возможности получения работы
открываются как перед
Реформирование трудовой сферы
происходит медленно и
Из-за резкого спада производства
сокращение занятости происходило
такими быстрыми темпами, что общество
не успевало адекватно реагировать
на происходящие процессы. Уже к
началу 90-х годов миллионы граждан,
потеряв работу, лишились единственного
источника дохода и оказались
за чертой бедности. Работодатели, в
том числе государство, пользуясь
несовершенством или
В первой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 году, содержатся многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие свою эффективность. Неизменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную [17]. Активные меры, так или иначе способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера - выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.
Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.
Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.
Целенаправленная политика создания
новых рабочих мест становится тем
более актуальной, что современный
уровень научно-технического прогресса
позволяет обеспечить экономический
рост без увеличения занятости. Ни одна
программа на Западе не принимается
без тщательного анализа
Эффективный инструмент политики занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)
Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.
К активным мерам регулирования
занятости относятся также
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
Стратегические решения в
2.3. Анализ ситуации на рынке труда г. Таганрога в 2012 году
Информация о работе Безработица: причины возникновения и пути преодоления