Влияние рыночных отношений на формирование целей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель предусматривает решение задач:
1) охарактеризовать факторы внешней среды воздействующие на компанию;
2) выделить факторы внутренней среды организации;
3) проанализировать цели организации;
4) провести анализ внешней и внутренней среды воздействующей на ОАО «АХП»;
5) построить SWOT–матрицу внешней и внутренней среды ОАО «АХП»;
6) по результатам анализа разработать стратегические цели развития организации.

Содержание

Задание для курсовой работы……………………………………………………….2
Отзыв…………………………………………………………………………………5
Введение…………………………………………………………………………….7
1 Теоретические аспекты анализа внутренней и внешней среды организации..9
1.1 Понятие внутренней среды организации и её переменные………………9
1.2 Понятие внешней среды организации и её переменные…………………14
1.3 Цели организации и их классификация…………………………………20
2 Анализ внешней и внутренней среды организации ОАО "Алтайхимпром".24
2.1 Организационно-экономическиая характеристика организации…….24
2.2 Комерческий анализ предприятия………………………………………33
3 Основные направления и цели развития в ОАО "Алтайхимпром"…………38
3.1 Определение основных перспектив развития компании……………….38
Заключение………………………………………………………………………..46
Список литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

влияние рыночных отношений на цели организации.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

 
 

     Рассматривая  показатели деятельности предприятия, связанные с использованием основных производственных средств и труда, мы можем говорить о недостаточно эффективной деятельности предприятия. В 2008 г. произошло резкое сокращение стоимости основных производственных фондов предприятия, более, чем на 40 млн. руб. Резкое снижение стоимости основных фондов в 2008 г. связано с принятием руководством компании решения о выделении из состава предприятия дочернего предприятия ЗАО «Алтайские гербициды». В данную организацию были передано оборудование по производству пестицидов, кроме того, в его распоряжение была передана ТЭЦ предприятия, и технические средства по ее обслуживанию.

     Основные  фонды предприятия изношены на 54%, что приводит к увеличению затрат в результате проведения ремонтных работ и утечек пара. Так, в целом, ОПФ предприятия нуждаются в обновлении, особенно это касается оборудования, износ которого составляет более 65 %, а коэффициент обновления не превышал 6%, по данным за 2009 г. составил 2,467 %, что явно недостаточно для эффективной работы предприятия. В западных компаниях происходит полная смена оборудования за 7–8 лет, в японских – в течение 3–5 лет, т.е. во избежание отставания коэффициент обновления должен составлять не менее 12,5 %. При существующих темпах полное обновление оборудования в компании возможно в течение 25–30 лет, что недостаточно для обеспечения конкурентоспособности продукции на рынке. На предприятии действует оборудование установленное еще в начале 1960–х гг., оборудование, которому больше 40 лет, средний возраст оборудования примерно 25–30 лет. Очень низкий коэффициент фондоотдачи в компании, не более 1,5, фондоотдача по прибыли настолько низкая: так в 2005 г. она составила не более 0,6% и увеличилась к 2009 г. до 3 %. Конечно, очень грубо, но можно сказать, что окупаемость ОПФ составляет около 30–50 лет, что не может быть удовлетворительным.

     Фондовооруженность в компании остается на очень низком уровне, на одного работника промышленно-производственного персонала приходится 115–127 тыс. руб. основных средств, если мы рассмотрим фондовооруженность по группе машины и оборудование, то она будет в 4,5–5 раз ниже. Низкие показатели фондовооруженности и обновления основных фондов приводят к очень низкой производительности труда, так выработка на одного работающего не превышала 165 тыс. руб. в год (что соответствует примерно 4,7 тыс. евро на одного работающего, для сравнения можно взять компанию РОДИА, химическое подразделение концерна РОН–ПУЛЕНК РОРЕР, где выработка на одного работающего составляет 60–70 тыс. евро на одного работающего, т.е. в 13–15 раз больше, чем в ОАО «АХП»).

     Рассматривая  использование труда в компании, мы можем сказать, что затраты на оплату труда в структуре себестоимости составляют только 12–19%. Такое положение приводит к тому, что эффективность внедрения новых технологий очень низка, предприятие выживает за счет низкой стоимости такого ресурса, как труд. Низкая заработная плата привела к тому, многие высококвалифицированные специалисты вынуждены были искать более высокооплачиваемую работу. Численность персонала на предприятии сократилась более чем вдвое по сравнению с 1991 г., когда на предприятии работало более 5.000 человек, к 2009 г. На предприятии осталось работать 2203 человека, с учетом того, что в 2007–2009 гг. несколько дочерних предприятий (бывших цехов) вновь вошли в состав предприятия (ЗАО «Отдых», ЗАО «Алтайлюминофор», ЗАО «Алтайхимтранс», ЗАО «КЦ АХП», ЗАО «Бытхим»), а выделилось в отдельное подразделение только ЗАО «Алтайские гербициды».  

Таблица 2.5 - Показатели финансовой устойчивости ОАО «АХП» за 2005–2009 гг.

Показатели Нормативное значение 2005 2006 2007 2008 2009
Коэфф. Автономии >0,5 0,726 0,456 0,340 0,281 0,267
Коэфф. финансовой зависимости <0,5 0,274 0,544 0,660 0,719 0,733
Коэфф. финансового риска <0,25 0,037 0,035 0,071 0,081 0,095
Коэфф. обеспеченности собственными оборотными средствами >0,1 0,04 -0,62 -0,43 -0,36 -0,19
Коэфф. соотношения заемных и собственных  средств <1 0,38 1,19 1,92 2,56 2,75

 

     Используя данные таблицы 2.5, можно сделать вывод, что предприятие финансово неустойчиво, причем наблюдается тенденция снижения финансовой устойчивости, если в 2005 г. все показатели, кроме коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами соответствовали норме, т.е. можно было сделать вывод о том, что предприятие финансово устойчиво, то в 2009 г. только коэффициент финансового риска соответствует норме, и можно сделать вывод о финансовой неустойчивости предприятия. Причем, если в плане деловой активности ситуация существенно не меняется, есть даже тенденция к улучшению, то финансовая устойчивость снизилась существенно.  
 

     Таблица 2.6 - Показатели ликвидности и платежеспособности

Показатели Нормативное значение 2005 2006 2007 2008 2009
Коэфф. абсолютной ликвидности >0,2 0,008 0,004 0,003 0,003 0,002
Коэфф. текущей ликвидности >2 1,06 0,65 0,95 0,98 0,93
Коэфф. восстановления платежеспособности за 6 месяцев >1 0,3 -0,012 0,21 0,24 0,198

 

     Согласно  данным таблицы 2.6, показатели платежеспособности предприятия значительно ниже удовлетворительных значений. В результате проведения финансового анализа можно сделать вывод о том, что предприятие находится в тяжелом финансовом положении, что естественно, очень затрудняет его развитие.

     2.2 Коммерческий анализ предприятия

 

     Большая часть производимой продукции – это товары производственно-технического назначения, а значит, количество конечных потребителей  товаров предприятия не очень велико. Производимая в настоящее время или освоенная предприятием продукция делится на несколько групп. Вся продукция, выпускаемая данным предприятием относительно конкурентоспособна по качеству. ОАО «АХП» увеличивает объемы выпуска таких видов продукции как пестициды, лекарственные и дезинфицирующие средства, бензойная кислота, полиэтилсилоксановые жидкости, синтетические смолы и пластмассы, чистящие и моющие средства, в то время как снижается объем производства традиционной для предприятия продукции: лакокрасочных материалов, бромэтила, электро- и теплоэнергии. Постоянное снижение спроса отмечается на следующие виды продукции: бромэтил, кремнийорганические лаки и краски, ртутные соединения.

     Калькуляция традиционно на предприятии является ценообразующим документом, ценообразование на предприятии осуществляется по общепринятому в промышленном маркетинге методу «средние издержки + прибыль». Цена практически на всю продукцию предприятия очень высока. Например, кремнийорганические эмали неконкурентоспособны по цене, отпускная цена с НДС на ОАО «Усольехимпром» 55 руб./кг, на ОАО «АХП» 66 руб./кг. Высокая цена на данный продукт объясняется отсутствием собственных сырьевых позиций. Продукция ОАО «АХП» конкурентоспособна по цене в случае монополии на производство (например, аппрет АГМ-9) либо в ситуации дефицита продукции, либо когда оговариваются дополнительные условия купли-продажи.

     Поскольку производимая на предприятии продукция используется как сырье другими промышленными предприятиями, особенных каналов ее распространения не требуется, необходима квалифицированная собственная служба сбыта, но есть продукты, где без создания мощных каналов реализации нельзя добиться успеха. К таким продуктам относятся пестициды: необходимы финансово устойчивые региональные дилеры, которые могли бы в течение всего года создавать запасы на складах, а реализовывать продукцию только в течение  трех-четырех  недель в году. Спрос на пестициды имеет ярко выраженный сезонный характер, без дилерской сети успеха на этом рынке достичь невозможно.

     Продвижение товара: примерно одинаковыми по важности средствами продвижения товаров в ОАО «АХП» являются меры по стимулированию сбыта и реклама, изредка, от случая к случаю, происходит личная продажа, мероприятия паблик рилейшнз.

     Маркетинг силен своей комплексностью. Для  успешного осуществления маркетинга необходимо создание единой системы  управления данным видом деятельности. Спонтанность и непоследовательность в маркетинге могут дать обратный планируемому результат, и очень часто такое случается.  Так, например, в отношении такой продукции, как гербициды, предприятие использовало комплексную маркетинговую политику, и она дала результат: через два года прибыль от реализации данных продуктов на рынке с очень высоким уровнем конкуренции составила 50% от общей прибыли предприятия.

     Конкурентное  окружение предприятия лучше  охарактеризовать по различным товарным сегментам рынка. Можно выделить следующие сегменты:

     Пестициды: «Уфахимпром» и фирма «Август», «Щелковоагрохим», Чапаевский завод смесевых препаратов, а также крупные зарубежные фирмы: Сингента, Авентис, Дау, Дюпон, Байер, Басф, Монсанто. Конкуренция на данном рынке очень сильная, но правительством принимаются некоторые меры по защите отечественных производителей пестицидов. В настоящее время на многих простаивающих химических предприятиях занялись производством препаративных форм пестицидов, поэтому для успеха и сохранения своей доли на рынке необходимо переходить к производству действующих веществ.

     Кремнийорганическая продукция: в России существуют еще два завода, где проводился тонкий кремнийорганический синтез: «Химпром» г. Чебоксары и «Сибирский Силикон» г. Усолье-Сибирское. На данном рынке конкуренция очень острая: причиной этому стало закрытие большого количества оборонных заводов, где применялась технология точного литья, поэтому продукция данных предприятий перестала пользоваться тем спросом, которым она пользовалась в СССР. Два вышеуказанных предприятия имеют более прочные позиции на рынке, так как у них были построены крупные комплексы по производству сырья для кремнийорганического синтеза.

     Броморганическая  продукция: в РФ остался только один завод, где осуществляется броморганический синтез – «АХП», в связи с распадом СССР, но очень сильна конкуренция с иностранными производителями: Юнибром (Голландия) и Альбермарль (США).

     Дезсредства: спектр применяемых в России дезсредств очень широк, зарегистрировано порядка  ста различных видов, но все они  используют практически одни и те же действующие вещества (около 10 типов). Данный рынок характеризуется избыточным предложением, но по очень высоким ценам, так как его расширение вряд ли возможно в результате снижения цен. Основные конкуренты на данном рынке зарубежные производители ДОРВЕТ, АБИК (Израиль), Лизоформ Дезинфекшн (Швейцария), Джонсон и Джонсон (США),  российские производители – ВЕЛТ (Оренбург), ХЭППИ ДЭЙ (Москва) и др.

     Лакокрасочные материалы: предложение различных  продуктов на данном рынке очень обширно, всех конкурентов очень трудно перечислить. Конкурентная борьба очень острая. Основные российские производители: ОДИЛАК, объединения «Ярославские краски», «Невские краски», Котовский ЛКЗ, Загорский ЛКЗ, НПО «Пигмент» и т.д. Зарубежные производители представлены фирмами Акзо Нобель (Голландия), Тиккурила (Финляндия), Басф, Байер, Стилпэйнт (Германия), Дюпон (США).

     Характеристика  факторов макросреды. К ним относятся  следующие факторы: экономические, демографические, научно-технические, политические, культурные, природные, внешнеэкономические и внешнеполитические.

     К экономическим факторам макросреды ОАО «АХП» относится экономическое положение в РФ и Алтайском крае, в частности.

     Настоящая экономическая ситуация довольно благоприятна для дальнейшего развития предприятия. Так как для химической отрасли характерна тенденция к созданию крупных холдингов и ассоциаций производителей, интегративные процессы, имеющие место в отрасли, способствуют большей стабильности химического рынка, более рациональной конкуренции в сфере производства продукции промышленно-технического назначения.

Информация о работе Влияние рыночных отношений на формирование целей организации