Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:44, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время во многих странах просматривается тенденция к продвижению женщин практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако проблемы и процессы использования женского труда в управлении остаются для российских условий по-прежнему непривычными и новыми.
На пороге XXI века специалисты пришли к единому мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более гибким, быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. «И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода, — это женщины».
Сейчас набирает силу и утверждает себя бизнес, который традиционно считался в России женским: торговля, сервис. Типично мужские секторы бизнеса также активно осваиваются женщинами, занимающими, как правило, вторые позиции.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты женского менеджмента 5
1.1 Мужской и женский стили руководства 5
1.2 Общая характеристика модели современной женщины-менеджера 15
Глава 2. Исследование процесса становления кадрового менеджмента и организация работы женщин в ООО «Орион» 22
2.1 Условия работы и участия женщин в процессе производства 22
2.2 Место и роль женщины-менеджера по кадрам в деятельности предприятия ООО «Орион» 29
Глава 3. Пути усовершенствования процесса социально-экономической и психологической адаптации женщины-менеджера ООО «Орион» 37
3.1 Анализ использования трудовых ресурсов ООО «Орион» 37
3.2 Социальная дискриминация и усовершенствование отношения к работе женщин в малом предпринимательстве (в малом бизнесе) 42
Заключение 63
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Менеджмента и Информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Менеджмент
Тема: Женщина – менеджер
Выполнила: Николаева Л.Е.
Красноярск 2013
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты женского менеджмента 5
1.1 Мужской и женский стили руководства 5
1.2 Общая характеристика
модели современной женщины-
Глава 2. Исследование
процесса становления кадрового
менеджмента и организация
2.1 Условия работы и участия женщин в процессе производства 22
2.2 Место и
роль женщины-менеджера по
Глава 3. Пути
усовершенствования процесса социально-экономической
и психологической адаптации
женщины-менеджера ООО «Орион»
3.1 Анализ
использования трудовых
3.2 Социальная
дискриминация и
Заключение 63
В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины — нами». Сегодня на рубеже третьего тысячелетия это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений. Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Подтверждая и развивая данное определение, А. Бебель дал этому явлению название «революции, единственно победившей в этом столетии, которая прошла по всем странам и континентам».
Актуальность работы
заключается в том, что в настоящее время
во многих странах просматривается тенденция
к продвижению женщин практически во всех
сферах человеческой деятельности. Однако
проблемы и процессы использования женского
труда в управлении остаются для российских
условий по-прежнему непривычными и новыми.
На пороге XXI века специалисты пришли к
единому мнению, что в будущем бизнес должен
стать менее иерархичным, более гибким,
быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации
умеет хорошо слушать, мотивировать и
поддерживать своих работников. «И есть
группа людей, которые имеют огромные
преимущества в реализации нового подхода,
— это женщины».
Сейчас набирает силу и утверждает себя
бизнес, который традиционно считался
в России женским: торговля, сервис. Типично
мужские секторы бизнеса также активно
осваиваются женщинами, занимающими, как
правило, вторые позиции.
Таким образом, в данной работе рассматривается тематика о женщинах, которые нашли или хотят найти себя в мире менеджмента, о проблемах, встречающихся на пути карьерного роста женщин, о реальных возможностях и перспективах участия женщин в управлении.
Предметом исследования выступает женщина – менеджер в современных условиях.
Целью данной курсовой работы является обобщение теоретических и практических аспектов о роли женщины в управленческой деятельности, анализ гендерной проблемы в управлении, определение перспектив развития женского менеджмента.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Во-первых, выявить подходы к управлению
женщин-менеджеров.
Во-вторых, определить какие существуют
ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров.
В-третьих, изучить гендерные различия в управлении мужчин и женщин.
В-четвертых, проанализировать проблемы женщин в управлении и состояние занятости женщин в управлении.
Женщина-руководитель как явление в России только заявляет о себе. На мой взгляд, в нашей стране исторически не сложилось предпосылок для этого. Советская система ограничивала личность человека, его свободу во всем, включая возможность для женщины занимать высшие должности в производственной и государственной структуре. Патриархальный уклад жизни России не давал возможности карьерного роста для женщины, ограничивая ее кухней, детьми и домом.
По данным Центра изучения общественного мнения, чуть менее 10% женщин занимали руководящие должности в конце 80-х годов. С приходом рынка женщины более активно стали проникать в управление бизнесом, в том числе и крупным. За прошедшие 10 лет Россия сделала огромный скачок в построении демократического государства с рыночной экономикой. Подобный путь государства Европы проходили десятилетиями, довольно ровно и без потрясений. России же пришлось повторить тот же путь, но за гораздо меньший промежуток времени.
Многие явления и тенденции, которые сопровождали этот путь, не всегда адекватно воспринимаются обществом. Не потому, что они хороши или плохи, а потому, что тот стереотип мышления, который сложился за многие десятилетия, не готов к их восприятию.
По статистике, количество женщин, которые занимают лидирующие позиции в бизнесе, неуклонно растет. В 1996 году из 200 крупных предприятий бизнеса уже в четверти компаний руководящие посты занимали женщины, а сейчас средний менеджмент в Российской Федерации на 60–65% представлен женщинами. Кроме того, интересным является и тот факт, что с приходом рынка появилась так называемая «женская прослойка» в менеджменте тех предприятий, которые требовали именно кризисного управления. И обществу, скорее всего, придется ломать укоренившиеся стереотипы в отношении женщины-руководителя. А подобных стереотипов существует множество. Так, например, считается, что женщины-менеджеры уделяют меньше внимания главному, больше — мелочам; меньше — содержанию, и больше — форме; делают меньший акцент на перспективу, больше — на текущие проблемы; уделяют больше внимания производству денег, чем их сохранению. А мужчины-менеджеры, соответственно, наоборот.
Типичным антинаучным стереотипом является мнение о том, что женщины-руководители часто вынужденно попадают под влияние своих подчиненных мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии. В основе подобного стереотипа лежит мнение о том, что стратегия требует в большей степени рационального подхода, а не интуиции. Хотя практика показывает, что все просчитать и загнать в рациональные математические рамки невозможно. Именно интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в среде бизнеса со многими неизвестными. И успешная стратегия — это, скорее, предвидение. А когда говорят о предвидении, то очень часто вспоминают о женщине.
Все эти мысли можно подкрепить теми исследованиями в области психологии, социологии и маркетинга, которые проводятся учеными как в нашей стране, так и за рубежом.
Институт социологии Российской Федерации Академии наук в 2012 году провел ряд интересных исследований. На вопрос, почему женщины не могут успешно руководить бизнесом, респонденты назвали следующие причины:
22% просто считают, что женщины вообще не способны заниматься делами;
22% сочувствуют женщинам, но считают, что им труднее получить поддержку со стороны официальных лиц, взять кредит в банке и прочее;
12% обратили внимание на
то, что женщинам почему-то
21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию бизнесом.
Следует отметить, что еще Сократ выразил чувство мужского превосходства над женщиной следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, а ситуация мало изменилась.
Вопрос эффективности руководства в зависимости от пола обсуждается исследователями не одно десятилетие. Большинство зарубежных ученых не находят различий в эффективности руководства между мужчинами и женщинами в целом.
Так, например, американские исследователи Найв и Гатек считают, что на определенном этапе карьерного роста главным приоритетом эффективного руководителя является его профессионализм.
В отношении существования женского и мужского стилей руководства можно привести одну притчу. Однажды у трех строителей спросили, что они делают. Первый ответил, что он дробит камни, второй — зарабатывает на жизнь, а третий сказал: «Я строю храм». В менеджменте также очень важно отношение к своему делу. В настоящее время появилось так называемое понятие «женский» стиль руководства состоит он в том, что женщины стремятся ориентироваться на отношения внутри коллектива, так как они по природе эмоциональны. А мужчины, так как по природе своей они считаются более настойчивыми и целеустремленными, в своем руководстве ориентируются на задачу. По словам психологов, причинами такого разделения стилей руководства могут быть личностные особенности менеджера, его характер и темперамент, или определенная ситуация, а никак не половые характеристики. Возможно, женщина по своей природе более мудра и адаптивна, чем мужчина. И это создает некий стиль или, скажем, иллюзию стиля.
Еще один распространенный
стереотип говорит о том, что
женщины-руководители при принятии
решений используют в большей
степени понимание, мягкость и любовь
к людям. А мужчины являются сторонниками
отстраненной экспертной оценки. Ученые
по этому поводу говорят, что и
женщины, и мужчины — профессиональные
менеджеры — не являются явными
приверженцами только одного стиля
лидерства и принятия решений. Здесь
уместно говорить о так называемой
«вариативности». Как правило, эффективные
менеджеры неосознанно, опять же
интуитивно, комбинируют различные
стратегии лидерства и
По мнению психологов, женщина-менеджер
выстраивает более осторожные отношения
со своими партнерами по бизнесу, избегая
слишком рискованных стратегий.
Однако это вовсе не означает, что
женщина не умеет рисковать. Те же
исследования показали, что и мужчины,
и женщины — руководители —
практически одинаково
Но если женщина-менеджер в своей работе использует эмоциональные методы руководства, то мужчины-руководители резко негативно относятся к подобным проявлениям. Мужчины прежде всего ценят в женщинах-руководителях такие качества, как компетентность и деловитость. Причем под деловитостью они понимают целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, точность, обязательность и работоспособность».
Есть еще один распространенный стереотип. В современном мире успех приходит к тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, то есть исключительно мужскими чертами. Для того, чтобы построить карьеру, самореализоваться, женщины-руководители должны имитировать мужское ролевое поведение — женщины должны набираться жесткости у мужчин. Поэтому сегодня мы можем только принять тот факт, что женщины активно идут в бизнес и добиваются в нем успеха наравне с мужчинами. На пути карьерного роста женщинам приходится преодолевать сложившиеся стереотипы и доказывать как самой себе, так и окружающим свою профессиональную состоятельность.
По статистике, наиболее выраженными мотивами как женщин, так и мужчин — менеджеров — являются: самореализация и самоутверждение, стремление доказать свою особенность, нестандартность — 40%, интерес к профессии — 30%, материальное благополучие и независимость — 30%.
Поэтапное их воплощение рождает более амбициозные цели и устремления. В современном обществе интуитивно все же существует желание превозносить мужское начало и умалять женское. На самом деле это неправильно. Все же стереотипное представление о том, что женщина в бизнесе — это, прежде всего, слабая женщина со своими уловками, стилем поведения, мягкостью, терпимостью и прочее. В настоящее время общество должно стремиться избавляться от подобных стереотипов, а не демонстрировать их миру, который уже давно перешагнул этот рубеж.
Если женщина выходит на определенные позиции в бизнесе, то на этом уровне нет отличий по половому признаку. В бизнесе нет мужчин и женщин, а есть профессионалы и управленцы, и именно они выживают в бизнесе. На пути к успеху, возможно, существуют различия в стилях и методах управления мужчины и женщины. Но когда мы говорим о менеджменте, то эти грани стираются и понятия «мужской» и «женский стиль управления» исчезают, а остаются просто профессионализм и эффективное управление. И поэтому общее стремление войти в мировое сообщество равноправными партнерами предполагает отказ от стереотипов и готовность воспринимать и принимать цивилизованные правила ведения бизнеса. Одно из них — это когда мужчина и женщина могут идти рядом, по-доброму конкурируя, не отставая и не опережая друг друга.
В 2012 году российские социологи провели исследования отношений между руководителями и подчиненными, для анализа использовались 4 концептуальные переменные: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство. Для построения основных стратегий выделялись следующие переменные: определение дистанции с подчиненными, характер принятия решений, технология проведения принятых решений, организация текущего контроля за ходом исполнения решений, способ организации труда, форма ответственности за принятые решения, степень формальности отношений, вовлеченность в проблемы подчиненных.
Согласно концептуальной схеме, основой взаимодействия в рамках бюрократизма является административная иерархия. Для каждого работника четко определены функциональные обязанности. Отлаженная процедура текущих проверок призвана осуществлять контроль за работой. В силу четкого разделения сфер ответственности за провалы отвечает конкретный исполнитель. Контакты между руководителем и подчиненными деперсонифицированы и не выходят за рамки служебных вопросов.
В рамках патернализма четко выражена иерархичность отношений. Руководитель принимает единоличные решения, от подчиненных же ожидается лояльность по отношению к руководителю, который поддерживает единство в организации через утверждение личного влияния. В случае необходимости исполнители могут замещать друг друга. Ответственность за провалы - общая, коллективная. Взаимоотношениям придается личностный характер, хотя иерархия строго соблюдается; внерабочие проблемы подчиненных также входят в сферу заботы руководителя.
Стратегия фратернализма предполагает большую степень сглаживания иерархии в отношениях, принятие решений происходит коллегиально, с обсуждением и разъяснением их смысла подчиненным. Подчиненным предоставляется значительная самостоятельность в выполнении работы. Регулярных проверок не предусматривается. Работа организована гибко, возможна помощь и руководителя и других участников. Неуспех - это общая беда для всего коллектива. Отношения подчеркнуто неформальны, нет деления проблем на "рабочие" и "нерабочие".