Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГОУ
ДПО «ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра
управления и развития образования
ВЫПУСКНАЯ
РАБОТА
«Интегративное
управление в дошкольном
образовательном учреждении
посредством осуществления
методической поддержки
педагогов»
Выполнила выпускница
курсов профессиональной
переподготовки
«Менеджмент в образовании»:
Чивтаева Светлана Александровна
___________________________
Научный руководитель:
Трускавецкая В.А. –
к.и.н., доцент кафедры УРО
__________________________
Иркутск
2009
Содержание.
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения …………………………………………………
Введение
Особенностью современного этапа развития системы образования в России является изменение ориентиров и требований к дошкольному образованию как ее начальному звену. Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), расширением спектра применяемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и экспериментальной деятельности. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, которое должно иметь стимулирующий, развивающий и демократический характер.
В данной связи стоит отметить, что в отечественной науке управления образованием сложилась благоприятная ситуация поливариативности, теоретического и методологического плюрализма в построении моделей и программ перехода образовательных учреждений на путь интегративного управления.
Ведущей во многих концепциях выступает идея целостного управления, которому свойственны: внутренняя упорядоченность и системность; разрешение противоречий в единстве всех компонентов; опора на объективные закономерности целостного развития; интеграция методов, средств и организационных форм; согласованность целей и задач развития общеобразовательных учреждений с заказом общества и перспективными целями развития.
А это в свою очередь
Методическая работа с педагогическими
кадрами в ДОУ выступает как средство
научного управления целостным педагогическим
процессом, повышения профессиональной
квалификации воспитателей и развития
их творческой активности.
Проведенный анализ позитивного опыта оказания помощи педагогам, способствующей их профессионально-личностному росту, а также психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам разработки эффективных педагогических средств, обеспечивающих движение педагогов к вершинам педагогического мастерства, дает основание предположить, что среди таких средств может рассматриваться профессиональная методическая поддержка. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема методической поддержки, как одной из форм интегративного управления ДОУ.
Первым в отечественной педагогике ввел близкое по смыслу понятие «педагогическая поддержка» О.С. Газман. Теоретические подходы к данной технологии исследовали Е.И. Казакова, М.С. Полянский и др.
На сегодняшний день существует много авторов, занимающихся проблемой управления. Разрабатывают данную проблему и экономисты, и политологи, и юристы, и социологи и т.д. Вместе с тем, анализ литературы показал, что специальные исследования (даже среди тех, что посвящены управлению развитием образования), направленные на изучение методической поддержки в условиях интеграции не проводились. Не так много исследований конкретизируют работу по методическому сопровождению в плане ее направленности на развитие профессионального уровня педагогических кадров ДОУ. Рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы.
Таким образом, актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – управление методической поддержкой профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Работа над данной проблемой позволила нам сформулировать цель исследования – разработка и внедрение в практику модели методической поддержки, исходя из принципов интегративного управления.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить научное понимание методической поддержки педагогов как одной из ведущих целей методической работы ДОУ в условиях интегративного управления.
2.
Теоретически обосновать
3.
Выявить содержание и
4.
Разработать комплекс
4. Разработать рекомендации по
реализации методической
Гипотеза
исследования предполагает, что в
сравнении с имеющейся
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов педагогического и психологического исследований, в том числе
-
теоретические: сравнительно-
- эмпирические: наблюдение - прямое, косвенное и включенное (его результаты оформлены в работе в виде схем, таблиц, графиков), опрос (анкетирование, тестирование);
- статистические: измерение и математическая обработка данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ и др.
Практическая часть данной работы осуществлялась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада № 24г. Усть-Кута в 2009 году.
Научная
новизна работы состоит в том,
что уточнена применительно к
воспитателю ДОУ уровневая
Практическая значимость исследования состоит в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены и внедрены в практику управления ДОУ модели индивидуальных маршрутов методического сопровождения педагогов ДОУ.
Работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка
литературы, приложений. Общий объем работы
– 67 страниц.
Глава
1. Теоретические
основы управления методической
работой в современном
дошкольном образовательном
учреждении
1.1.
Основные идеи
интегративного управления.
Для современного дошкольного
образовательного учреждения
Особенность управления на современном этапе видится в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера. То есть создать такую образовательную среду, в которой каждый участник образовательного процесса будет открыт новому опыту, новым научным идеям, концепциям.
Актуальной
проблемой сегодня становится организация
способов управления, обеспечивающих
создание такой развивающей