4. Контрольно-оценочная
деятельность.
-
Совместное обсуждение результата(ов)
решения проблемы.
-
Прогнозирование возникновения новых
профессиональных трудностей и проблем
в процессе включения педагога в реализацию
приоритетных направлений.
-
Анализ педагогической деятельности
воспитателя.
-
Самоконтроль, коррекция деятельности
проводится из вне.
-
Создание портфолио педагога.
Осуществление
методического сопровождения,
воспитателей заинтересованных
в подтверждении своих
профессиональных позиций
через обобщение и распространение
эффективного педагогического
опыта.
Задачи,
реализуемые руководителем ДОУ в процессе
педагогического сопровождения:
- Выявление,
оформление, предъявление и сопровождение
освоения передового педагогического
опыта.
- Оказание
помощи педагогу при целенаправленном
и планомерном накоплении фактического
материала передового опыта
- Определение
путей распространения опыта
1. Диагностика:
- Наблюдение
за осуществлением воспитательно-образовательного
процесса (посещения для изучения опыта
работы данного педагога чтобы убедиться,
что эти успехи являются результатом определённой
системы использования интересных, эффективных
приёмов, то есть эти положительные результаты
неслучайны и стабильны).
- Тест оценки
профессионального мастерства педагога
(по заявленной теме).
- Тест «опытного»
воспитателя
- Опросник
«По определению стиля педагогического
общения».
- Тест «Профессионально-значимые
качества педагога»
- Диагностика
развития уровня детей обучающихся у данного
педагога
2. Проектировочный
этап:
- Составление
монографической характеристики.
- Создание
Карточки – информатора (базы данных о
носителе передового педагогического
опыта) включающую в себя:
- Данные о
носителе опыта
- Тема опыта
- Педагогическая
цель инновационного поиска
- Степень новизны
опыта
- Содержательно-целевая
направленность опыта
- Информация
об опыте
- Методическая
разработанность опыта
- Создание
«Программы (маршрута) индивидуального
образовательного маршрута педагога».
(основанного на выявлении, оформлении,
предъявление передового педагогического
опыта
3. Организация
условий для реализации программы
индивидуального маршрута.
Особо
важный этап осуществления педагогического
сопровождения педагога-новатора осуществляется
в процессе формирования и представления
опыта. Применяются такие формы представления
опыта как:
- Выступление
на педагогическом совете, может сопровождаться
демонстрацией наглядного материала (детские
работы, дидактические игры и т.п.);
- Коллективный
просмотр;
- Школа передового
опыта (ШПО), которая организуется у педагога,
имеющего систему работы по определённому
вопросу. Предполагается проведение нескольких
просмотров, после каждого из которых
руководитель ШПО разъясняет, почему он
поступил так, а не иначе, чем руководствовался
в своих действиях, показывает детские
работы, свой план, отвечает на вопросы
участников ШПО и предлагает задания:
использовать в своей педагогической
практике тот или иной приём, способ организации
и т.п. Перед началом следующего просмотра
проводится беседа о том, что удалось слушателям
ШПО использовать в своей практике, и каковы
результаты. В конце года руководитель
ШПО посещает слушателей и анализирует,
в какой степени они овладели материалом.
Количество слушателей не должно превышать
3-4 человека;
- Мастер-класс
– одна из основных форм распространения
опыта, предполагающая рассказ педагога
о своей творческой лаборатории и показ
на детях или моделирование на взрослых
использования отдельных инновационных
приёмов и способов организации детей;
- Показ-панорама
– моделирование различных подходов к
решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных
задач, демонстрируемых последовательно
разными педагогами. Это может проводиться
с детьми, с которыми работали по данным
технологиям, или на взрослых, исполняющих
роли детей;
- Журнал передового
опыта, в котором каждый педагог описывает
«изюминки» своей работы по определённому
вопросу и знакомится с опытом коллег,
после чего проводятся обсуждение и оценка
материала;
- Представление
материалов в методическом кабинете, что
также является формой распространения
опыта. Это могут быть конспекты цикла
занятий по теме, перспективные планы
работы по проблеме или теме, авторские
дидактические игры и другие наглядные
материалы;
- Творческий
отчёт, в процессе которого проходит:
• Демонстрация фрагментов опыта – занятия
разных типов, работа в повседневной жизни;
• Показ элементов педагогической технологии
(последовательности действий);
• Уточнение особенностей педагогической
технологии в беседах с автором опыта;
• Коллективный анализ просмотренного
под руководством старшего воспитателя;
• Изучение методических материалов и
деловой документации;
• Тематические и персональные выставки
автора опыта;
• Деятельность с детьми, с которыми работал
автор опыта;
• Ознакомление с условиями, в которых
проводилась работа;
• Дискуссия по результатам наблюдений,
в ходе которой необходимо выделить элементы
опыта, которые могут быть использованы
другими педагогами, определить, в каких
условиях опыт может быть эффективным;
определить, какие материалы из просмотренного
будут интересны педагогам и могут быть
опубликованы, представлены в методкабинете,
и т.д.
- Показ фрагментов
работы педагога-мастера – отдельных
занятий, работы в повседневной жизни,
материалов, пособий, рекомендаций, разработанных
педагогом-новатором.
4. Контрольно-оценочная
деятельность:
-
Совместное обсуждение результата (ов)
решения проблемы.
-
Профессиональная карта развития
профессионального мастерства (участие
в мероприятиях ДОУ, города, области;
усовершенствование профессиональных
качеств, личностных качеств)
-
Расширение портфолио педагога.
-
Конкурс профессионального мастерства.
-
Городской конкурс «Учитель года».
-
Самоконтроль и допустима самокоррекция
деятельности.
Осуществление
методического сопровождения
с педагогами,
не обращающиеся
за помощью и
считающие себя
профессионалами.
Задачи,
реализуемые руководителем ДОУ в процессе
педагогического сопровождения:
- Предупреждение
и преодоления эмоционального
выгорания педагога.
- Развитие
внутренней среды личности, ее
активность, потребность в самореализации.
1. Диагностика:
- Наблюдение
за осуществлением воспитательно-образовательного
процесса (посещения для изучения опыта
работы данного педагога чтобы убедиться,
что эти успехи являются результатом определённой
системы использования интересных, эффективных
приёмов, то есть эти положительные результаты
неслучайны и стабильны).
- Тест на
изучение педагогической культуры воспитателя
(по И.Ю. Соколовой)
- Диагностика
мотивационной и стимулирующей деятельности
- Тест «Профессионально-значимые
качества педагога»
- Диагностика
эмоционального выгорания педагога
2. Проектировочный
этап:
- Составление
монографической характеристики.
- Создание
«Программы (маршрута) индивидуального
образовательного маршрута педагога».
Процедура проектирования профессионального
маршрута включает следующие этапы:
- Создание
и самосоздание образа эффективного педагога,
имеющего высокий уровень педагогической
толерантности. «К чему буду стремиться?».
- Определение
средств для реализации искомой цели.
- Выявление
возможных препятствий на пути достижения
искомой цели.
- Поиск резервов
для преодоления выявленных препятствий.
- Собственно
реализация поставленной цели.
- Обучение
педагога технологиям профессионального
самосохранения.
3. Организация
условий для реализации программы
индивидуального маршрута через:
- Реализацию
потребностей и восстребованности педагога.
- Осуществление
постоянного патронажа профессионального
развития педагогов, в случае выявления
дисфункций, аберраций - оказание своевременной
психолого-педагогическая помощи, поддержки
и коррекции (исполнитель - администрация,
психолог).
- Создание
ситуаций успеха в профессиональной деятельности,
формирование позитивного имиджа педагога
(исполнитель - администрация, психолог).
- Стимулирование
повышения квалификации и педагогического
мастерства.
- Включение
педагога в процесс самопреобразования
(исполнитель - психолог).
- Тренинги.
Цель: Повышение социально-психологической
компетентности и психологической культуры
педагогов, включая её психогигиенический
компонент (исполнитель - психолог).
4. Контрольно-оценочная
деятельность:
-
Совместное обсуждение результата (ов)
решения проблемы.
-
Профессиональная карта развития
профессионального мастерства (участие
в мероприятиях ДОУ, города, области;
усовершенствование профессиональных
качеств, личностных качеств)
-
Расширение портфолио педагога.
-
Конкурс профессионального мастерства.
-
Городской конкурс «Учитель года».
-
Самоконтроль и допустима самокоррекция
деятельности.