Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
1. 3. Методическая поддержка как основа профессионального саморазвития педагогов ДОУ
Специфика
методического сопровождения
Сопровождать - следовать рядом, идти рядом с кем-либо с целью своевременной поддержки, оказания необходимой помощи по первому запросу.
Методическая поддержка – специально организованное взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание методической помощи педагогу в выборе путей решения задач и проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального опыта. Проблема методического сопровождения развития личности и профессионализма человека на пути его жизнедеятельности носит комплексный характер, и, следовательно, обусловливает потребность в ее структуризации на основе уровневого подхода.
Профессиональная поддержка эффективна, если она:
-
строится на основе
-
направлена на осознание
-
реализуется в условиях
К основным задачам профессиональной поддержки относятся:
-
содействие личностному и
-
психолого-педагогический
- подготовка и создание условий преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе профессионального развития;
- оказание помощи воспитателям, у которых возникают трудности в общении, деятельности;
-
выяснение затруднений в
- консультирование педагогов по вопросам развития профессионально-важных качеств и т.д.;
-
стимулирующая
-
повышение уровня
-
осуществление пропаганды
-
интенсивная поддержка
Этапы методического сопровождения (поддержки):
- Аналитико-диагностический этап
- Проектировочный этап
- Этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога
- Этап контрольно-оценочной деятельности
Аналитико-
- Заявку на получение помощи и «поддержки» - вычленение проблемы воспитателем и осознание необходимости получить помощь в решении.
- Изучение субъектами
- Обобщение полученной
- Выбор воспитателем из
Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином – диагностика. В общем смысле слова – это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов. При реализации аналитико-диагностического этапа для руководителя образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика – не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами.
Проектировочный этап включает в себя:
- совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, направленной на разрешения возникшей проблемы: содержание работы, проектирование образовательной среды, в которой будет проходить работа воспитателя, привлечение круга специалистов, готовых оказать помощь воспитателю.
Индивидуальный
образовательный маршрут
Маршрут состоит из:
- монографической характеристики личностно-профессиональных особенностей педагога,
- целей профессионального развития,
- выделения основных групп профессиональных трудностей и проблем,
- содержание методического сопровождения,
- конкретных мероприятий (вариантов форм, методов работы с педагогом),
- определения участников методического сопровождения,
- выделения финансовых, материальных, технических, информационных ресурсов,
- внесение возможных корректив,
- самоанализа воспитателя, раскрывающего особенности реализации маршрута,
- рекомендации старшего воспитателя
Этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога включает в себя: оказание первичной помощи педагогу на начальном этапе реализации маршрута, корректировка маршрута в процессе его реализации; организацию систематической помощи и поддержки воспитателя в процессе реализации маршрута, путем использования наиболее адекватных методов и приемов исходя из профессиональных и личностных особенностей воспитателя.
Реализация маршрута происходит в специально организованном образовательном пространстве через: организацию взаимодействия воспитателя с педагогами дополнительного образования, специалистами, другими субъектами образовательного процесса; организация взаимодействия воспитателя с представителями внешнего окружения ДОУ (районные методисты, сотрудники ВУЗов, НИИ, учреждений повышения квалификации и т.д.)
Контрольно-оценочный этап включает в себя:
- совместное обсуждение результата(ов) решения проблемы,
- прогнозирование возникновения новых профессиональных трудностей и проблем в процессе включения педагога в реализацию приоритетных направлений
Для реализации этих направлений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Целью методической поддержки является получение результата, направленного на повышение качества образовательного процесса, совершенствование педагогического мастерства педагогов и формирование творческой личности специалиста.
В виду того, что методическое сопровождение носит комплексный характер, индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждение можно рассматривать по нескольким точкам зрения:
1. Существуют следующие типы педагогов, различающиеся по мотивации педагогической деятельности:
«Исполнительский», мотивами саморазвития которого являются признание, одобрение его системы работы вышестоящими лицами и органами управления. Ценным в таком виде мотивации являются положительная ориентация педагога на внутри дошкольные планы, стремление выполнить то, что, может, для него и не интересно, но важно для детского сада.
Адаптация к требованиям администрации позволяет избежать воспитателю стрессов, наказания и даже «выделиться» в своем пед. коллективе, получить какие-либо привилегии. Для таких педагогов важнейшими стимулами являются материальное и моральное поощрение, одобрение со стороны администрации, присвоение звания, повышение категории и т. п.
«Профессионально-
«Либеральный», к которому относятся педагоги, использующие приемы гуманизации ради завоевания авторитета, в первую очередь, среди детей и родителей, но способами, соответствующими в основных чертах известным разновидностям ложного авторитета, описанного А. С. Макаренко: «доброты», «любви» и др. Причем, наблюдения показали, что у большинства этих воспитателей в качестве ведущих мотивов деятельности является приспособленчество и перед детьми, и перед родителями, и перед администрацией.
«Независимый», включающий талантливых, высоко принципиальных, целеустремленных в своей деятельности педагогов, порой не принятых администрацией и среди коллег в нетворческих педагогических коллективах, где такие воспитатели являются своего рода «белой вороной». Высшим этапом саморазвития педагога «независимого» типа становится достижение творческого уровня. Воспитатели, относящиеся к этому типу, названному «творческим», отличаются тем, что работают независимо от мнения администрации, коллег и детей, хотя имеют настоящий, а не мнимый авторитет (при условии, если их деятельность приводит к реальным, результатам, т. е. развитию детей), но не работают на авторитет специально. Важнейшим стимулом для них становится создание собственной «авторской» методической системы (программы, технологии), а со стороны администрации ДОУ благоприятного микроклимата, творческой атмосферы в педагогическом коллективе [24;88].
2. По стажу работы:
1 - 5 лет – Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ОУ: Знает достаточно много, но мало умеет. Сосредоточен на себе, на своих возможностях. Ориентируется на такие ценности, как семья, близкие люди, друзья. Использует дисциплинарные методы воздействия. В общении с детьми часто использует приказы, негативно окрашенные обращения.
6 - 10 лет – Стабилизация профессиональной деятельности педагога, формирование профессиональной позиции: совершенствует арсенал методов и приемов обучения, воспитания и коррекции. Уменьшает количество конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах коллег и родителей воспитанников. Осознает значимость профессиональной деятельности в жизни.
11 – 15 лет – «Педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями: проявляется большой интерес к воспитанникам. Умеет наладить конструктивные отношения с воспитанниками и их родителями [30;17].