Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

      1. 3.  Методическая  поддержка как  основа профессионального  саморазвития педагогов  ДОУ

       Специфика методического сопровождения заключается в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, развитие профессионализма педагога осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. По основанию формы существования данная проблема относится к комбинированным, т.е. она одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах. По сущностному основанию данная проблема может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. И, наконец, по основанию содержания данная проблема может быть проанализирована опять-таки с использованием категорий «всеобщее - отдельное - единичное». Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы методического сопровождения как основы профессионального развития педагога.

       Сопровождать - следовать рядом, идти рядом с  кем-либо с целью своевременной  поддержки, оказания необходимой помощи по первому запросу.

       Методическая  поддержка – специально организованное взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание методической помощи педагогу в выборе путей решения задач и проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального опыта. Проблема методического сопровождения развития личности и профессионализма человека на пути его жизнедеятельности носит комплексный характер, и, следовательно, обусловливает потребность в ее структуризации на основе уровневого подхода.

       Профессиональная  поддержка эффективна, если она:

       - строится на основе диагностики  воспитателей и осуществляется  дифференцированно, исходя из  особенностей профессионально-личностного  развития педагогов;

       - направлена на осознание каждым  педагогом характера собственного  профессионально-личностного развития  и на актуализацию потребности  в его оптимизации;

       - реализуется в условиях взаимодействия  всего педагогического персонала  и определяется перспективами профессионально-личностного роста.

       К основным задачам профессиональной поддержки относятся:

       - содействие личностному и профессиональному  росту учителей, активизация способности  к саморазвитию;

       - психолого-педагогический анализ  ситуации профессионального развития педагогов в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

       - подготовка и создание условий  преемственности при переходе  со ступени на ступень в  процессе профессионального развития;

       - оказание помощи воспитателям, у  которых возникают трудности  в общении, деятельности;

       - выяснение затруднений в профессиональной  деятельности у отдельных воспитателей  и оказание им помощи;

       - консультирование педагогов по вопросам развития профессионально-важных качеств и т.д.;

       - стимулирующая психодиагностика;

       - повышение уровня самоактуализации;

       - осуществление пропаганды здорового  образа жизни среди педагогического  персонала ДОУ;

       - интенсивная поддержка воспитателей  при решении профессиональных проблем, конфликтов, кризисов (оказание помощи в самореализации).

       Этапы методического сопровождения (поддержки):

- Аналитико-диагностический этап

- Проектировочный этап

- Этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога

- Этап контрольно-оценочной деятельности

       Аналитико-диагностический  этап включает в себя:

        - Заявку на получение помощи  и «поддержки» - вычленение проблемы  воспитателем и осознание необходимости получить помощь в решении.

        - Изучение субъектами сопровождения  причин возникновения данной проблемы (диагностика и самодиагностика).

        - Обобщение полученной информации  совместно с воспитателем и  совместное формирование вариантов решения данной проблемы

         - Выбор воспитателем из существующих  альтернатив решения проблемы  наиболее приемлемых вариантов.

       Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином – диагностика. В общем смысле слова – это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов. При реализации аналитико-диагностического этапа для руководителя образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика – не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами. 

       Проектировочный этап включает в себя:

       - совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, направленной на разрешения возникшей проблемы: содержание работы, проектирование образовательной среды, в которой будет проходить работа воспитателя, привлечение круга специалистов, готовых оказать помощь воспитателю.

       Индивидуальный  образовательный маршрут воспитателя  – временная последовательность реализации образовательной деятельности субъекта, предполагающая изменение и зависящая от динамики возникающих образовательных задач.

       Маршрут состоит из:

       - монографической характеристики личностно-профессиональных особенностей педагога,

       - целей профессионального развития,

       - выделения основных групп профессиональных трудностей и проблем,

       - содержание методического сопровождения,

       - конкретных мероприятий (вариантов форм, методов работы с педагогом),

       - определения участников методического сопровождения,

       - выделения финансовых, материальных, технических, информационных ресурсов,

       - внесение возможных корректив,

       - самоанализа воспитателя, раскрывающего особенности реализации маршрута,

       - рекомендации старшего воспитателя

       Этап  реализации маршрута профессиональной деятельности педагога включает в себя: оказание первичной помощи педагогу на начальном этапе реализации маршрута, корректировка маршрута в процессе его реализации; организацию систематической помощи и поддержки воспитателя в процессе реализации маршрута, путем использования наиболее адекватных методов и приемов исходя из профессиональных и личностных особенностей воспитателя.

       Реализация  маршрута происходит в специально организованном образовательном пространстве через: организацию взаимодействия воспитателя с педагогами дополнительного образования, специалистами, другими субъектами образовательного процесса; организация взаимодействия воспитателя с представителями внешнего окружения ДОУ (районные методисты, сотрудники ВУЗов, НИИ, учреждений повышения квалификации и т.д.)

       Контрольно-оценочный  этап включает в себя:

       - совместное обсуждение результата(ов) решения проблемы,

       - прогнозирование возникновения новых профессиональных трудностей и проблем в процессе включения педагога в реализацию приоритетных направлений

       Для реализации этих направлений используются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

       Целью методической поддержки является получение результата, направленного на повышение качества образовательного процесса, совершенствование педагогического мастерства педагогов и формирование творческой личности специалиста.

       В виду того, что методическое сопровождение носит комплексный характер, индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждение можно рассматривать по нескольким точкам зрения:

       1. Существуют следующие типы педагогов, различающиеся по мотивации педагогической деятельности:

       «Исполнительский», мотивами саморазвития которого являются признание, одобрение его системы работы вышестоящими лицами и органами управления. Ценным в таком виде мотивации являются положительная ориентация педагога на внутри дошкольные планы, стремление выполнить то, что, может, для него и не интересно, но важно для детского сада.

       Адаптация к требованиям администрации  позволяет избежать воспитателю стрессов, наказания и даже «выделиться» в своем пед. коллективе, получить какие-либо привилегии. Для таких педагогов важнейшими стимулами являются материальное и моральное поощрение, одобрение со стороны администрации, присвоение звания, повышение категории и т. п.

       «Профессионально-коммуникативный», ведущими мотивами овладения опытом гуманизации которого является самоутверждение в глазах коллег, признание их профессионализма педагогическим коллективом. Для них наиболее важными стимулами становится моральное поощрение не столько со стороны администрации,   сколько   общественных   педагогических   организаций, одобрение со стороны своего коллектива - общественное мнение.

       «Либеральный», к которому относятся педагоги, использующие приемы гуманизации ради завоевания авторитета, в первую очередь, среди детей и родителей, но способами, соответствующими в основных чертах известным разновидностям ложного авторитета,  описанного А. С. Макаренко: «доброты», «любви» и др. Причем, наблюдения показали, что у большинства этих воспитателей в качестве ведущих мотивов деятельности является приспособленчество и перед детьми, и перед родителями, и перед администрацией.

       «Независимый», включающий талантливых, высоко принципиальных, целеустремленных в своей деятельности педагогов, порой не принятых администрацией и среди коллег в нетворческих педагогических коллективах, где такие воспитатели являются своего рода «белой вороной». Высшим этапом саморазвития педагога «независимого» типа становится достижение творческого уровня. Воспитатели, относящиеся к этому типу, названному «творческим», отличаются тем, что работают независимо от мнения администрации, коллег и детей, хотя имеют настоящий, а не мнимый авторитет (при условии, если их деятельность приводит к реальным, результатам, т. е. развитию детей), но не работают на авторитет специально. Важнейшим стимулом для них становится создание собственной «авторской» методической системы (программы, технологии), а со стороны администрации ДОУ благоприятного микроклимата, творческой атмосферы в педагогическом коллективе [24;88].

       2. По стажу работы:

       1 - 5 лет – Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ОУ: Знает достаточно много, но мало умеет. Сосредоточен на себе, на своих возможностях. Ориентируется на такие ценности, как семья, близкие люди, друзья. Использует дисциплинарные методы воздействия. В общении с детьми часто использует приказы, негативно окрашенные обращения.

       6 - 10 лет – Стабилизация профессиональной деятельности педагога, формирование профессиональной позиции: совершенствует арсенал методов и приемов обучения, воспитания и коррекции. Уменьшает количество конфликтов, связанных с потребностью самоутвердиться в глазах коллег и родителей воспитанников. Осознает значимость профессиональной деятельности в жизни.

       11 – 15 лет – «Педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями: проявляется большой интерес к воспитанникам. Умеет наладить конструктивные отношения с воспитанниками и их родителями [30;17].

Информация о работе Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов