Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

       В результате изучения классификаций  нами были выделены следующие группы педагогических работников данного образовательного дошкольного учреждения:

  • молодые      специалисты,      заинтересованные      в      формировании профессиональной компетентности и педагоги, не имеющие профессионального педагогического образования;
  • педагоги,  заинтересованные  в  методическом  сопровождении  с   целью повышения      профессиональной      компетентности; 
  • педагоги, заинтересованные в подтверждении своих профессиональных позиций через обобщение и распространение эффективного педагогического опыта (педагоги - мастера);
  • педагоги,   не   обращающиеся   к   старшему воспитателю вообще   и   считающие   себя профессионалами.

       Гипотеза  исследования подтвердила, что методическая поддержка обеспечивает более эффективное в сравнении с имеющейся практикой методической работы профессиональное саморазвитие воспитателя ДОУ. 

       Таким образом, задачи специалистов (методистов, психологов, валеологов), обеспечивающих процесс профессионального сопровождения, мы видим в организации сотрудничества с педагогами, направленного на поиск  путей решения актуальных проблем, профессиональную поддержку в преодолении синдрома истощения, создание условий для успешного прохождения аттестации. В соответствии с этим профессиональное методическое сопровождение мы понимаем как взаимодействие специалистов и педагогов в практической деятельности, направленное на профессионально-личностный рост посредством организации и проведения диагностики и самодиагностики, психолого-педагогических консультаций, психолого-педагогического тренинга, педагогического практикума.

       Профессиональная методическая поддержка организуется не как одноразовая помощь, а как длительный процесс сопровождения воспитателя, ориентированный на преодоление профессионального истощения и решение наиболее острых психолого-педагогических вопросов, возникающих в процессе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

              1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ, 2000.
              2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. / А.А. Бодалев – М.: Флинта: Наука, 2-е изд. 2008.
              3. Вачков, И. Уровни профессионализма учителя/ И. Вачков // Школьный психолог, – 2000, №5.
              4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ИЦ Сфера, 2008.
              5. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка в образовании / О.С. Газман.- М.: Наука, 1997.
              6. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис.д-ра психол.наук / Э.В. Галажинский.-Томск, 2002.
              7. Дружинин В.Н. Психология / Дружинин В.Н. – СПб. Питер, 2001.
              8. Елдышова, О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления/О.А. Елдышева // Фундаментальные исследования.- М., 2006.
              9. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения/Н.В.Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
              10. Ермакова П.Н., Лабунская В.А. Психология личности. / П.Н. Ермакова, В.А. Лабунская – М.: Эксмо, 2007.
              11. Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
              12. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: дис. д-ра. психол. наук / Л.А. Коростылева. – СПб, 2001.
              13. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – Ростов н/Д.: изд-во – Феникс, 2007.
              14. Лукина, Е.Н. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: дис. к. психол. наук / Е.Н. Лукина. – СПб, 2006.
              15. Лялина Л.А. Планирование работы старшего воспитателя ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
              16. Магальник Л.А. Теоретические основы и методы управления образовательным учреждением: Учебное пособие. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Иркутск: ИПКРО, 2009.
              17. Марков, В.Н. Механизмы реализации потенциала в контексте акмеологии развития // Мир психологии – 2007-№ 2(50)
              18. Марков В.Н. Потенциал профессионального взаимодействия / В.Н. Марков // Мир психологии -2008-№ 1.
              19. Марков, В.Н. Синягин Ю.В. Потенциал личности / В.Н. Марков, Ю.В. Синягин // Мир психологии -2000 -№ 21 (1)
              20. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации//Педагогика. – 1999. - № 9 - 10
              21. Маслоу, А.. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. -.М.: Смысл, 1999.
              22. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
              23. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2004, № 3 (15), учредитель и издатель ООО «ТЦ Сфера».
              24. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007.
              25. Новый энциклопедический словарь / М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2008.
              26. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под .ред. Н.Ю. Шведовой – М.: 2007.
              27. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 2008.
              28. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. / С.Л. Рубинштейн – М.:Наука, 1997.
              29. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1993.
              30. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: метод.пособие/Авторы-сост. Н.В.Микляева, Л.Р.Болотина, Ф.С.Гайнуллова и др. – М.: Айрис-пресс, 2007.
              31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. / Хьелл Л., Зиглер Д.- СПб., 1999.
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение 1

Анкета  для воспитателей

       Цель: изучение способности педагогов  к саморазвитию

(по методике О. А. Скоролуповой)

       Уважаемые коллеги, отвечая на вопросы анкеты, пожалуйста, проставьте баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 —  если данное утверждение полностью  соответствует действительности;

4 — скорее  соответствует, чем нет; 

3 — и да, и  нет; 

2 — скорее  не соответствует; 

1 — не соответствует. 

утверждение Оценка (баллы)
1 2 3 4 5
1 Я стремлюсь  изучать себя          
2 Я оставляю время  для развития, как бы ни была занята делами          
3 Возникающие препятствия  стимулируют мою активность          
4 Я ищу обратную связь, так как это помогает мне  узнать и оценить себя          
5 Я рефлексирую  свою деятельность, выделяя для этого специальное время          
6 Я анализирую свои чувства и опыт          
7 Я много читаю          
8 Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам          
9 Я верю в свои возможности          
10 Я стремлюсь  быть более открытым человеком          
11 Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты          
12 Я получаю удовольствие от освоения нового          
13 Возрастающая  ответственность не пугает меня          
14 Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди          
15 Я положительно отнеслась бы к продвижению по службе          

 
 
 
 
 

                           Приложение 2

Диагностическая карта мастерства педагогов.

       Цель: диагностика уровня профессиональных знаний и умений и выявления потребности педагогов в дальнейшем их совершенствовании.

(методика  И. Ю. Соколовой)

Оценочная шкала:

5 — проявляется  постоянно;

4 — проявляется  в большинстве случаев; 

3 — не выражено  достаточно определенно; 

2 — проявляется  очень редко; 

1 — не проявляется  совсем.

1 — не соответствует.

утверждение Оценка (баллы)
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6 7
1 Активная  педагогическая позиция
  Вера в воспитание, убежденность в общественной значимости и правильности выбора профессии          
  сформированность  системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентации на работу с детьми          
  Активность  в защите интересов детей и  оказание им помощи          
  Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания, жизни детей и нести за них ответственность          
2 Профессионально-личностные качества
  Интерес к профессии  педагога, потребность в работе с  детьми          
  Отношение к  ребенку как к главной ценности          
  Потребность в  достижении воспитательных целей          
  Убежденность  в необходимости передавать детям  социальный опыт          
  Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельностью          
  Умение постановки целей, планирования воспитательно-образовательной работы          
  Умение определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общей цели воспитания, с учетом:

а) возрастных и  индивидуальных особенностей детей;

б) уровня воспитанности  группы и отдельных детей;

в) условий семейного  воспитания

         
  Умение проектировать  конечный результат воспитательно-образовательной  работы на полугодие, год          
  Умение планировать  средства и этапы педагогической деятельности по достижению конечного результата          

 

       Приложение 2 (продолжение)

1 2 3 4 5 6 7
  Умение планировать  индивидуальную работу с детьми в группе          
3 Организаторские умения
  Умение организовать самого себя          
  Умение организовать отдельные виды воспитательно-образовательной работы: а) специально организованное обучение; б) совместную деятельность детей и педагога; в) самостоятельную деятельность детей          
  Умение организовать работу с родителями          
  Умение координировать свою деятельность со специалистами, администрацией, медицинским персоналом          
4 Коммуникативные умения
  Конструировать  предстоящее общение с детьми          
  Сотрудничать  с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и группой детей          
  Вызывать доверие  у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастия к совместной деятельности          
  Создать зону успеха каждому ребенку          
  Слушать ребенка          
  Отказаться  от воздействия и перейти к взаимодействию          
  Верно воспринимать индивидуальность ребенка          
  Целенаправленно влиять на ребенка          
  Управлять инициативой  в общении          
  Выявить свой стиль  в общении          
  Организовать  общение не «от себя», а «от детей»          
5 Умения  анализа и самоанализа
  Изучать группу и личность          
  Осуществлять  диагностику развития детей          
  Анализировать конкретные педагогические ситуации          
  Верно оценивать  деятельность детей          
  Анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными          
  Анализировать опыт других педагогов с целью переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы          
  На основе анализа  достигнутых результатов выдвигать  и обосновывать новые педагогические задачи          
  Определять  эффективность воспитательных дел  и мероприятий          
6 Умения  морально-волевой  саморегуляции
  Всегда быть терпеливым          
  Всегда владеть  собой в любой ситуации          
  Всегда управлять  своими эмоциями          
  Постоянно контролировать себя          
  Быть деликатным и предупредительным в общении  с людьми          
  Бороться с  несправедливостью, нечестными поступками          

       Приложение 2 (продолжение)

1 2 3 4 5 6 7
  Проявлять к  себе повышенную требовательность          
  Поступаться своими интересами, потребностями ради других людей          
  Правильно воспринимать и учитывать критику          
  Быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией          
7 Умения  педагогической техники
  Анализировать ситуацию с позиции ребенка и  принимать решение в его пользу          
  Предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления          
  Заинтересовать, вдохновить          
  Стимулировать положительные проявления в поступках  детей          
  Применять поощрения  и наказания в их разумном сочетании          
  Владеть голосом, придавать ему различные интонации          
  Владеть жестами, мимикой, придавать своему лицу необходимое выражение          
  Транслировать собственную расположенность к  детям, дружественность          
  Создать атмосферу  комфортности своим воспитанникам          
  Правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка          
8 Прикладные  умения
  Умения художественного  творчества: пение, танец, рисование, работа с тканью, художественный труд, лепка, аппликация, вязание, шитье, фотографирование, киносъемка                                                    
  Умения в  области флоры и фауны: цветоводство, садоводство, работа с объектами животного мира          
  Спортивные  умения           
9 Отношение к педагогическому труду
  Отношение к  педагогическому труду как к  главному делу в жизни          
  Добросовестное, ответственное отношение к труду          
  Способность к  самоотдаче в педагогической работе          
  Увлеченность  и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью          
10 Интересы  и духовные потребности
  Познавательная  активность          
  Разносторонность  интересов и духовных потребностей (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т. д.)          
  Потребность в  красоте          
  Наличие любимого творческого дела          
  Автономия внутреннего  мира, цельность.          
11 Профессионально-нравственные качества
  Милосердие, доброта  в отношении к детям          

Информация о работе Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов