Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.

Вложенные файлы: 1 файл

Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

       По  шкале профессиональных умений и  качеств были получены следующие  результаты:

       Диаграмма 5

       Уровень мастерства педагогов.

              

       По  уровню педагогического мастерства педагогов можно разделить на три группы:

       - педагоги, требующие усиленного  внимания (низкий уровень мастерства) – 26,6 %;

       - педагоги, требующие системной работы (средний уровень мастерства) –  40,8 %

       -   педагоги, работающие творчески,  в инновационном режиме (высокий уровень мастерства) –  32,6 %.

       Уровень определялся по степени выраженности профессиональных и личностных качеств  и умений:

  • Степень овладения нормативными документами (программе обучения, положения о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).
  • Умения анализа и самоанализа, творческие и информационные умения.
  • Умение планировать и оценивать уровень развития детей своей группы.

       -      Умение владеть педагогической деятельностью, техникой: речью, распределением и переключением внимания, находить выход из любой ситуации, умение сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом, не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия.

    При этом выделены профессионально значимые качества педагогов:

       - любовь к детям – 100%;

       - доброта, эмоциональная отзывчивость  – 95%;

       -  коммуникабельность – 94%;

       - активность – 83%;

       - целеустремленность – 81%;

       - ответственность – 73%;

       - творчество – 69%;

       - новаторство – 61%;

       - тактичность, толерантность –  56%.

       Но  стоит обратить внимание на низкий уровень развития теоретических и практических умений молодых воспитателей и педагогов, пришедших из школы. Необходимо старшему воспитателю уделить этому особое внимание.

       При анализе мотивационной и стимулирующей  деятельности педагогов рейтинг единства целей 24 педагогов (коллективный) составляет:

       -  реализация любви к детям – 84%;

       -  воспитание морально нравственных  качеств личности ребенка – 

           97%;

       -  воспитание (гармонично) всесторонне  развитого ребенка – 79%;

       -  осуществление задач общего развития ребенка – 76%;

       -  самореализация – 76%;

       -  самосовершенствование и саморазвитие  – 71%;

       -  заинтересованное коллективное  профессиональное взаимодействие 

          – 66 %

       -  потребность в межличностном  общении в коллективе – 58%;

       - материальная заинтересованность – 51 %.

       В индивидуальном рейтинге лидирующие позиции заняли мотивации материальная 8 сотрудников (33,3%) и социально-эмоциональная 6 сотрудников (42,8%). Мотивацию «возможность творческого и делового роста» как фактор своей деятельности заявили 9 педагогов (37,5%).  

       Диаграмма 6 

       Мотивация педагогов МДОУ ЦРР д/с № 24

             

       Так как мотивация педагогов в  области самосовершенствования  и саморазвития находится на низком уровне необходимо проводить работу с педагогами именно в этой области. Так же необходимо повышать мотивацию педагогов в возможности творческого и делового роста.

       Результаты  тестирования «Какой Ваш творческий потенциал» показали: педагогов со значительным творческим потенциалом 8 человек (33,3%), что позволяет нам в перспективе иметь творческий коллектив ДОУ при правильно организованной методической поддержке. Средний творческий потенциал наблюдается у 14 педагогов (58,3%) с низким творческим потенциалом 2 педагога (8,3%).  
 
 

Диаграмма 7

Творческий  потенциал педагогов ДОУ 

      

       Из  диаграммы 7 видно, что творческий потенциал  педагогов достаточно высок. Следовательно, существует предпосылка к введению инноваций в ДОУ.

       Здесь же проводилось изучение уровня самообразования и самоанализа педагогов ДОУ с помощью устного и письменного опроса. Как показали результаты, ответы опрошенных сотрудников имели неоднородную структуру, но в каждом из них была выражена готовность к работе в творческих группах по освоению новых форм и методов организации образовательного процесса.

       Так анкета для самодиагностики «Споособности  воспитателя к самообразованию» [24;49] показали следующие результаты.

    Диаграмма 8

    Способность воспитателей к самообразованию.

    

       Низкий  уровень 3 педагога (21,4%); Средний уровень - 16 педагогов (66,6%);  Высокий уровень поставили себе 5 педагога (21,4%). Следовательно можно сделать вывод, что большинство педагогов готовы повышать свой профессиональный уровень. 

       Вывод по 2 главе

       Исходя  из описанных выше результатов, можно  сделать следующие выводы.

       Коллектив МДОУ № 24 является достаточно стабильным организмом с нормальным протеканием  процессов жизнедеятельности.

       Педагоги  ДОУ самокритичны, адекватны. Большинство  педагогов имеют высокий уровень профессиональной компетентности. Но в результате диагностики был так же выявлен факт недостаточного уровня развития теоретических умений молодых воспитателей: в коррекции нуждаются как прогностические, так и проективные, рефлексивные, аналитические умения.

       Сотрудникам коллектива присущ творческий, новаторский  стиль деятельности. Педагоги в большинстве  своем уверены в собственных  силах и возможностях, направлены на продуктивное общение и положительное мировосприятие. Многие выражают готовность к обучению и самообразованию.

       На  основании выделения Н.В.Кузьминой  трех уровней деятельности педагога, описанных в первой главе, и, не противореча трем стадиям деятельности по классификации Р.Фуллера, так же описанных в первой главе, мы выделили следующие группы педагогических работников данного образовательного дошкольного учреждения:

  • молодые      специалисты,      заинтересованные      в      формировании профессиональной компетентности и педагоги, не имеющие профессионального педагогического образования;
  • педагоги,  заинтересованные  в  методическом  сопровождении  с   целью повышения      профессиональной      компетентности; 
  • педагоги, заинтересованные в подтверждении своих профессиональных позиций через обобщение и распространение эффективного педагогического опыта (педагоги - мастера);
  • педагоги,   не   обращающиеся за поддержкой к старшему воспитателю вообще   и   считающие   себя профессионалами.

       В связи с вышеизложенными положениями, на основе анализа научной литературы, на основе типологий педагогов, а так же исходя из понятия «интеграция» (объединение нескольких частей в единое целое с общей целью) [9;238] нами были разработаны модели индивидуальных маршрутов методического сопровождения педагогов ДОУ (приложение 7). В качестве ее основных компонентов мы использовали:

       - психолого-педагогическую диагностику,  направленную на своевременное  выявление состояния профессионального  развития педагога, направленные  на комплексное изучение актуальных  проблем педагогов и выработку  необходимых рекомендаций и указаний, вытекающих из результатов диагностического обследования.

       - психолого-педагогические консультации. На основе диагностических данных  определяются возможные мероприятия,  стимулирующие профессиональное  развитие педагога, тесно связанные  с профессиональной проблематикой. Основной целью консультирования является инициирование размышлений воспитателей о самих себе, чему способствует конструктивное взаимодействие специалистов разного профиля в рамках общей организационной структуры профессиональной поддержки;

       - психолого-педагогические тренинги, в ходе которых рассматриваются  когнитивные и эмоциональные  аспекты профессиональной деятельности  воспитателей. Тренинги способствует расширению индивидуального репертуара стратегий преодоления профессионального истощения, проблем и затруднений;

       - педагогический практикум, способствующий  освоению и совершенствованию  арсенала средств и приемов  педагогической деятельности, развитию  профессиональной рефлексии воспитателей;

       - обучающие семинары, посвященные  инновационным технологиям.

       Эта программа, с одной стороны, несет  в себе становление их профессионального  роста, но, с другой стороны, несет  в себе черты социального взаимодействия, так как при интегративном  управлении основной задачей является создание условий, способствующих успешному личностному развитию каждого члена коллектива, независимо от его психофизических или личностных особенностей, где каждый способ, приём или средство, каждое управленческое решение должны стимулировать и побуждать в педагоге стремление к преодолению собственной ограниченности, избавление от комплексов неполноценности, пассивности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Анализ  литературы позволил нам выявить, что  интегрированное управление — это синтез, оптимальное сочетание традиций и новаторства, постоянный диалог различных управленческих культур, допускающий педагогический плюрализм, сосуществование разнообразных приёмов и средств, отобранных по критериям эффективности воздействия на процесс становления и развития, объединённых единой целью. Предназначение руководства заключается в укреплении и развитии педагогического мастерства, создавая условия преобразующей самодеятельности педагога.

       Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом образования. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. Помочь педагогам должна методическая поддержка, помогающая разобраться в разнообразной педагогической и психологической  информации, в научных инновациях.

       Первоначально считалось, что адресатом поддержки  должен стать лишь тот, кто по тем  или иным причинам не вписался в  нормы социума. Однако практика последних  десятилетий показала, что в индивидуальной помощи, заботе и защищенности, организованной поддержке, нуждается каждый педагог не зависимо от возраста, стажа, образования и уровня профессиональной деятельности.

       Было  определено научное понимание  методической поддержки педагогов как методическое сопровождение педагога в становлении его профессионального роста, что и является одной из ведущих целей методической работы дошкольного образовательного учреждения. 

       В результате работы были выявлены содержание и структурные компоненты процесса методической поддержки и определены его этапы: аналитико-диагностический, проектировочный, этап реализации индивидуального маршрута профессиональной деятельности педагога, контрольно-оценочный.

       В виду того, что методическое сопровождение в условиях интегративного управления носит комплексный характер индивидуальные особенности педагогов были рассмотрены с разных точек зрения: по стажу, мотивационной деятельности, по уровню педагогического мастерства и по профессиональным данным педагога (образованию).

       Анализ кадрового состава детского сада показал, что в данном учреждении преобладает смешанный тип коллектива. При анализе диагностик просматриваются определенные совмещения типологий  педагогов.

Информация о работе Интегративное управление в дошкольном образовательном учреждении посредством осуществления методической поддержки педагогов