Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:21, лекция
Научное исследование — это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.
• материальные и идеальные, т.е. системы явлений и процессов материального мира (природного и социального) и системы знаний о них;
• открытые и закрытые: первые открыты для взаимодействия с внешней средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существует: имеются только «частично закрытые системы»;
• детерминистические и стохастические системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-следственных и закономерных связей; вторые «управляются законами случая», которые предопределяют появление отдельного события «лишь в зависимости от его принадлежности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности»;
• телеологические, или целенаправленные, и ненаправленные: первые — это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неорганической природе».
Существуют также простые и сложные системы: в простых системах взаимодействует небольшое число элементов, однако их взаимосвязи «хорошо организованы и управляемы», они «почти не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменяются во времени»; в сложных системах взаимодействует множество элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода. Поведение сложных систем в большей степени подвержено случайным факторам. Их подсистемы могут иметь «собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом»2.
Логические основы системного анализа четко выражены в основных принципах так называемого когнитивного подхода к исследованию общественных явлений, учитывающего факторы общественного и индивидуального сознания. Речь идет о степени осознания, понимания субъектами (отдельными личностями, социальными группами и т.д.) сущности, содержания, направлений развития тех или иных социальных систем, элементами которых они являются, или внешних по отношению к ним систем и значения этих систем для развития общества, тех или иных социальных групп и т.д.
Рассмотренные логические основы системного анализа являются исходными (отправными) моментами исследований различных социальных процессов, в том числе социально-экономических и политических, и во многом определяют содержание и направленность этих исследований.
Формирование целей системного анализа. Построение «дерева целей»
Цели системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью анализа данного явления, мысленного разделения его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что данные элементы проявляют себя только в их связях и взаимодействий, заданных природой и характером данной системы. Отсюда другая цель: исследовать содержание этих связей и взаимодействий и представить на уровне науки функционирование и развитие рассматриваемого явления как целостной системы. Достигается это с помощью такого общенаучного метода исследования, как синтез. Благодаря ему, как уже упоминалось, выявляются эмерджентные свойства системы, отсутствующие у ее элементов, но возникающие в процессе их взаимодействия, — тем самым достигается еще одна цель системного анализа явлений. Понятие «анализ» толкуется в данном случает расширительно, ибо включает в себя и синтез: подобное расширительное толкование метода анализа нередко встречается в литературе по системному анализу.
Как правило, системное исследование различных явлений и процессов преследует и другие цели: обнаружение внутренних источников их функционирования, основная направленность развития явлений и процессов, выявление объективных и субъективных сторон их существования и развития и др. При этом какая-то цель является основной и поэтому будет определять основную направленность данного исследования.
В конечном счете в процессе системного исследования формируется целая система его целей, принимающая вид так называемого «дерева целей». Суть и главный принцип построения «дерева целей» — координация и субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования и их зависимость от основной его цели. «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах.
Пути и способы проведения системных исследований
В начале исследования надо составить более или менее полное предварительное представление об изучаемом явлении или процессе на основе имеющейся информации о них, прежде всего научной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекающие из них иные цели исследования и при необходимости построить «дерево целей».
Затем необходимо выделить основные элементы изучаемых явлений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следующий этап — выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.
Выделяют различные этапы системного исследования природных и социальных явлений, на каждом из которых решаются определенные задачи. Приведем пример перечня таких этапов.
1. Формулировка основных целей и задач исследования.
2.Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.
3.Составление списка
4.Выявление сути целостности системы.
5.Анализ взаимосвязей элементов системы.
6.Построение структуры системы (т.е. выявление связей ее элементов).
7.Установление функций системы и ее подсистем.
8.Согласование целей системы и ее подсистем.
9.Уточнение границ системы и каждой подсистемы.
10.Анализ явлений
11.Конструирование системной модели.
Подобный цикл системного анализа не является раз и навсегда установленным; некоторые из названных этапов можно опустить; возможен возврат к предыдущим этапам и т.д.2 Представляется справедливым, что системный анализ сегодня чаще выступает как методология не столько решения, сколько постановки проблемы. Поэтому он имеет пока больше «педагогическую ценность для формирования и развития научного мышления». Практические же или «прагматические возможности системного подхода» в настоящее время «достаточно скромны».
Что касается способов системного анализа, то они сводятся в основном к применению общенаучных методов исследования, в том числе анализа и синтеза, индукции и дедукции, эксперимента, аналогии, моделирования и др. Более конкретно о них пойдет речь в следующих главах.
Модели системного анализа
Как уже отмечалось, моделирование явлений и процессов представляет собой их искусственное воспроизведение в модели, отражающей их основные свойства. Анализ самих таких моделей направлен на изучение с их помощью данного явления или процесса в целом, а также механизмов их функционирования и развития.
Модели системных исследований социальных процессов можно классифицировать по разным основаниям: модели, воспроизводящие причинно-следственные связи элементов экономического или политического процесса; модели жизненного цикла, фиксирующие основные этапы развития того или иного социального объекта (фирмы, акционерного общества и т.д., вплоть до жизненных циклов существования различных цивилизаций)2; модели волновой динамики развития экономики и др.
Системное моделирование экономических, политических и других процессов общественного развития осуществляется в виде идеальных моделей, логически воспроизводящих основные параметры и свойства указанных процессов. Такие модели могут быть выражены в виде схем, графиков, таблиц, математических формул, а также объясняющих их теоретических концепций.
Американские ученые Дж.Б. Мангейм и Р.К. Рич перечисляют этапы изучения политических процессов с помощью их математического моделирования: первый этап построения модели системного анализа — индуктивный: отбор наблюдений, относящихся к процессу, который предстоит моделировать; второй этап — переход от определения проблемы к построению неформальной модели, представляющей собой набор «инструментов» (допущений, принципов анализа), которые позволяют объяснить отобранные наблюдения; исследователи строят несколько неформальных моделей и пытаются определить, какая из них лучше отображает изучаемую проблему; третий этап — переход от неформальных моделей к формальным, в которых все допущения сформулированы в математической форме; четвертый этап — «этап математической обработки формальной модели», который является «решающим в математическом моделировании». Математический анализ этой модели предполагает выявление следствий действия моделируемого процесса; он представляет собой «дедуктивное ядро», математического моделирования социальных процессов, заключающееся «в поиске нетривиальных и непредвиденных выводов из правдоподобных допущений.
Далее следует вернуться к первоначальной стадии моделирования, чтобы проверить, соответствуют ли полученные выводы тому, что изначально ожидалось от модели, имеют ли эти выводы смысл в свете эмпирических наблюдений, можно ли получить с помощью данной модели другие имеющие научное значение выводы, можно ли эту модель сделать более общей, чтобы исследовать с ее помощью более широкий круг социальных явлений.
Из изложенного можно сделать вывод: не переоценивая роли моделей системного анализа в исследовании общественных явлений, с их помощью можно получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явлений, в том числе социально-экономических и политических процессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, а также вполне определенный или же вероятностный характер.
Суть этого метода относительно проста: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например о их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других. Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них.
Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.
Этим методам соответствует и система категорий, т.е. наиболее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа: «сравнение», «сходство», «различие», «объект сравнения», «субъект, осуществляющий сравнительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установками и ценностными ориентациями), «угол видения» сравниваемых явлений», «целое», «часть», «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования), «социальная однородность» и «социальная неоднородность» исследуемых явлений и процессов, «метод сравнения» и др.
Основное значение сравнительного анализа — получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и процессов, но и о их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об общих тенденциях их функционирования и развития. Как справедливо указывают французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси, «хотя вначале сравнение может быть вызвано поиском информации, оно одновременно является ключом к познанию. Именно это делает его одним из наиболее плодотворных направлений мышления».
Сравнительный анализ способствует критическому пересмотру взглядов исследователя на те или иные общественные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то отдельной страны и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран. Тем не менее при сравнительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных стран, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов, которые характеризуются понятием «этноцентризм» (т.е. замыкающийся на данных изучения одной страны, прежде всего собственной).
Итак, сравнительный анализ различных явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран. Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения сотрудничества с ними в экономической, политической, научной и других сферах общественной жизни.
Механизм сравнительного анализа
Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).
Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как сегментация: деление
целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу.
Так, можно выделить такие звенья экономического процесса в том или ином обществе, как производство, распределение, обмен и потребление созданных материальных благ, и затем исследовать каждое из них. При этом данные о них можно сопоставить с данными об аналогичных звеньях экономического процесса в других странах, провести их всесторонний сравнительный анализ. Из системы существующих в разных странах политических отношений можно выделить, например, отношения законодательной власти и также провести их сравнительный анализ. В том и другом случаях выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко.
Объектами сравнительного анализа могут стать общественные процессы — экономические, политические, идеологические и другие, равно как и их составляющие, в том числе субъекты этих общественных процессов: классы, нации, другие социальные группы, различные элиты, отдельные личности, а также многообразные социальные институты.
Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках целого (например, сравнительный анализ деятельности различных элит или политических партий в условиях различных обществ). При этом следует помнить, что только при изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, в том числе соответствующей экономической или политической системы или же всего общества, можно получить достоверные знания о его реальном существовании и роли в обществе, ибо оно функционирует и проявляется всегда в контексте того или иного социума.
Важными этапами сравнительного анализа являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя «одновременно анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий», другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы.
Информация о работе Исследования социально экономических и политических процессов