Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:21, лекция
Научное исследование — это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности. Стремясь получить именно такое знание, исследователь социально-экономических и политических процессов стремится избежать ложных представлений о них, которые возникают совсем не редко.
Сами эти методы исследования (в данном случае — социально-экономических и политических процессов) составляют предмет научной дисциплины, о которой идет речь в настоящем учебном пособии.
Знание их необходимо в первую очередь работникам органов государственного и муниципального управления, которые в одних случаях должны со знанием дела оценить исследования этих явлений и процессов, проводимые соответствующими специалистами, а также выводы и рекомендации, а в других случаях могут сами провести исследование в составе группы специалистов или даже возглавить исследование.
Онтологическая и гносеологическая стороны дисциплины
Необходимо указать на взаимосвязь так называемых онтологической и гносеологической сторон дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»: первая указывает, какие именно процессы и их элементы, свойства исследуются в том или ином случае; вторая — на то, какими методами и с каких социальных позиций они исследуются.
Онтология — это учение о бытии. В данном случае речь идет о реальном функционировании социально-экономических и политических процессов, их содержании, тенденциях их развития и т.д. Гносеология — это учение о познании, прежде всего о методах познания, их применении в исследовании тех или иных объектов. При этом процесс познания постоянно соотносится с его объектом. В связи с этим, рассматривая методы исследования социально-экономических и политических процессов, приходится обращаться к содержанию самих этих процессов, к тому, в каком направлении они развиваются и каково их современное значение для общества. В то же время основное внимание мы уделяем характеристике методов исследования социально-экономических и политических процессов, различных теоретических подходов к их изучению. В этом проявляется методологический характер излагаемой научной и учебной дисциплины. Не случайно многие ученые характеризуют научный метод как теорию в действии.
Применяемый теоретический метод исследования способствует формированию определенного видения изучаемого явления и путей его изучения, направляет исследования ученых по соответствующему пути, определяет основные проблемы и способы их исследования.
Теоретический и прикладной уровни дисциплины
Теоретический уровень рассматриваемой дисциплины — это, по сути, арсенал научных знаний о методах изучения происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов, их взаимодействия между собой и влияния на другие области общественной жизни. Применение данных методов направлено на получение новых знаний об этих процессах.
Прикладной уровень дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» — это в основном анализ соответствующих частных методов практического решения тех или иных проблем, исходя из определенных теоретических предпосылок.
Примером может служить применение метода экспертного опроса для решения практических задач в области политики, экономики или социальной сферы жизни общества, а также применение других методов прикладной социологии: социологических опросов населения, интервью, контент-анализа и других (которые будут рассмотрены в дальнейшем).
В то же время следует иметь в виду, что хотя различия между теоретическим и прикладным уровнями рассматриваемой дисциплины могут быть весьма существенными, было бы неверно резко разграничивать их. В конечном счете тот и другой уровни исследования социально-экономических и политических процессов заключают в себе знания, направленные на решение как теоретических, так и практических проблем, хотя и в разных соотношениях.
Умение применять методы исследования социально-экономических и политических процессов (теоретические и прикладные) очень важно не только для ученых, но и для практиков, в том числе занимающихся решением проблем государственного и муниципального управления. В следующих главах будут рассмотрены многие из этих методов исследования, каждый из которых имеет свои особенности. В то же время их использование направлено на решение ряда общих проблем, которые решаются с учетом особенностей данных методов.
Теоретическая направленность исследований
В чем же заключается общая теоретическая направленность исследований социально-экономических и политических процессов, с каких бы методологических позиций они ни проводились? Можно сказать, что исследовать социально-экономические и политические процессы — это значит определить:
• их сущность и реальное содержание, т.е. то, что они представляют собой в действительности, объективно;
• тенденции, т.е. устойчивую направленность развития изучаемых процессов;
• присущие им противоречия и тем самым выявить проблемы их функционирования и развития в сложившихся условиях;
• социальные силы (классы, другие социальные группы), в интересах которых развиваются те или иные социально-экономические или политические процессы.
Эти теоретические установки, перечень которых можно продолжить, определяют методологические позиции исследователей, использование ими соответствующих методов изучения тех или иных социально-экономических и политических явлений и процессов. Все это в решающей степени обусловливает теоретическое содержание исследований, а также соответствующие выводы и рекомендации.
Социальная направленность исследований
Любое исследование общественных явлений имеет не только теоретическую, но и социальную направленность. Это заключается уже в целях исследования, которые содержат в себе полагание результатов исследования и уже поэтому так или иначе направляют его. Вместе с тем они предопределяют способы и средства исследования и таким образом в немалой степени обусловливают его содержание. К тому же цели выступают как важные побудительные силы осуществления исследования, несут в себе определенный волевой заряд, существенно воздействуя на динамику и интенсивность исследования. В связи с этим, пытаясь научно оценить любое исследование в социально-экономической и политической области общественной жизни, необходимо учитывать цели его проведения — это поможет понять не только чисто научную, но и социальную направленность исследования, что само по себе очень важно.
Пониманию этого будет способствовать также учет потребностей и интересов исследователя, причем не только теоретических, но и практических, которые задаются социальным положением как самого исследователя, так и той социальной группы, от имени которой он действует. Именно этим определяется социальная ориентация исследователя общественных явлений и процессов.
Поэтому не надо удивляться, если исследование социально-экономических и политических процессов осуществляется с таких социальных позиций, как современный буржуазный либерализм или консерватизм, социал-демократизм или марксизм. В этих позициях и проявляются социальные интересы тех классов и других социальных сил, которые определяют социальные ориентации действующих от их имени исследователей и в немалой степени их теоретические и методологические установки.
Основная особенность социального познания
Социальная направленность исследований любых процессов общественной жизни, в том числе социально-экономических и политических, — основная особенность социального познания, которое есть не что иное, как познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь поиск истины тесно связан как с теоретическими, так и социальными интересами исследователя и в значительной мере направляется последними.
Увы, это так! Чего нет (или почти нет) в естественных науках - присутствует в науках общественных, в том числе в социологии, экономической теории, политологии, истории и др.
В социальном познании всегда присутствует так называемая ценностная сторона, т.е. уяснение ценности тех или иных общественных явлений для тех, кто их исследует. Ценности выражают значение этих явлений для того или иного человека, класса, социальной группы, нации и служат своеобразными ориентирами в мышлении, деятельности и поведении людей. Получается, что значимым для исследователя является то, что отвечает его социальным интересам, которые и определяют его ценностные ориентации. Последние существенно влияют на характер его исследований, выводы и на содержание теории, которую он создает.
Наиболее распространенными в современном мире являются либеральное, консервативное, социал-демократическое и марксистское направления исследований.
Влияние каждого из этих направлений постоянно менялось и меняется — главным образом в связи с изменением конъюнктуры в области экономической и политической жизни общества и в развитии самой науки. Как уже отмечалось, научные предпосылки исследования социально-экономических и политических процессов тесно переплетаются с социальными предпосылками, коренящимися в характере взаимодействия различных социальных сил, в конечном счёте в содержании сложившихся общественных отношений.
Представители каждого из указанных направлений в своих трудах исходят из присущего им теоретического видения современных социально-экономических и политических процессов и соответствующей методологии их исследования. Рассмотрим эти направления.
Либерализм
Это направление с начала возникновения заявило о себе как проявление буржуазной общественной мысли. Идеи либерализма были обоснованы в XVII—XVIII вв. английским философом Дж. Локком и английским экономистом А. Смитом, а также французским философом Ш.Л. Монтескье. В дальнейшем они получили развитие в трудах Т. Джефферсона, Т. Пейна, А. Гамильтона и других американских мыслителей, а также в трудах английского философа, экономиста и правоведа И. Бентама, видного французского теоретика в области буржуазной демократии А. Ток-виля и ряда других западноевропейских ученых. Большой вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители, специалисты в области философии, истории, политологии и права Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Гессен, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев и др.
Представители либерализма, осмысливая общество, его экономическую, политическую и духовную жизнь, деятельность его правовых институтов (речь идет в то же время о главных методологических подходах к исследованию общественных явлений, в том числе экономических, политических и др.), использовали определенные критерии, главным из которых была (и есть) идея свободы человека1 — в первую очередь свобода выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, а также свобода его деятельности и связанные с ней другие гражданские свободы. Предметом исследования становятся состояние общества с точки зрения наличия или отсутствия в нем тех или иных экономических, политических и гражданских свобод и нахождение путей их наиболее полной реализации.
В связи с этим теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:
• свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;
• содержание действующего права как меры свободы личности и как института, регулирующего общественные отношения между людьми;
• взаимодействие права и государства, которое, по убеждению Дж. Локка, не должно поглотить права и свободы граждан;
• основные принципы формирования правового государства;
• разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; факторы, обеспечивающие их гармоническое взаимодействие (нахождение необходимых для этого сдержек и противовесов);
• роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;
• условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и свободные рыночные отношения.
Эти и другие проблемы, так или иначе связанные с проблемами свободы человека и мерой ее реализации в данном обществе, исследуются чаще всего путем анализа интересов людей (экономических, политических и др.), существующих правовых норм и деятельности соответствующих политических институтов данного общества, прежде всего государственных.
Основная роль государства усматривается в защите интересов и прав граждан, их социальных свобод. При этом отрицается право государства вмешиваться в личную жизнь граждан, в том числе в их предпринимательскую деятельность. Эта позиция нашла выражение в принципе laissez faire, означающим полную свободу экономической деятельности и рыночной конкуренции предпринимателей, невмешательство государства в их деятельность и в экономику вообще. Со времени А. Смита либералы традиционно отводили государству роль «ночного сторожа», охраняющего собственность граждан, их права, порядок в стране и защищающего ее от внешних посягательств (Выдающийся английский экономист XX в. Дж. М. Кейнс писал, что «Максима laissez faire традиционно приписывается купцу Лежандру, жившему в XVII веке. На вопрос, что нужно сделать, чтобы помочь ему, Лежандр ответил: «Nous laissez faire» («Позвольте нам действовать самостоятельно»). «Управлять лучше - значит управлять меньше», - говорил он.).
По их мнению, свободе экономической деятельности людей должны соответствовать их политическая свобода, т.е. свобода их политической деятельности, политическое равноправие и равенство всех перед законом, что провозглашалось как правовой идеал.
Трудовая теория стоимости основоположника экономического либерализма А. Смита, игравшая немаловажную методологическую роль в исследовании экономических явлений, также отвечала идеям свободы, равенства и справедливости. А. Смит писал, что обмен товарами в соответствии с затраченным на них трудом утверждает равенство на рынке как одно из проявлений экономического равенства и в то же время справедливость, заключающуюся в эквивалентном обмене. По Смиту, «невидимая рука рынка» все расставляет на свои места.
Содействие развитию свободного рынка и следующее из этого невмешательство государства в экономику является основной идеей представителей и современного экономического либерализма. Однако они признают, что рыночная экономика не может обеспечить благосостояние всех людей, ликвидировать безработицу, реализовать идеи социальной справедливости. Этим объясняется увеличение числа работ современных либералов, в которых исследуются возможности обеспечения достойного существования всего населения страны, а также проблема социальной защиты различных слоев общества.
Заметное влияние на развитие современной экономической науки и тем самым на содержание многих исследований в сфере экономики оказывает так называемая монетаристская теория. Она была создана представителями так называемой чикагской школы, возглавляемой видным современным экономистом Милтоном Фридменом. Данная теория теоретически и методологически базируется на идее свободного рынка и невмешательства государства в развитие экономики. В то же время М. Фридмен и его последователи обосновывают идею о первостепенной роли денежного обращения и главным образом денежно-кредитных операций в функционировании рыночной экономики. Об этом более подробно будет рассказано далее. Отметим только, что теория монетаризма, исходящая из представлений о самоорганизации и саморегулировании экономических процессов и вносящая свой вклад в их исследование, доказывает актуальность основополагающих идей либерализма при изучении современных экономических явлений и процессов.
Информация о работе Исследования социально экономических и политических процессов