Кадровая политика торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и разработка кадровой политики в торговой организации на примере любой из отечественных торговых организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ…...…..4
1.1. Понятие, цели и задачи кадровой политики………………………….…….4
1.2. Элементы кадровой политики……………………………………………….7
1.3. Типы кадровой политики…………………………………………………….8
Пассивная и реактивная кадровая политика………………………….……..9
Превентивная и активная кадровая политика………………………………10
Рациональная и авантюристическая кадровая политика…………………..10
Открытая и закрытая кадровая политика……………………………...……12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ……………….…14
2.1. Политика занятости…………………………………………..……………..14
2.2. Политика обучения……………………………………………………...…..19
2.3. Политика оплаты труда……………………………………………………..24
2.4. Политика благосостояния…………………………………………………..35
2.5. Политика трудовых отношений…………………………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…40
Список литературы………………………………………………………………41
Приложение…………………..…………………………………………….……42

Вложенные файлы: 1 файл

Кадровая политика.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Целью  «сохраняющего»  обучения  является  усвоение  фиксированных  взглядов,  методов  и  правил  для  того,  чтобы  эффективно  работать  в  известных  и  повторяющихся  ситуациях,  для  развития  способностей  обучаемых  решать  те  проблемы,  которые  актуальны.

Планирование  программ  подготовки – составная  часть  общего  планирования  трудовых  ресурсов  наряду  с  расчетом  потребности  в  персонале,  составлением  планов  набора,  планированием  карьеры.

Можно выделить две  основные  современные  модели  подготовки  рабочих  кадров:

    1. обучение  без  отрыва  от  работы.  Теоретический  курс  в  профессионально-технической  школе  и  практическая  подготовка  на  предприятии;
    2. обучение  с  отрывом  от  работы  в  специализированных  профессионально-технических  учебных  заведениях  и  центрах  подготовки  кадров.

Обучение  персонала  является  прибыльным  капиталовложением,  что  легко  доказать,  взяв  в  качестве  примера  расходы  на  обучение  персонала  известных  американских  фирм. 

Например, подготовку и обучение новых сотрудников компания «Перекресток»  проводит комплексно: на всех уровнях и по всем направлениям. С целью быстрого освоения рынка розничных продаж была создана учебная база, включающая:

    • учебный центр, в котором проходят теоретическое обучение все специалисты и менеджеры магазинов;
    • школа-магазин, в которой обучающиеся проходят практическую подготовку с опытными наставниками.

Учитывая количество претендентов на должности линейного  персонала, не имеющих опыта в торговой сфере, можно сказать, что заключая трудовой договор, работник и работодатель часто имеют асимметричную информацию о необходимых знаниях, умениях и готовности работать, несовпадения ожиданий двух сторон.

Будущий сотрудник недостаточно ясно представляет себе работу и свои обязанности, объем работ потребности. Такая возможность в «Перекрестке» есть, и компания очень внимательно относится к сотрудникам, которые хотят в компании расти и развиваться. Для этого в компании создан корпоративный центр оценки, одна из задач которого - при помощи современных и наиболее точных методов (ассес-смент-центр. интервью по компетенциям) вместе с непосредственными руководителями департамента торговли определять наиболее перспективных сотрудников, которые в ближайшем будущем при соответствующей подготовке способны стать специалистами и менеджерами магазинов, директорами магазинов, а возможно, и руководителями в центральном офисе. Для этого ежемесячно в компании проходят отборочные туры в кадровый резерв с последующим обучением успешных кандидатов в учебном центре и школе-магазине.10

Так же, например, в компании «Радеж», в котором ежемесячно проходят обучение и повышают квалификацию до 200 человек. В учебный центр входят - торговый класс, класс информационных технологий для обучения среднего и высшего управленческого звена и учебный, реально работающий магазин с малой проходимостью, где каждый сотрудник заканчивает период стажировки. В торговом классе помимо обучения, они проводят занятия с органами государственного контроля, презентации и дегустации с компаниями-поставщиками и производителями продукции. Более половины персонала в течение года познакомились с продукцией волгоградских производителей и поставщиков из других регионов.

Занятия в учебном центре проходят в активном режиме. Пространство организованно таким образом, что создает возможность свободного обсуждения, демонстрации видеоматериалов, на торговых стеллажах представлены товары различных групп. В учебном центре можно все попробовать, как в настоящем магазине. Стажеры учатся правильному обращению с продукцией, получают первый опыт красивой и правильной выкладки, навык работы с планограммами и имеют возможность оценить свою скорость работы. Использование тренинговых технологий позволяет формировать необходимые навыки применения знаний и умений.

На перерывах всегда можно выпить чашку чая, кофе, перекусить и послушать музыку, познакомиться с альбомом фотографий корпоративных мероприятий. Такая гостеприимная атмосфера раскрепощает и закладывает основы корпоративного духа.

Второй день обучения проводит инструктор по работе на ККМ и тренер. Стажеры осваивают правила кассовой дисциплины и технику работы на ККМ.

Три кассовых терминала, оснащенные сканерами, позволяют каждому получить навыки работы, а при необходимости записаться на дополнительные занятия с инструктором.

Важно не только научиться работать точно и быстро, но и правильно общаться с покупателями. Все ходят в магазины и всегда приятно видеть приветливого кассира. И все знают, как не просто убедить человека, работающего в продовольственном магазине, что улыбка должна быть нормой общения с клиентом. Для того чтобы поддерживать принятые корпоративные нормы обслуживания покупателей в программу заложены процессы и упражнения, способствующие личностному росту сотрудника.

После прохождения курса занятий каждый стажер получает направление на работу в какой-либо филиал, где дальнейшее формирование профессиональных умений проходит под руководством наставника. В течение стажировки новичок продолжает пополнять свои профессиональные знания самостоятельно: после цикла обучения каждый стажер получает задание описать характеристики различных групп товаров, представленных в магазине.11

 

На примере универсамов «Копейка», можно рассудить насколько активно они используют систему внутрикорпоративного обучения. В магазине работает Учебный центр. Тренинг - менеджеры разрабатывают программы обучения, учитывающие особенности работы магазинов и складов. Эти программы переводятся в мультимедийный формат, после чего используются как для первичного обучения, так и для повышения квалификации. Такой подход позволяет скромными ресурсами решить важнейшую для компании задачу формирования и развития профессиональных навыков.12

 

2.3. ПОЛИТИКА ОПЛАТЫ ТРУДА

 

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность  и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия - прибылью.

Например, уровень оплаты труда работников магазинов «ПАТЭРСОН» зависит от формата розничной торговой организации и наличия некоторых внутренних условий. Анализ рынка труда показывает минимум 6500 рублей у кассира и 7000 рублей у продавца при, иногда 11-часовой смене. Это одна из основных причин высокой текучести и сложности привлечения новых сотрудников. С другой стороны, по этой причине некоторые розничные торговые организации стали кузницей кадров. Сегодня розничные торговые организации пришли к пониманию, что в тех областях, где крайне трудно найти и сохранить квалифицированный персонал, важно установить необходимый уровень дохода работника.

В 2003 году на Западе часовой  тариф продавца, включая премиальную часть, составил $ 8,51, в России — $ 1.18. При этом доход почти 50% сотрудников западных розничных сетей составил от 7.08 до 11.3 долл. в час. Доход обслуживающего и вспомогательного персонала магазинов на Западе составил не менее о.18 долл. в час, а управляющего персонала до 16.96 долл. в час, или почти 4300 долларов ежемесячно. Некоторые российские розничные сети выходят на такой уровень оплаты труда уже сейчас. Однако при этом сразу же встает вопрос численности сотрудников магазина и оптимизации операционных затрат.

В российских розничных торговых организациях нет одинаковых компенсационных систем. Однако вырабатываются некие стандартные подходы при определении ставки должностного оклада или базового тарифа. Естественно, что размер компенсации зависит от выручки магазина и всей сети. Розничные торговые организации переходят на построение системы оплаты труда связанной с KPI.

Ставка кассиров и  продавцов может включать комбинацию базовых ставок или должностных окладов, базовых тарифов, системы надбавок, премиальных и комиссионных. В условиях комиссии продавцы получают процент от той выручки, которую они выработают в свою смену. Данная опция позволяет продавцам значительно увеличить свой доход и зависит от их способности продать свой товар и от умения привлечь покупателя.

Работодатель может  применять и другие виды поощрений: бонусы, премии, дисконтные карты, планы  участия прибыли компании (опционы), долгосрочную мотивацию или отложенное участие в прибыли. Однако даже западные розничные сети пришли к пониманию, что не все компенсационные инструменты работают и применимы. Не всех сотрудников, особенно «фронт офис», можно заинтересовать долгосрочными или отложенными (виртуальными) компенсационными схемами. Управленческий персонал, особенно в условиях повышения уровня капитализации часто невозможно заинтересовать предложением опционов.13

Можно привести пример, связанный  с заработной платой в двух магазинах одной и той же фирмы, торгующей строительными материалами. В магазине ковровых покрытий царит доброжелательность, в магазине обоев клиентов почти ненавидят… В обоих случаях система заработной платы одинаковая: это процент от валовой выручки (денег вырученных за товары), НО проблема в том, что при одинаковой трудоемкости каждой продажи (показать, уговорить, оформить), валовая выручка в магазине ковровых покрытии больше...

Подобное избегание  действительно сложной задачи достаточно характерно и эмоционально вполне объяснимо. Зарплата - это, образно говоря, «ген фирмы», после изучения которого можно многое сказать о здоровье корпоративного организма в целом.

Опыт специалистов свидетельствует: в течение последних 3-4-х лет, независимо от формулирования исходного задания, практически ни один проходит без экспертизы и/или разработки (изобретения) моделей заработных плат для сотрудников уважаемого Заказчика.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Так, приходилось разрабатывать  зарплаты и/или системы вознаграждения в нескольких десятках предприятий  разных стран СНГ и ближнего зарубежья, числе для: директоров сетей супер- и гипермаркетов; менеджеров по продаже элитного алкоголя и табака; сметчиц проектных организаций; специалистов контрактных отделов строите материалов; секретарей Back office инвестиционных компаний; проектировщиков архитектурных бюро; страховых агентов на железной дороге; специалистов отдели рекламы различных фирм; начальников строительных участков; интервьюеров маркетинговых агентств; продавцов супермаркетов и бутиков; менеджеров риэлтерских фирм; учителей музыкальных школ; директоров департаментов поставки кабельной продукции; строительных и хозяйственных материалов; финансовых директоров ... и многих других

При этом замечено, что, несмотря на достаточно большое разнообразие приведенных профессий, а так  же практически независимо от размера  организации, большинство компаний несчастны не «по-своему», а  одинаково или почти одинаково.

Оборотные стороны неприбыльных привычек

Попытаемся разобраться, что происходит в магазинах ковровых покрытий и обоев и разрешить ситуацию.

Удачная мысль первой в голову не приходит. К несчастью, первая мысль, которая немилосердно претворяется в жизнь в подобных ситуациях — установить разные проценты. Продавцам магазина обоев был установлен больший процент от валовой выручки (оборота), чем продавцам ковровых покрытий. Результатом теперь обижены не только продавцы обоев, но и продавцы ковровых покрытий...

Какой стереотип помешал  уважаемому руководителю прийти к иному решению? Эмоционально понятная, но нелогичная привычка искать единственно верный «результат» и желание платить премию от прибыли или от оборота даже тем сотрудникам, функции которых необходимы, но не достаточны для их увеличения.

Оборот магазинов объективно разный, а система стимулирования должна быть одинаковая. Поскольку магазин ковровых покрытий по обороту лидирует, то получается, что и его выручка, и пропорциональная ей зарплата, является эталоном для магазина обоев. И, заметим, эталоном, недостижимым для продавцов. Очевидно, магазину обоев нужен другой эталон, не связанный с магазином ковров.

Было предложено установить для каждого магазина свои эталоны сразу по двум параметрам: эталон по обороту и эталон по числу продаж. В магазине ковровых покрытий больше оборот, но число продаж больше в магазине обоев: каждому приходится работать в соответствии со своим эталоном. Как видим, конечный результат бывает о двух головах.

Информация о работе Кадровая политика торговой организации